Русская философия. Часть 1

Содержание

Слайд 2

1. Древнерусская философия Х-ХIII вв. предыстория русской философии

Философия развивалась в рамках религиозной мысли.

1. Древнерусская философия Х-ХIII вв. предыстория русской философии Философия развивалась в рамках

Наиболее яркие представители указанного периода – Иларион (серед. ХI в.).
Основное произведение «Слово о Законе и Благодати», где им было популяризировано и проанализировано христианство. 

Слайд 3

В своём произведении «Поучение», Мономах даёт наставление потомкам, анализирует проблемы добра и

В своём произведении «Поучение», Мономах даёт наставление потомкам, анализирует проблемы добра и
зла, мужества, чести и другие морально-нравственные проблемы.
Также были известны Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»), Даниил Заточник («Моление»), Пустынник.

Владимир Мономах (1053-1125).

Слайд 4

2. Ранняя русская философия ХIII-ХVIIвв. 

Это время становления русской философии, отделения от религиозной мысли, освоения достижений мировой

2. Ранняя русская философия ХIII-ХVIIвв. Это время становления русской философии, отделения от
философии.
Среди видных философов данного периода особенно выделяются:
Сергей Радонежский (ХIVв.), Максимилиан (1475-1556), Нил Сорский (1433-1508), Ю.Крижанич (1618-1683) и др.

Сергей Радонежский

Максимилиан

Нил Сорский

Ю.Крижанич

Слайд 6

3. Русская философия ХVIII в.

– собственно русская философия, как самостоятельная область отечественной науки.

3. Русская философия ХVIII в. – собственно русская философия, как самостоятельная область

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.
Её можно разделить на два этапа в своем развитии:

Философия эпохи Петровских времен

Материалистическая философия середины и второй половины ХVIII в

Слайд 7

К первому этапу относится

творчество Феофана Прокоповича (1681-1736), Василия Татищева (1686-1750) и А.Кантемира

К первому этапу относится творчество Феофана Прокоповича (1681-1736), Василия Татищева (1686-1750) и
(1708-1744).

Феофан Прокопович

Василий Татищев

Основной направленностью их философии была социально-политическая проблематика, а также вопросы познания, нравственных ценностей и другие.

Слайд 9

М.В. Ломоносов (1711-1765)

положил начало материалистической традиции, а также выдвинул атомическую

М.В. Ломоносов (1711-1765) положил начало материалистической традиции, а также выдвинул атомическую (корпускулярную)
(корпускулярную) теорию строения вещества, согласно которой все предметы и материалы в целом состоят из мельчайших частиц (корпускул, т.е. атомов) – материальных монад («корпускулярная философия»).

Свойствами материи являются: протяженность, непроницаемость, движение, плотность и неделимость, инерция; недоступные чувствам области.
Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и энергии («Рассуждения о твердости и жидкости тел» (1760г.)).

Слайд 10

А.Н.Радищев (1749-1802)

последовательно развивал материалистические идеи. А также большое внимание уделил социально-политической философии. Он выступал

А.Н.Радищев (1749-1802) последовательно развивал материалистические идеи. А также большое внимание уделил социально-политической
против самодержавия, за народовластие, торжество права.
Широко известно произведение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он обличает крепостничество и самодержавие.
В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» рассматривается «картина человека» под углом его природных связей.

В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, и при этом он воспроизводит доказательство и в пользу смертности души, и в пользу её бессмертия.
Идеи Радищева, особенно критика крепостничества, оказали большое влияние на развитие общественно-политической мысли России.

Слайд 11

ХIХ в. – новый, значительный этап развития русской философии

В первой четверти ХIХ

ХIХ в. – новый, значительный этап развития русской философии В первой четверти
в. развиваются политические программы – философия декабристов, идеи 
П.Пестеля (1793-1826), 
Н.Муравьёва (1795-1895)
 И.Якушкина (1793-1857) и других.

П.Пестель

Н.Муравьёв

И.Якушкин

Слайд 12

Западники и славянофилы

Развитие философии в последекабристский период прошло под воздействием диалога между

Западники и славянофилы Развитие философии в последекабристский период прошло под воздействием диалога
славянофилами и западниками.
К нему в той или иной степени имели отношение все русские философы ХIХ века, начиная с 1840-х годов.
Западники ориентировались на европейские модели.
Славянофилы выступали за самобытность России.
Эта самобытность – в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа.
В глубине души и западники и славянофилы были близки друг другу в поисках путей прогрессивного развития Отечества, но видели для России разные пути.
Позиция западников отличалась от славян и в религиозном, и в социально-политическом отношении.

Слайд 13

П.Я.Чаадаев (1794-1856)

Как идейное течение западничество восходит к философии П.Я.Чаадаева (1794-1856) – философа, общественно-политического деятеля, основное произведение

П.Я.Чаадаев (1794-1856) Как идейное течение западничество восходит к философии П.Я.Чаадаева (1794-1856) –
которого – трактат «Философические письма» (всего восемь).
Основным в учении Чаадаева была философия человека. Чаадаев превозносил католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия, в отличие от Запада, имеет особую «Вселенскую миссию».

К представителям западничества относятся П.В.Анненков, М.А. Бакунин, В.Г.Белинский, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, К.Д.Каверин, Н.П.Огарев, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский.

Слайд 14

К общим чертам идеологии западничества следует отнести:

1) неприятие феодально-крепостнических отношений

К общим чертам идеологии западничества следует отнести: 1) неприятие феодально-крепостнических отношений в
в экономике, политике;
2)требование социально-экономических реформ по западному образцу;
3) высокая оценка преобразований Петра I;
4) преимущественно светский характер философии;
5) тяготение к материализму.

