Записки из подполья (1864). Философский пролог к пятикнижию

Содержание

Слайд 2

Ситуация подполья.
«…И наш свет, и наше подполье.. Он сделал сложными нашу душу,

Ситуация подполья. «…И наш свет, и наше подполье.. Он сделал сложными нашу
нашу веру, наше искусство…» (Вяч. Иванов о Достоевском).
Что означает «подполье»?
Это исходная ситуация трагических мыслителей во всех больших романах.

Слайд 3

Композиция.

1 часть. «Подполье» - диалектика размышлений и рассуждений «подпольного».
2 часть. «По

Композиция. 1 часть. «Подполье» - диалектика размышлений и рассуждений «подпольного». 2 часть.
поводу мокрого снега» - история-ретроспекция о том, как испытывается герой «живой жизнью», отношениями с окружающими людьми.

Слайд 4

Монологи «подпольного».

О преимуществах развитого сознания. Противопоставление деятеля и рефлектера, созерцателя. Полемика

Монологи «подпольного». О преимуществах развитого сознания. Противопоставление деятеля и рефлектера, созерцателя. Полемика
с Тургеневым. В чем ее суть?
«Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом. ни честным, ни героем, ни насекомым. Теперь же доживаю в своем углу, дразня себя злобным и ни к чему не служащим утешением, что умный человек и не может серьезно чем-нибудь сделаться, а делается чем-нибудь только дурак. Да-с, умный человек девятнадцатого столетия должен и нравственно обязан быть существом по преимуществу бесхарактерным; человек же с характером, деятель, - существом по преимуществу ограниченным».

Слайд 5

Что означает «стена» в рассуждениях героя?

«Невозможность - значит каменная стена? Какая каменная

Что означает «стена» в рассуждениях героя? «Невозможность - значит каменная стена? Какая
стена? Ну, разумеется, законы природы, выводы естественных наук, математика . Уж как докажут тебе, например, что от обезьяны произошел, так уж и нечего морщиться, принимай как есть. Уж как докажут тебе, что, в сущности, одна капелька твоего собственного жиру тебе должна быть дороже ста тысяч тебе подобных и что в этом результате разрешатся под конец все так называемые добродетели и обязанности и прочие бредни и предрассудки, так уж так и принимай, нечего делать-то, потому дважды два - математика. Попробуйте возразить. "Помилуйте, - закричат вам, - восставать нельзя: это дважды два четыре! Природа вас не спрашивается; ей дела нет до ваших желаний и до того, нравятся ль вам ее законы или не нравятся. Вы обязаны принимать ее так, как она есть, а следственно, и все ее результаты. Стена, значит, и есть стена... и т. д., и т. д.". Господи боже, да какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне почему-нибудь эти законы и дважды два четыре не нравятся? Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило».

Слайд 6

Деятель –туп и ограничен, сознающий – свободен.

«То ли дело все понимать, все

Деятель –туп и ограничен, сознающий – свободен. «То ли дело все понимать,
сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путем самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват…»

Слайд 7

2.Критика рационалистических концепций человека и прогресса. Теория «расчета выгод» и рассуждения «подпольного».

«Все

2.Критика рационалистических концепций человека и прогресса. Теория «расчета выгод» и рассуждения «подпольного».
эти теории – одна логистика»
«Человека трудно рассчитать рационально».
«Дважды два четыре не есть жизнь, а начало смерти».

Слайд 8

О ВЫГОДЕ

«…с волнением и страстью будет говорить вам о настоящих, нормальных человеческих

О ВЫГОДЕ «…с волнением и страстью будет говорить вам о настоящих, нормальных
интересах; с насмешкой укорит близоруких глупцов, не понимающих ни своих выгод, ни настоящего значения добродетели; и - ровно через четверть часа, без всякого внезапного, постороннего повода, а именно по чему-то такому внутреннему, что сильнее всех его интересов, - выкинет совершенно другое колено, то есть явно пойдет против того, об чем сам говорил: и против законов рассудка, и против собственной выгоды, ну, одним словом, против всего... Предупрежу, что мой приятель - лицо собирательное, и потому только его одного винить как-то трудно. То-то и есть, господа, не существует ли и в самом деле нечто такое, что почти всякому человеку дороже самых лучших его выгод, или (чтоб уж логики не нарушать) есть одна такая самая выгодная выгода (именно пропускаемая-то, вот об которой сейчас говорили), которая главнее и выгоднее всех других выгод и для которой человек, если понадобится, готов против всех законов пойти, то есть против рассудка, чести, покоя, благоденствия, - одним словом, против всех этих прекрасных и полезных вещей, лишь бы только достигнуть этой первоначальной, самой выгодной выгоды, которая ему дороже всего».

Слайд 9

Из монолога «подпольного».

« Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни

Из монолога «подпольного». « Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг
с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить».
В человеке заложена потребность в свободе: «Что за охота хотеть по табличке? …Тотчас же он обратится из человека в органный штифтик или вроде того: потому что же такое человек без желаний, без воли и без хотений,,» «Натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, хоть врет да живет».

Слайд 10

«Самая выгодная выгода»

«…свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная

«Самая выгодная выгода» «…свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия,
иногда хоть бы даже до сумасшествия, - вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела. …хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями. И хоть жизнь наша в этом проявлении выходит зачастую дрянцо, но все-таки жизнь, а не одно только извлечение квадратного корня».

