Слайд 2Лао-Цзы
У-вэй (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi) — созерцательная пассивность. Это
слово часто переводится как «неделание», другим вариантом перевода является «немотивированность» или, согласно И. А. Арсееву, «спонтанность». Самым главным качеством неделания является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчёта, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путём, так как опирается на восприятие здесь и сейчас.
Слайд 3древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского
философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых.
Слайд 4Дао дэ цзин
Когда Лао-цзы жил в столице Чжоу, он создал Трактат Дао
Дэ Цзин о пути вещей и его проявлениях, написанный на древнекитайском языке, который с трудом понимают сегодняшние китайцы. При этом его автор намеренно использовал многозначные слова. Кроме того, некоторые ключевые понятия не имеют точных соответствий ни в английском, ни в русском языках. Джеймс Легг в своем предисловии к переводу трактата пишет: «Письменные знаки китайского языка отображают не слова, но идеи, и последовательность этих знаков представляет не то, что автор хочет сказать, но то, что он думает».
Слайд 5Философия даосизма
Центральное место в даосизме занимает ДАО (Как сущность бытия) и ДЭ
(Как проявление Дао).
Дао – понимается как великий путь, по которому следует вселенная, ей присуща благородная сила ДЭ – благодетель, по средством которого Дао себя и проявляет.
Слайд 6От противоречий исходит два дао.
Небытие - не имеющее имя
Бытие – Имеющее
имя
Небытие порождает бытие и прежде всего небо и землю. При этом все вещи входящие в состав бытия не прочны и разрушаются, входя в состав небытия.
Из этого возникают различные идеи КОСМОЛОГИИ и КОСМОГОНИИ в даосизме. Так Дао в космологическом плане так же выступает как начало, оно предшествует миру оформленных вещей.
Слайд 7При этом субстанциональной основой бытия является ЦИ (Исходная субстанция составляющая изначальный хаос
или великий придел)
Именно из Ци выделяются две силы ИНЬ и ЯН, а из них уже образуются 5 стихий
Именно в ЦИ в конце возвращается все что было порождено
Бытие мира, понимается как круговорот этих стихий.
Слайд 8Вклад даосизма в учение о познании
В Дао ДЭ Цзын утверждается, что знание
доступно не всем. Но только совершенным людям, людям лишенным всех страстей, способным видеть за борьбой вещей их гармонию, способные видеть беспокойство и покой. Знание Дао состоит в молчании, «Тот кто говорит, тот не знает, а тот кто знает, тот не говорит».
Также трактуется и учение об человеке. Человек и общество – это часть природы, потому развитие общества также предопределено Дао.
Путь подвижника состоит в постижении Дао и действии в соответствии с ним. Отсюда основополагающий принцип Даосской этики «Принцип недеяния». Человек с высшей Дэ – бездеятелен, он не стремится делать добрые дела и потому добродетелен. Тот же принцип лежит в основе правления.
Слайд 9Заключение
Работа Лао Дзэ важна для Даосистов и не только. Особенно в современном
мире, мире, окружённом технологиями и миром, находящимся в постоянной спешке, его слова служат для напоминания об важности покоя, открытости и пере открытии забытого, но самого важного в нас самих.
Данное учение, на ряду с Конфуцианством было ведущим в Китае и на основе данных философских идей начинает развиваться религиозное направление, которое входит в тройку основных религиозных направлений Китая.