Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Тема 3

Содержание

Слайд 2

План лекции:

1. Основные черты философии средних веков.
2. Учения «отцов церкви». Августин Блаженный.
3.

План лекции: 1. Основные черты философии средних веков. 2. Учения «отцов церкви».
Схоластика. Спор об универсалиях.
4. Фома Аквинский.
5. Антропоцентризм философии Возрождения. Итальянские гуманисты (Ф. Петрарка, Пико делла Мирандола).
6. Социально-политические учения Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор).
7. Идеи Реформации (Эразм Роттердамский, Мартин Лютер).

Слайд 3

1. Наиболее существенной и характерной чертой средневековой философии является ТЕОЦЕНТРИЗМ.

Теоцентризм (греч. Theos –

1. Наиболее существенной и характерной чертой средневековой философии является ТЕОЦЕНТРИЗМ. Теоцентризм (греч.
Бог, лат. Centrum - центр круга) - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Слайд 4

Основные принципы религиозного мышления:

Креационизм. Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей

Основные принципы религиозного мышления: Креационизм. Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом
воли, благодаря своему всемогуществу.
Персонализм. Человек обладает исключительной ролью среди прочих творений Бога.
Провиденциализм. Мир развивается не сам по себе, а согласно замыслу Бога.
Авторитаризм - то есть преклонение перед авторитетом. Таковым для верующего является например священное писание или Библия.

Слайд 5

2.

Патристика – первый крупный этап в развитии средневековой философии. Основное его содержание

2. Патристика – первый крупный этап в развитии средневековой философии. Основное его
составляет систематизация и теоретическое обоснование отцами церкви христианского вероучения.

Слайд 6

Патристика (I-VIII в.)

Учения отцов церкви: заложены основы христианского богословия и философии.

Патристика (I-VIII в.) Учения отцов церкви: заложены основы христианского богословия и философии.
Главная проблема – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью и античной философией.
Функции патристики – защита и систематизация христианского учения.

Слайд 7

Тертуллиан (160 – 225 гг.).

Христианское вероучение вообще не нуждается в рациональном обосновании.

Тертуллиан (160 – 225 гг.). Христианское вероучение вообще не нуждается в рациональном
Священное писание делает излишними всякие научные исследования – в нем все объяснено.

Слайд 8

Тертуллиан (160 – 225 гг.).

«Верю, хотя это и абсурдно» – провозгласил Тертуллиан.

Тертуллиан (160 – 225 гг.). «Верю, хотя это и абсурдно» – провозгласил Тертуллиан.

Слайд 9

Представители средневековой философии периода патристики:
Августин Блаженный
(354-430)
Соединил христианское богословие с философией Платона.
Бог –

Представители средневековой философии периода патристики: Августин Блаженный (354-430) Соединил христианское богословие с
воля, творящая, устрашающая и предопределяющая всё существующее.
Бог творит все сущее и постоянно опекает сотворенное, которое, вне этой опеки, лишается бытия.

Слайд 10

Августин Блаженный (354 – 430 гг.).

В отличие от Тертуллиана, Августин считал, что

Августин Блаженный (354 – 430 гг.). В отличие от Тертуллиана, Августин считал,
вера для своего подкрепления требует разума, элементов философского подхода.

Слайд 11

Августин Блаженный (354 – 430 гг.).

Августин обстоятельно разработал принципы религиозного мышления –

Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Августин обстоятельно разработал принципы религиозного мышления
креационизма, персонализма и провиденциализм.

Слайд 12

Августин Блаженный (354 – 430 гг.).

По мнению Августина, в том, что человеческий

Августин Блаженный (354 – 430 гг.). По мнению Августина, в том, что
мир переполнен злом виноват не Бог, а сам человек, его свободная воля.

Слайд 13

Основные положения философии Августина.

По мнению Августина, Человек может преодолеть грех только посредством

Основные положения философии Августина. По мнению Августина, Человек может преодолеть грех только
веры и любви к Богу.
Борьба Добра и Зла воплощается на земле в противостоянии двух царств: «царства Божьего» и «Царства Земного».
«Церковная организация» должна составлять основу любого государства.

Слайд 14

Проблема духовной динамики личности человека.

«Исповедь»: духовная Автобиография Августина.
“Великая бездна сам

Проблема духовной динамики личности человека. «Исповедь»: духовная Автобиография Августина. “Великая бездна сам
человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца”

Исповедь как самопознание души человека

Если в душе есть мысль о Боге, то есть и сам Бог (онтологическое доказательство)

Исповедь как способ самоанализа и самоконтроля и христианское таинство.

Исповедь как способ ощутить динамику души: соотношение в ней добра и зла, греха и святости

Детство

Единство
с Богом

Слайд 15

Проблема динамики всемирной истории («О граде Божием»).

