Средневековая философия. Основные идеи

Содержание

Слайд 2

1. Периодизация средневековья в истории философии

Средневековье – период со времени падения Римской

1. Периодизация средневековья в истории философии Средневековье – период со времени падения
империи в 476 году до падения Византийской империи, просуществовавшей с 395 по 1453 год.
Временные границы для обозначения средневековья условны, идеология средневековья формировалась раньше (например, Никейский церковный собор 325 года).

Для европейской культуры с V по XV века, древнерусский период датируем примерно с X века.

Слайд 3

2. Локализация основных направлений средневековой философии.

Для философии характерен теоцентризм, философия существует как

2. Локализация основных направлений средневековой философии. Для философии характерен теоцентризм, философия существует
богословие;
Западноевропейская традиция философствования связана с латынью и католичеством;
Восточноевропейская традиция связана с византийской культурой, греческим и славянскими языками.

Следствие разделения христианства на Западную и Восточную церкви в 1054 году.

Слайд 4

3. Основные формы средневековой философии

Для средневековой философии был характерен теоцентризм, центральное положение

3. Основные формы средневековой философии Для средневековой философии был характерен теоцентризм, центральное
теологии (богословия) в структуре знания.
Философия понималась как «служанка богословия» – Иоанн Дамаскин (675-750), Пётр Дамиани (1006-1072 утверждали об этой роли философии. Пётр Дамиани обосновал целибат как социальную норму для католических священников.
Патристика – учение «отцов церкви». Особо почитаемые – Василий Великий (330-379), Григорий Богослов (Назианзин, ум. 389), Иоанн Златоуст (ум. 407).

Патристика и схоластика.

Слайд 5

Патристика

Патристика сформировала канон, то есть отделила Библию (как Ветхий Завет и Новый

Патристика Патристика сформировала канон, то есть отделила Библию (как Ветхий Завет и
Завет) от апокрифов (небиблейских поздне-иудейских и раннехристианских текстов) и от агиографии (жанра литературы, который посвящён житиям святых).
В учении отцов церкви антропологические и этические проблемы решаются в контексте богословских и онтологических размышлений. Такова, например, философия каппадокийцев (византийских философов) Василия Великого, Григория Нисского и западноевропейского мыслителя Августина Аврелия.

Учение «отцов церкви».

Слайд 6

Василий Великий (330-379)

Считал, что в акте божественного творения заложено развитие, «самозарождение»», поэтому

Василий Великий (330-379) Считал, что в акте божественного творения заложено развитие, «самозарождение»»,
созерцание мира, закономерности, красоты и величия космоса возводит ум к размышлениям о Творце.
Космологическое, телеологическое и моральное доказательства бытия Бога.

«Шестоднев»

Слайд 7

Григорий Нисский (335-394)

Утверждал, что выражение единой сущности Бога и человека в том,

Григорий Нисский (335-394) Утверждал, что выражение единой сущности Бога и человека в
что человек понимается как образ и подобие Бога.
Причастность к Благу означает, что в человеке есть «представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость» (моральное доказательство бытия Бога).
Однако, свобода воли без контроля разума порабощает человека «естеству», что порождает зло (идеи неоплатонизма).
Считал, что ничто так не укрепляет «взаимное общение и человеколюбие», как «словесные науки» – грамматика, риторика, философия.

«Об устроении человека»

Слайд 8

Августин Аврелий (354-430)

Онтология Августина построена вокруг учения о Боге как принципе бытия

Августин Аврелий (354-430) Онтология Августина построена вокруг учения о Боге как принципе
(средневековый неоплатонизм). Бог как метафизический принцип физического пространственно-временного существования, сотворённого мира. Онтологическое доказательство бытия Бога.
Антропология Августина – в обосновании того, что быть добродетельным – значит ценить душу больше тела, уметь контролировать страсти. Человек греховен в силу первородного греха. Свобода воли человека может быть обращена к добру и к злу, и человек сам выбирает добро или зло.

«Исповедь», «Свободное суждение», «О граде Божьем», «О Троице».

Слайд 9

Схоластика

Схоластика – многовековой опыт трансляции религиозной традиции, письменности и культуры.
Схоластика обосновывала проблемы

Схоластика Схоластика – многовековой опыт трансляции религиозной традиции, письменности и культуры. Схоластика
доказательства бытия Бога, присутствия зла в мире и теодицеи – оправдания Бога за присутствие зла в мире.