Слайд 15

Славянофилы

представители направления в общественной и философской мысли России середины ХIХ века, которые

Славянофилы представители направления в общественной и философской мысли России середины ХIХ века,
выступали за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры за полное неприятие Россией пути западноевропейского развития.
Его представители: К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др.
К так называемым «поздним славянофилам» относятся Н.Я.Данилевский,  К.Н.Леонтьев, Ф.И.Тютчев.

К.С.Аксаков

Н.Я.Данилевский

Слайд 16

И.В.Киреевский

Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни.
Именно «цельное мышление»

И.В.Киреевский Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное
позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире.
Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека.
Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии».

Слайд 17

А.С. Хомяков

Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной жизни России.

А.С. Хомяков Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной жизни

В основе их философского учения лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности.
По мнению А.С.Хомякова, именно православие сформулировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в её бесконечном объеме».

Ключевое понятие религиозно-философских воззрений славянофилов – понятие соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе и т.д.

Слайд 18

Собо́рность

понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как

Собо́рность понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как
в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви.
Термин не имеет аналогов в других языках.
Первым это понятие в нынешнем значении в русский язык ввёл в 1863 году Юрий Федорович Самарин.

Ю.Ф.Самарин

Слайд 19

Тезисы и теория

Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии российского развития от всей

Тезисы и теория Славянофилы отстаивали тезис о принципиальном отличии российского развития от
западной цивилизации.
Органическое развитие России объясняется славянофилами тем, что православие породило специфическую социальную организацию – сильную общину, «мир».
Общинное устройство является наиболее важным признаком русского народа, определяющим его особый путь в историческом развитии.
С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное.
Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности».
Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех».

Слайд 20

Принципы славянофильства

Славянофилы считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанного на соглашении

Принципы славянофильства Славянофилы считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанного на
между народом и правительством, исключающим противоречие и вражду, классовую борьбу и революцию.
Если славянофилы были мыслителями, которые рассматривали религию как фундамент общественно-исторических событий, то в основе философских и исторических построений западников лежала безрелигиозность.
В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трёх принципах: православие, самодержавие и народность.
Из славянофильства вышла религиозная русская философия ХIХ века.

Слайд 21

Духовная культура России второй половины ХIХ – XX в. обогатилась значительным количеством

Духовная культура России второй половины ХIХ – XX в. обогатилась значительным количеством
разнообразных философских направлений.
В этот период сформировалась и отечественная социология, которая была представлена такими философами, как П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский (1842-1904), П.А.Сорокин (1889-1968).

Российская философия второй половины ХIХ – XX в.

Слайд 22

П.Л.Лавров (1823-1900)

– один из первых в России последователей позитивизма. Он был сторонником

П.Л.Лавров (1823-1900) – один из первых в России последователей позитивизма. Он был
«практической философии».
Человек, по его мнению, имеет право на собственный субъективный идеал, и в своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу.

Лаврову принадлежит идея «критически мыслящей личности», которая оказала сильное влияние на умы современников.

Слайд 23

Н.К.Михайловский 

– один из создателей субъективной социологии.
В центре учения Михайловского лежит идея

Н.К.Михайловский – один из создателей субъективной социологии. В центре учения Михайловского лежит
личности, индивидуальности, развитие которой является мерилом прогресса.

Идеал Михайловского – всестороннее развитие личности, «разнородность» личности.

Слайд 24

Народники и почевники

В конце 60-начале 70-х гг. ХIХ в. в России появляется

Народники и почевники В конце 60-начале 70-х гг. ХIХ в. в России
мировоззрение народничества.
Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России.
Продолжателями славянофильства в 60-80-е гг. явились почевники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Слайд 25

П.Сорокин (1889-1968)

–русский философ, считавший главной темой своей философии, проблемы человека и общества.

П.Сорокин (1889-1968) –русский философ, считавший главной темой своей философии, проблемы человека и

Им были разработаны теории стратификации и социальной мобильности.

Слайд 26

Социальная стратификация и социальная мобильность

Социа́льная стратифика́ция — одно из основных понятий социологии,

Социальная стратификация и социальная мобильность Социа́льная стратифика́ция — одно из основных понятий
обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества.
Социальная мобильность — возможность смены человеком своего социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Слайд 27

Литература и философия

Большое значение в постановке философских проблем имела литература (Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский,

Литература и философия Большое значение в постановке философских проблем имела литература (Н.В.Гоголь,
Л.Н.Толстой и др.).
Ф.М.Достоевский (1821-1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», то есть обычаи и традиции.
Основную роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. По Достоевскому, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека.

Слайд 28

Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на

Философские взгляды Достоевского оказали огромное влияние на всю последующую философию (особенно на
В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Ф.Ницше, Ж.- П. Сартра, А.Камю и многих других).

Слайд 29

Л.Н.Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину, названную толстовством.
Суть его в следующем: религия

Л.Н.Толстой (1828-1910) создал особую религиозно-философскую доктрину, названную толстовством. Суть его в следующем:
должна быть простой и доступной для народа. Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть.
Смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Главное зло на Земле – это смерть и насилие. Поэтому надо отказаться от насилия как способа решения любых проблем. В основе поведения человека должно быть непротивление злу.

В ХХ в. в России и ряде зарубежных стран возникли общины толстовцев, многие из которых просуществовали несколько десятилетий.

Слайд 30

О народничестве

Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты народничеством.
Эта идеология и

О народничестве Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты народничеством. Эта
движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства.
Народничество выступало одновременно и против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны.
Главными идеологами народничества были П.Л.Лавров (1823-1900), М А.Бакунин (1814-1876) и П.Н.Ткачев (1844-1885).
В середине 80-х гг. ХIХ столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Тем не менее, влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось в общественно-политической жизни России.