прошлое

настоящее

будущее

Бог-Отец

Бог-Сын

Второе пришествие Христа

Град Божий

Град Земной

добро

зло

Проблема динамики всемирной истории («О граде Божием»). прошлое настоящее будущее Бог-Отец Бог-Сын

Слайд 16

3.

Второй крупный этап в развитии средневековой философии охватывает период с XI по

3. Второй крупный этап в развитии средневековой философии охватывает период с XI
XIV вв., он вошел в историю философии под названием «схоластика» (от лат. «схола» – школа).

Слайд 17

Схоластика (VIII-XV вв.)


Философия средневековых университетов: систематическая разработка христианской философии.
Главная проблема

Схоластика (VIII-XV вв.) Философия средневековых университетов: систематическая разработка христианской философии. Главная проблема
– взаимоотношения религиозной философии с ересями, развитием рационального (преднаучного) познания, формирование христианской социальной и политической доктрины.
Функции схоластики – рационализация христианского вероучения, развитие философского учения об интерпретации текстов

Слайд 18

Задачей философии в схоластике было не исследование действительности, а поиск рациональных доказательств

Задачей философии в схоластике было не исследование действительности, а поиск рациональных доказательств
истинности всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой богословия».

Слайд 19

Схоласты свою задачу видели в том, чтобы логически упорядочить и сделать вероучение

Схоласты свою задачу видели в том, чтобы логически упорядочить и сделать вероучение
доступным для всех, даже необразованных людей, принимающих христианство.

Слайд 20

Среди всех разделов философского знания особое внимание схоластов привлекала логика (которую в

Среди всех разделов философского знания особое внимание схоластов привлекала логика (которую в
ту эпоху называли диалектикой).
Огромное внимание уделялось тонкому различению понятий, формулировке дефиниций и т. п., изучение реальной действительности подменяется логическими процедурами.

Слайд 21

Одни схоласты следуют логике Платона, полагая, что понятия существуют вполне реально, более

Одни схоласты следуют логике Платона, полагая, что понятия существуют вполне реально, более
того они предшествуют существованию единичных вещей. Это течение – реализм.
Другие считают, что общие понятия всего лишь имена (лат. «номен»), а реально существуют только отдельные вещи, независимо от этих вещей понятие существовать никак не могут. Это течение номинализм.

Слайд 22

Проблема универсалий

Универсалии образуют высший уровень бытия.

Универсалии находятся в самих вещах.

Человеческий ум образует универсальные понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.

Единичные

Проблема универсалий Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах.
вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.

Платон

Аристотель

Слайд 23

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм

Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение,
универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Слайд 24

Проблема универсалий Концептуализм

Универсалии существуют трояко:
до вещей (ante rem) – как их прообразы в

Проблема универсалий Концептуализм Универсалии существуют трояко: до вещей (ante rem) – как
Божественном уме;
в вещах (in rem) – как их общие свойства;
после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Слайд 25

Петр Абеляр (1079 – 1142 гг.).

Абеляр – представитель номинализма. Обнаружил логические

Петр Абеляр (1079 – 1142 гг.). Абеляр – представитель номинализма. Обнаружил логические
противоречия в сочинениях «Отцов церкви» и пришел к выводу: «Надо понимать, чтобы верить».

Слайд 26

4. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

Фома Аквинский разработал учение о гармонии

4. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Фома Аквинский разработал учение о
веры и разума. Надо сделать так, чтобы разум служил вере. Философия должна быть «служанкой богословия».

Слайд 27

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

Используя разум и логику Фома разрабатывает

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Используя разум и логику Фома разрабатывает пять доказательств бытия Бога.
пять доказательств бытия Бога.

Слайд 28

Представители средневековой философии периода схоластики:
Фома Аквинский
(1225-1274)

Осуществил синтез христианства с философией Аристотеля.
Бог –

Представители средневековой философии периода схоластики: Фома Аквинский (1225-1274) Осуществил синтез христианства с
разум, устраивающий мир по законам логики.
Компромисс между знанием и верой.
Космологическое доказательство бытия Бога как верховной причины всех явлений

Слайд 29

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь была

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы
своей собственной производящей причиной.

Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного.

Космологическое доказательство Каузальный вариант

Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего.

Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею – и промежуточные, и конечное следствие.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».


Слайд 30

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Это явствует из

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это
того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.

Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Слайд 31

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

Онтологическое доказательство

Бог как абсолютно совершенная сущность

Космологическое доказательство

Телеологическое доказательство

Каузальный вариант

Бог как первопричина (причина всех причин)

Бог как безусловно необходимая сущность

Бог

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога Онтологическое доказательство Бог как абсолютно
как разумный устроитель мира

Модальный вариант

Слайд 32

Основные проблемы средневековой философии

Соотношение общего и единичного (проблема универсалий)
Соотношение сущности и существования.
Проблема

Основные проблемы средневековой философии Соотношение общего и единичного (проблема универсалий) Соотношение сущности
познания мира
Проблема теодицеи.
Проблема спасения души.

Слайд 33

Проблема соотношения сущности и существования
Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее

Проблема соотношения сущности и существования Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от
существования (экзистенции).
Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних. Вечность, особая ценность духовного и бренность и ущербность земного.

Слайд 34

Проблема познаваемости мира через познание Бога.

Познание внутреннего мира (души) через познание бога

Проблема познаваемости мира через познание Бога. Познание внутреннего мира (души) через познание
в себе (онтологическое доказательство бытия Бога).
Познание окружающего мира через следы Божественного творения (космологическое доказательство бытия Бога).
Выделение двух видов знания:
сверхъестественного, даваемого в Божественном откровении и зафиксированного в священных текстах;
естественного, доступного для человеческого разума через толкование священных текстов.

Слайд 35

Проблема соотношения веры и разума в познании мира.

Динамика вариантов решения:

Верую, ибо нелепо:

Проблема соотношения веры и разума в познании мира. Динамика вариантов решения: Верую,
абсолютная несовместимость веры и разума.

Верю, чтобы понимать

Лучше понимать, чем слепо верить

Понимаю,
чтобы верить

Тертуллиан

Августин

Фома Аквинский

Пьер Абеляр

Слайд 36

Этика: проблема теодицеи – объяснение зла и оправдание Бога за существование в

Этика: проблема теодицеи – объяснение зла и оправдание Бога за существование в
мире зла. В основе решения – принцип Божественной свободы воли.

1) Зло – небытие добра. Со временем божественная воля распространится на все бытие и добро восторжествует.
2) Зло – результат воли человека, неспособного распорядиться Божественной свободой воли.
3) Свобода включает для своей полноты возможность морального зла.
4) Частные недостатки усиливают гармонию и разнообразие мироздания.
1) Вечность рода: родовое возмездие
(в будущем).
2) Вечность индивида: индивидуальное возмездие (за гробом).
(Возможность телеологического истолкования земного зла)

Слайд 37

Проблема спасения души

Варианты
решения:

Августин:
спасение лишь через веру в
Божественное предопределение

Святой престол:

Проблема спасения души Варианты решения: Августин: спасение лишь через веру в Божественное
вера + благие дела,
под руководством церкви.

Фома Аквинский:
помимо веры нужны добрые дела, которые приближают спасение и улучшают повседневную жизнь

Пелагий: Христос дал нам пример, подражание которому – путь к спасению.

Лютер: вера + достижения в профессии, к которой нас призвал Бог.

Слайд 38

Дунс Скот (1265 - 1308 гг.).

Признавал первенство воли над умом как у

Дунс Скот (1265 - 1308 гг.). Признавал первенство воли над умом как
человека, так и у Бога; придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе.

Слайд 39

Уильям Оккам (1290 - 1350 гг.).

Вслед за Аквинским Оккам разделяет веру

Уильям Оккам (1290 - 1350 гг.). Вслед за Аквинским Оккам разделяет веру
и разум и создает концепцию «двух истин» («истина веры» и «истина разума»).

Слайд 40

5.

Термин «Возрождение» указывает на стремление возобновить античную культурную традицию после тысячелетнего забвения.

5. Термин «Возрождение» указывает на стремление возобновить античную культурную традицию после тысячелетнего забвения.

Слайд 41

Гелиоцентрическая картина мира
(открытия Галилея, Кеплера, Коперника).

Предпосылки философии Возрождения
Изменяется образ человека,

Гелиоцентрическая картина мира (открытия Галилея, Кеплера, Коперника). Предпосылки философии Возрождения Изменяется образ

проблемы и ценности его бытия.
Земля и небо поменялись местами,
а значит поменялись местами
грешное и святое.
Изменяется образ бога и его место
по отношению к природе и человеку.

Первоначальное накопление капитала,
бурный рост городов,
развитие искусств и промышленности,
появление светской интеллигенции.

Слайд 42

Особенности философии Возрождения XV – XVI в.

1) Антропоцентризм.
2) Пантеизм:
Бог = Природа

Особенности философии Возрождения XV – XVI в. 1) Антропоцентризм. 2) Пантеизм: Бог
= Человек
3) Человек как титан и творец, достойный состязаться с Богом.
4) Человек как телесная и духовная индивидуальность.

Слайд 43

В период Возрождения начинается процесс секуляризации, то есть освобождения от контроля религии

В период Возрождения начинается процесс секуляризации, то есть освобождения от контроля религии
и церкви всех областей культурной и общественной жизни.