Слайд 11

Сохранить личность – «выгоднее всех выгод».

«Но повторяю вам в сотый раз, есть

Сохранить личность – «выгоднее всех выгод». «Но повторяю вам в сотый раз,
один только случай, только один, когда человек может нарочно, сознательно пожелать себе даже вредного, глупого, даже глупейшего, а именно: чтоб иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть связанным обязанностью желать себе одного только умного. Ведь это глупейшее, ведь это свой каприз, и в самом деле, господа, может быть всего выгоднее для нашего брата из всего, что есть на земле, особенно в иных случаях. А в частности, может быть выгоднее всех выгод даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям нашего рассудка о выгодах, потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность».

Слайд 12

« - Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело

« - Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело
доходит до таблички и до арифметики, когда будет одно только дважды два четыре в ходу?
а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти. По крайней мере человек всегда как-то боялся этого дважды два четыре, а я и теперь боюсь. Положим, человек только и делает, что отыскивает эти дважды два четыре, океаны переплывает, жизнью жертвует в этом отыскивании, но отыскать, действительно найти, - ей-богу, как-то боится. Ведь он чувствует, что как найдет, так уж нечего будет тогда отыскивать. Работники, кончив работу, по крайней мере деньги получат, в кабачок пойдут, потом в часть попадут, - ну вот и занятия на неделю. А человек куда пойдет? По крайней мере каждый раз замечается в нем что-то неловкое при достижении подобных целей. Достижение он любит, а достигнуть уж и не совсем, и это, конечно, ужасно смешно. Одним словом, человек устроен комически; во всем этом, очевидно, заключается каламбур. Но дважды два четыре - все-таки вещь пренесносная. Дважды два четыре - ведь это, по моему мнению, только нахальство-с. Дважды два четыре смотрит фертом, стоит поперек вашей дороги ,руки в боки и плюется. Я согласен, что дважды два четыре - превосходная вещь; но если уже все хвалить, то и дважды два пять - премилая иногда вещица».

Слайд 13

..»» И почему вы так твердо, так торжественно уверены, что только одно

..»» И почему вы так твердо, так торжественно уверены, что только одно
нормальное и положительное, - одним словом, только одно благоденствие человеку выгодно? Не ошибается ли разум-то в выгодах? Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие? Может быть, он ровно настолько же любит страдание? Может быть, страдание-то ему ровно настолько же и выгодно, как благоденствие? А человек иногда ужасно любит страдание, до страсти, и это факт. Тут уж и со всемирной историей справляться нечего; спросите себя самого, если только вы человек и хоть сколько-нибудь жили. Что же касается до моего личного мнения, то любить только одно благоденствие даже как-то и неприлично. Хорошо ли, дурно ли, но разломать иногда что-нибудь тоже очень приятно. Я ведь тут собственно не за страдание стою, да и не за благоденствие. Стою я... за свой каприз и за то, чтоб он был мне гарантирован, когда понадобится. Страдание, например, в водевилях не допускается, я это знаю. В хрустальном дворце оно и немыслимо: страдание есть сомнение, есть отрицание, а что за хрустальный дворец, в котором можно усомниться? А между тем я уверен, что человек от настоящего страдания, то есть от разрушения и хаоса, никогда не откажется. Страдание - да ведь это единственная причина сознания».

Слайд 14

«Я хоть и доложил вначале, что сознание, по-моему, есть величайшее для человека

«Я хоть и доложил вначале, что сознание, по-моему, есть величайшее для человека
несчастие, но я знаю, что человек его любит и не променяет ни на какие удовлетворения. Сознание, например, бесконечно выше, чем дважды два. После дважды двух уж, разумеется, ничего не останется, не только делать, но даже и узнавать. Все, что тогда можно будет, это - заткнуть свои пять чувств и погрузиться в созерцание».

Слайд 15

«Я не приму за венец желаний моих - капитальный дом, с квартирами

«Я не приму за венец желаний моих - капитальный дом, с квартирами
для бедных жильцов по контракту на тысячу лет и на всякий случай с зубным врачом Вагенгеймом на вывеске. Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду. Вы, пожалуй, скажете, что не стоит и связываться; но в таком случае ведь и я вам могу тем же ответить. Мы рассуждаем серьезно; а не хотите меня удостоить вашим вниманием, так ведь кланяться не буду. У меня есть подполье».

Слайд 16

Личность – изначальная ценность.

Отвергается объектный подход к человеку. Человек – существо проблематическое,

Личность – изначальная ценность. Отвергается объектный подход к человеку. Человек – существо
загадочное, иррациональное. В нем живет потребность не только счастия и удовольствия, но и страдания.
Просветители упрощенно трактуют природу человека. Рационализированное социальное устроение человеческих судеб со всеми утопиями о хрустальных дворцах – унизительно для человека.

Слайд 17

Парадоксальность ситуации.

«Подпольный» провозглашает свободу личности, ее право на «самостоятельное хотенье», но сам

Парадоксальность ситуации. «Подпольный» провозглашает свободу личности, ее право на «самостоятельное хотенье», но
он – «трус и раб». Свобода и своеволие.
Испытание «живой жизнью». «Подпольный» и Лиза. Трансформация сюжета любви-пропаганды. Момент истины: «Я не могу…Мне не дают быть добрым…»