От слова «школа».

Слайд 10

Иоанн Дамаскин (675 – ок. 753/780)

Трактат «Источник знания» – Ч.1 – «Диалектика»,

Иоанн Дамаскин (675 – ок. 753/780) Трактат «Источник знания» – Ч.1 –
Ч.2 «О ересях» (выступал за иконопочитание); Ч.3. «Точное изложение православной веры».

Его деятельность – пример ранней схоластики в византийской мысли.

Слайд 11

Фома Аквинский (1225(6) – 1274).

Обобщил доказательства бытия Бога.
Последователь Аристотеля, обосновывал доказательства бытия

Фома Аквинский (1225(6) – 1274). Обобщил доказательства бытия Бога. Последователь Аристотеля, обосновывал
Бога исходя из бытия вещей.
Фома Аквинский вслед за Аристотелем определяет душу как энтелехию (форму), источник же форм – Бог как высшее благо, поэтому человеческое счастье – не плотские наслаждения, а стремление к познанию Бога.

«Сумма теологии».

Слайд 12

Онтологическое доказательство

Бог как первая причина бытия, первая субстанция, самодостаточная сущность.

CAUSA SUI

Онтологическое доказательство Бог как первая причина бытия, первая субстанция, самодостаточная сущность. CAUSA SUI

Слайд 13

Космологическое доказательство

Бог как метафизическая сущность, производящая существование физического пространственно-временного мира.
Творец

Космологическое доказательство Бог как метафизическая сущность, производящая существование физического пространственно-временного мира. Творец

Слайд 14

Кинетическое доказательство

Бог как недвижимый двигатель. Всё в мире постоянно движется, что-то произвело

Кинетическое доказательство Бог как недвижимый двигатель. Всё в мире постоянно движется, что-то
первое движение, это Бог как источник движения.
Перводвигатель.

Слайд 15

Телеологическое доказательство

Всё в мире целесообразно, закономерно, значит, цель и законы заложены в

Телеологическое доказательство Всё в мире целесообразно, закономерно, значит, цель и законы заложены
это мир его творцом, то есть Богом.
Целесообразность.

Слайд 16

Моральное доказательство

Бог как источник и высшая степень совершенства всего самого лучшего, что

Моральное доказательство Бог как источник и высшая степень совершенства всего самого лучшего,
есть в мире – добра и красоты.
Степень совершенства.

Слайд 17

Схоластическая дискуссия – спор об универсалиях.

Реалисты (последователи Платона). Универсалии, м/ф сущности, реальны.

Иоанн

Схоластическая дискуссия – спор об универсалиях. Реалисты (последователи Платона). Универсалии, м/ф сущности,
Скот Эриугена (9 в.);
Ансельм Кентерберрийский (11 в.);
Аделард Батский (12 в.);
Альберт Великий (13 в.);
Фома Аквинский: универсалии существуют: 1) «до вещей» как идеи; 2) «в вещах» как формы; 3) «после вещей» как имена, названия вещей в человеческом разуме.

Номиналисты (последователи Аристотеля). Универсалии – имена вещей (nomen)

Беренгар Турский (11 в.);
Росцелин (ок.1050 – 1122);
Пьер Абеляр (1079 -1142), умеренный номиналист;
Роджер Бэкон (ок.1214 – после 1292);
Иоанн Дунс Скотт (1266-1308);
Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349): «не следует умножать сущности без необходимости».

Слайд 18

4. Проблема свободы человека в средневековой философии

В философии проблема свободы рассматривается и

4. Проблема свободы человека в средневековой философии В философии проблема свободы рассматривается
как обоснование свободы метафизической, личностной, и как аспект политической свободы.

Основные идеи.

Слайд 19

Григорий Нисский (335-394).

Утверждал, что человек создан по образу и подобию Бога, поэтому

Григорий Нисский (335-394). Утверждал, что человек создан по образу и подобию Бога,
сущность человека едина с сущностью Бога, поэтому у человека есть свобода воли.
Причастность к благу означает, что в человеке есть «представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость». Благодаря им человек может быть свободен и самовластен.
Однако, свобода воли без контроля разума порабощает человека «естеству», и это порождает зло (неоплатонизм). Таким образом, свобода воли может быть как свобода к добру и свобода к злу.
Обоснование теодицеи: не Бог ответственен за присутствие зла в мире, а человек. Совершая выбор в пользу «морального» зла, человек впускает в мир «природное» зло.

