Философия вводная лекция. Этапы формирования философии

Содержание

Слайд 2

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

Первобытная культура
культура всех древних цивилизаций
Греция, Египет, Месопотамия, Иудея,

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ Первобытная культура культура всех древних цивилизаций Греция, Египет, Месопотамия,
Китай, Индия
Греция , Китай , Индия

Мифология

Предфилософия

Философия

Слайд 3

Классификация философии по историческому признаку
Эпоха Древнего мира
середина I тыс. до н.э.

Классификация философии по историческому признаку Эпоха Древнего мира середина I тыс. до
– 476 г.
(крушение Западной Римской империи)

Эпоха Средневековья
476 г. – середина XIV в.

Эпоха Возрождения
середина XIV – начало XVII вв.

Слайд 4

Эпоха Нового времени
XVII – XXI вв.

Начало Нового времени
(XVII в. – 1688 г.)

Эпоха

Эпоха Нового времени XVII – XXI вв. Начало Нового времени (XVII в.
Просвещения
(1688 – 1789 гг.)

Немецкая классическая философия
(1770 – 1850 гг.)

Современная философия
XIX – XXI вв.

Слайд 5

Природа
философского
знания

Природа философского знания

Слайд 6

Слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость».
В

Слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В
буквальном переводе «любовь к мудрости» (или любомудрие», как называли ее ранее на Руси).
Общепризнанно, что философия возникла в VI веке до н.э. в Древней Греции на базе мифологии.

По преданию, первым слово «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, — это стремиться к мудрости, любить ее.
Мудрость – это познание самого существенного в мире , а значит самого важного для человеческой жизни.

Слайд 7

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; т.е.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; т.е.
она была наукой обо всем («наука наук»).
Позднее начали формироваться самостоятельные отдельные научные дисциплины: в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее — филология и некоторые др.
В XIX—XX вв. в марксизме на базе гегелевской философии сформировалось следующее определение философии:
Философия — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Истоки философии - в пытливости деятельного разума.
Великие древнегреческие мыслители Платон и Аристотель считали, что ее начало - в удивлении, стимулирующем глубокие раздумья над тем, что казалось само собой очевидным.

Слайд 8

Предметом философии является круг проблем, которые она изучает:

Круг проблем (вопросов), относимых к

Предметом философии является круг проблем, которые она изучает: Круг проблем (вопросов), относимых
числу философских, изменялся по мере развития человеческой культуры, научного познания и практики:
Что представляет собой мир, в котором мы живем?
Есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?
Конечен мир или бесконечен?
Един или множествен?
Кто такой человек и какова его сущность?
В чем смысл его жизни?
Свободен он или несвободен?
Может ли человек влиять на ход событий?
Имеются ли какие-либо его объективные законы?
Что такое истина, красота, добро, справедливость?

Слайд 9

Основные разделы философии

онтология (греч. «онтос» - «бытие», и «логос» - учение») раздел,

Основные разделы философии онтология (греч. «онтос» - «бытие», и «логос» - учение»)
изучающий бытие как таковое, бытие в чистом виде;
гносеология (греч. «гносис» - «знание», «логос» - учение») раздел, изучающий формы и законы познания;
философская антропология (греч. «антропос» - «человек», «логос» - учение») раздел, изучающий человека как мыслящее существо;
праксиология – раздел, изучающий деятельность;
аксиология – учение о ценностях;

Слайд 10

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мировоззрение

Основные части мировоззрения:
Мироощущение

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. Мировоззрение
– эмоционально -чувственный образ мира;
Миропонимание- рациональное истолкование мира;
Мировосприятие - целостный образ мира;

Слайд 11

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия.

Слайд 12

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе
фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
происхождение Вселенной, Земли и человека;
объяснение природных явлений;
жизнь, судьба, смерть человека;
деятельность человека и его достижения;
вопросы чести, долга,
этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы;
• наличие фантастических богов, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Слайд 13

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил,
жизнь человека и окружающий мир.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Слайд 14

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

 Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и
на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Слайд 15

Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм.

Классификация философских учений
по качеству

Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм. Классификация философских учений по
первоначал

Материализм

Идеализм

Объективный идеализм

Субъективный идеализм

Вульгарный материализм

Слайд 17

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия
признается некая идеальная сущность (Платон).
Внутри идеализма существуют два крупных течения.

Слайд 18

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала
бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.).
Объективный идеализм зародился и развивался во многих школах Древнего мира: в Индии (все ортодоксальные школы), в Китае (конфуцианство, даосизм), в Греции и Риме (Пифагор, Платон, неоплатоники и др.), а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Свою последовательную и завершенную форму он обрел в немецкой классической философии (Гегель).

Слайд 19

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала
бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».
Наиболее последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии, возникшей в Древней Индии. В европейской философии субъективный идеализм в основном развивался в Новое время. Основоположником европейского субъективного идеализма принято считать Беркли, к этому же течению обычно относят Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

Слайд 20

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и
природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.
Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Николай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.

Слайд 21

Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира,

Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира,
но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.
Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеализма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнести Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Слайд 22


Догматизм -  восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда
принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Слайд 23

Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум

Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум
основой познания, главным орудием познания, а также критерием истины.
Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рационаизм сформировался в Новое время; его крупнейшие представители — Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Эмпиризм метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях". Ф. Бэкон)

Слайд 24

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессознательный) — направление в философии, в

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессознательный) — направление в философии, в
котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалистические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.
Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.
Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из данных органов чувств («в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах»). Основы сенсуализма были заложены еще в античности (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформировался в Новое время (материалистический сенсуализм — Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм — Беркли, Юм и др.)

Слайд 25

Метафизика в пер. с др. греч. — «после физики». Философское учение, в

Метафизика в пер. с др. греч. — «после физики». Философское учение, в
котором отрицается развитие мира как бесконечное саморазвитие. Метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Слайд 26

Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается в принципе не

Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается в принципе не
познаваемым.
К древнейшим европейским формам агностицизма можно отнести софистику и скептицизм, в Новое время агностицизм развивал Беркли, Юм, Кант. Агностиками чаще всего были субъективные идеалисты, тогда как материалисты и объективные идеалисты обычно признают познаваемость мира.
Релятивизм (от лат. «relativus» — относительный) — направление в философии, возводящее в принцип относительность всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.

Слайд 27

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов,

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала
понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Слайд 28

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели,
цели, задачи, назначение.

 Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция  вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Слайд 29

Гносеологическая —правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции - подвергать

Гносеологическая —правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль
сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.
Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Слайд 30

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру,

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Слайд 31

Порассуждаем: Как Вы понимаете фразу: «Человек-сверхъестественное существо»? Философия утверждает, что любой человек –сверхъестественен.

Порассуждаем: Как Вы понимаете фразу: «Человек-сверхъестественное существо»? Философия утверждает, что любой человек
Вы согласны или нет ? Ответ аргументируем.
Имя файла: Философия-вводная-лекция.-Этапы-формирования-философии.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0