Слайд 44

Основные черты идеологии Гуманизма:

В центре внимания культуры находится человек.
Человек вновь обретает право

Основные черты идеологии Гуманизма: В центре внимания культуры находится человек. Человек вновь
на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманистический идеал человека – всесторонне развитая личность.
Человек – изначально нравственное существо.

Слайд 45

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.)

Многое весьма удивительное создал господь, но самое

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.) Многое весьма удивительное создал господь, но
удивительное из всего созданного им на земле – человек.

Слайд 46

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.)

«Обсуждать небесное должны небожители, мы же –

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.) «Обсуждать небесное должны небожители, мы же – человеческое».
человеческое».

Слайд 47

Пико делла Мирандола (1453 – 1494 гг.)

«Я ставлю тебя в центр мира,

Пико делла Мирандола (1453 – 1494 гг.) «Я ставлю тебя в центр
чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире» - Бог.

Слайд 48

Пико делла Мирандола (1453 – 1494 гг.)

У Пико Бог только начало всех

Пико делла Мирандола (1453 – 1494 гг.) У Пико Бог только начало
вещей, а человек – центр всего мира. Его свобода ничем не ограничена, он сам творец своей судьбы.

Слайд 49

Пико делла Мирандола (1453 – 1494 гг.)

Человек – это абсолютно привилегированное существо

Пико делла Мирандола (1453 – 1494 гг.) Человек – это абсолютно привилегированное
в мироздании, а само мироздание существует исключительно ради человека, для его блага.

Слайд 50

Парацельс (1493 – 1541 гг.)

Парацельс видит в природе некое живое целое, пронизанное

Парацельс (1493 – 1541 гг.) Парацельс видит в природе некое живое целое,
магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях.

Слайд 51

Николло Макиавелли (1469 – 1527 гг.)

Макиавелли выступал против политического порядка средневековья, основанного

Николло Макиавелли (1469 – 1527 гг.) Макиавелли выступал против политического порядка средневековья,
на подчинении государства церкви.

Слайд 52

6. Николло Макиавелли (1469 – 1527 гг.)

Право не должно выводиться из постановлений церкви,

6. Николло Макиавелли (1469 – 1527 гг.) Право не должно выводиться из
а должно определяться сущностью самого государства.

Слайд 53

Николло Макиавелли (1469 – 1527 гг.)

Макиавелли рекомендует своему государю проводить политику кнута

Николло Макиавелли (1469 – 1527 гг.) Макиавелли рекомендует своему государю проводить политику
и пряника. Он советует ему быть притворщиком и лицемером, опираться в первую очередь на силу.

Слайд 54

Томас Мор (1478 – 1535 гг.)

Мор полагал, что только сильное независимое социальное

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) Мор полагал, что только сильное независимое
государство может решить проблемы улучшения жизни народа.

Слайд 55

Томас Мор (1478 – 1535 гг.)

Мор приходит к мысли, что основную причину

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) Мор приходит к мысли, что основную
этому следует искать в неравенстве имущества, в существовании частной собственности.

Слайд 56

7.

Реформацией обычно называют идейно-политическое движение в Европе XVI в., направленное против господства

7. Реформацией обычно называют идейно-политическое движение в Европе XVI в., направленное против
католической римской церкви в политической и духовной жизни общества. В области религиозной реформации главным было отделение веры от церкви.

Слайд 57

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Каждый имеет право

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Каждый
читать
и толковать Священное писание на родном
языке (перевел Библию на немецкий язык)

Реформация: религиозно-философские идеи М. Лютера
Спасение через веру
в Божественное предопределение
и достижения в труде, для которого тебя избрал Бог.

Отрицание особого положения церкви и духовенства,
пышного религиозного культа продажи индульгенций:
Богу не нужно от человека ничего, кроме раскаяния.
Человек осознаёт свою греховность
и потому небезнадежен:
он может рассчитывать на спасение души.

Между человеком и Богом
не должно быть посредников: «… человек
спасает душу не через церковь, а через веру».

Слайд 58

Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.)

В центре внимания ставил вопросы нравственного обновления

Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.) В центре внимания ставил вопросы нравственного
церкви. Он призывал, погрязшую в роскоши церковную верхушку, к возврату к первоначальной, истинной христианской морали.

Слайд 59

Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.)

Очищение церкви возможно без разрыва с

Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.) Очищение церкви возможно без разрыва с
католической традицией, при помощи просвещения и образования.

Слайд 60

Протестантизм – общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест

Протестантизм – общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест
против римско-католической церкви: лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентисты и т. д..

Слайд 61

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.)

Центральная идея лютеранства – идея непосредственного обращения

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) Центральная идея лютеранства – идея непосредственного
человека к Богу без посредства церкви.

Слайд 62

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.)

Истинная, искренняя вера – вот единственное условие

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) Истинная, искренняя вера – вот единственное
спасения души, а добрые дела – лишь плоды и проявления веры.