«Об устроении человека».

Слайд 20

Августин Аврелий (354-430), известный также как Блаженный Августин.

Антропология Августина сформировала представления, определившие

Августин Аврелий (354-430), известный также как Блаженный Августин. Антропология Августина сформировала представления,
этические воззрения средневековья:
- Человек создан по образу и подобию Божьему;
- Человек может спастись, обратившись к Христу;
- Человек имеет свободу воли, и это может быть свобода к добру и свобода к злу.

«Исповедь», «Свободное суждение», «О Троице», «О Граде Божьем».

Слайд 21

Ещё некоторые примеры обоснования метафизической свободы в средневековой философской антропологии.

Боэций (ок.480

Ещё некоторые примеры обоснования метафизической свободы в средневековой философской антропологии. Боэций (ок.480
– 524/6), «Утешение философией»: человек от природы своей греховен, несвободен от последствий первородного греха Адама и Евы, хотя тело человека греховно, душа должна стремиться к добру.
Фома Аквинский (1225 (6) – 1274), «Сумма теологии»(обобщил доказательства бытия Бога): человеческое счастье – не плотские наслаждения, а стремление к познанию Божественной сущности. Моральное доказательство бытия Бога, доказательство от степени совершенства, даёт знание о добре и зле. Переход от неоплатонизма к аристотелизму.
«Диоптра» Филиппа Пустынника, древнерусский текст XIV века (самый ранний сохранившийся список ок.1471 года), в котором происходит диалог Души-Госпожи и Служанки-Плоти.

В западноевропейской и древнерусской традициях.

Слайд 22

5. Византийская и древнерусская философия

Основоположники славянской письменности;
Перевели Писание и богослужение на церковнославянский

5. Византийская и древнерусская философия Основоположники славянской письменности; Перевели Писание и богослужение
язык;
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ:
Антоний и Феодосий Печерские (XI);
«Пчела», рукописные варианты XII-XVIII веков;
«Диоптра» Филиппа Пустынника (XIV век);
«Толковая Палея» (начало XIII века).

Кирилл (826-869) и Мефодий (820-885).

Слайд 23

«Слово о законе и благодати» (кон. X - середина XI в.в.)

Митрополит Иларион

«Слово о законе и благодати» (кон. X - середина XI в.в.) Митрополит
Киевский: «принцип симфонии». На фото: герб Византии.

Слайд 24

Исихазм (молчание)

Симеон Новый Богослов (942 – 1022): аскеза, «умное делание» (молитвенное молчание),

Исихазм (молчание) Симеон Новый Богослов (942 – 1022): аскеза, «умное делание» (молитвенное
учение о «фаворском свете»;
Григорий Синоит (ум. 1346), «келейный исихазм»;
Григорий Палама (ум. 1358), защищавший афонскую мистику на церковных соборах 1347 и 1351 годов и добившийся её провозглашения идеологией Византийской империи;
Митрополит Киевский Киприан (1330 – 1406);
Исихазм как нестяжательство в дискуссии с иосифлянами (церковный собор 1503 года).

Псевдо-Дионисий Ареопагит (прибл. VI век). Апофатическое и катафатическое богословие.

Слайд 25

Церковный собор 1503 года:

Нестяжатели (исихасты)

Нил Сорский (1433 – 1508),
«Предание ученикам»;
Вассиан Патрикеев, Максим

Церковный собор 1503 года: Нестяжатели (исихасты) Нил Сорский (1433 – 1508), «Предание
Грек, Артемий Троицкий.

Иосифляне

Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих».
Концепция «двух мечей».
Филофей Псковский: политическая идеология «Москва – третий Рим».

Слайд 26

Филофей Псковский (ок. 1456 – 1542)

«Москва – Третий Рим».
На фото: Приказная палата

Филофей Псковский (ок. 1456 – 1542) «Москва – Третий Рим». На фото:
в Пскове, рукописная книга, экземпляр Соборного Уложения 1649 года, открытый на 10й главе.