Культура и цивилизация

Содержание

Слайд 2

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и
цивилизация.
Внешняя и внутренняя культура.
Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения.
Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Слайд 3

По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.

Цицерон

По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.
(Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.)

Слайд 4

Понятие культура в истории философии

Средние века: К. - это богоподобие человека, его

Понятие культура в истории философии Средние века: К. - это богоподобие человека,
служение Богу, терпение и смирение.
Эпоха Возрождения: под культурой стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней разума - светлого, цивилизованного начала.
В эпоху Просвещения появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе (Ж. Ж. Руссо).

Слайд 5

Понятие культура в истории философии

Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель) воспринимала

Понятие культура в истории философии Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель)
культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека.
Классическая марксистская философия XIX в.: понятие культуры стало применяться для характеристики творческих («сущностных») сил человека и совокупных результатов его деятельности.

Слайд 6

Социальная философия на рубеже XIX - XX вв.:
Ф. Ницше остро критиковал

Социальная философия на рубеже XIX - XX вв.: Ф. Ницше остро критиковал
культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов;
О. Шпенглер: теория «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры (выделял и характеризовал 8 локальных культур), переход общества к цивилизации (индустриальное общество) означает кризис и гибель культуры.

Слайд 7

3. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком

3. Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком
и культурой; К. враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий.
Философия XX в.:
Д. Белл, Р.Арон: К. сводилась к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее.
В докладах Римского клуба (А. Печчеи и др.): необходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А. Швейцер: современная К. призвана быть прежде всего «живой этикой», как основание «нового гуманизма».

Слайд 8

Русская философия (Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.): понятие К.

Русская философия (Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.): понятие К.
имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.

И. Н. Крамской.
Портрет Л. Н. Толстого (1873)

Данилевский

Л.Н. Гумилёв

Слайд 9

«Культура» в пер. с лат. - «возделывание», «уход», «обработка», «почитание».

Культура -

«Культура» в пер. с лат. - «возделывание», «уход», «обработка», «почитание». Культура -
это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей.
Культура - это все созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека, сотворенный человеком мир,«вторая природа», существующая наряду с обычной природной средой.

Слайд 10

Культура имеет два слоя

Духовная культура: включает совокупные знания и методы познания, формы

Культура имеет два слоя Духовная культура: включает совокупные знания и методы познания,
мышления (сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека).

Материальная культура: орудия труда и техника, сами навыки трудовой деятельности, коммуникации и приборы, жилье, продукты питания.

Слайд 11

Формы культуры

Политическая культура - единство политического сознания и политической деятельности.
Художественная культура

Формы культуры Политическая культура - единство политического сознания и политической деятельности. Художественная
как мир произведений искусства, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.

Слайд 12

Социальные функции культуры:

Познавательная: помогает получать знания о человеке и окружающем мире;
Практическая: указывает

Социальные функции культуры: Познавательная: помогает получать знания о человеке и окружающем мире;
на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков;
Аксиологическая: К. являет собой «вместилище» ценностей, т.е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека - идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.

Слайд 13

Социализирующая: указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке

Социализирующая: указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке
- высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, традициям и нормам, опыту общества) нет и не может быть воспитанного и умелого человека.

Слайд 14

Исторические типы культуры

Первый тип: культура «традиционного» общества (древние Египет, Китай, Индия; страны

Исторические типы культуры Первый тип: культура «традиционного» общества (древние Египет, Китай, Индия;
«третьего мира»)
господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление нововведений;
невысокая степень практического вмешательства человека в природу;
экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой эффективностью;
свобода индивида фактически отсутствует, подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства.