Социальная философия

Содержание

Слайд 2

Социальная философия

Социальная философия

Слайд 3

Социальная философия – это раздел философии, изучающий общество как сложнейшую саморазвивающуюся систему.
Социальная философия

Социальная философия – это раздел философии, изучающий общество как сложнейшую саморазвивающуюся систему.
– это раздел и вместе с тем срез всего философского знания, она включает в себя:
- социальную онтологию, рассматривающую проблемы общественного бытия;
- социальную диалектику, изучающую типы социальной динамики, цель и движущие силы общественного развития;
- социальную гносеологию, выявляющую методы, способы и принципы познания общества;
- социальную аксиологию, исследующую социальные ценности (свобода, равенство, справедливость).
Кроме того, социальная философия неразрывно связана с философской антропологией. Невозможно изучать общество, не изучая человека, невозможно понять человека, не изучив общество. Аристотель считал социальность родовым свойством человека: «Человек своей природой предназначен жизни сообща». К. Маркс определил человека как «совокупность общественных отношений».

Слайд 4

Общество – это совокупность объективных общественных отношений, которая существует в исторически определенных

Общество – это совокупность объективных общественных отношений, которая существует в исторически определенных
формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей. Общество как сложнейшая система включает в себя четыре основных сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.
Экономическая сфера (иначе сфера производства) – это та сфера социальной жизни, где создается материальный и интеллектуальный продукт, идущий впоследствии в общественное и личное потребление. Экономическая сфера состоит из двух основных элементов – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – система субъективных и объективных (вещественных) элементов, осуществляющих процесс производства. Производительные силы складываются из средств производства и целесообразной человеческой деятельности.

Слайд 5

Социальная сфера – это сфера разделения общества на социальные группы: классы и страты. Здесь

Социальная сфера – это сфера разделения общества на социальные группы: классы и
определяются и выстраивают свои отношения основные структурные единицы, из которых состоит общество, а также определяется роль каждого из этих элементов в функционировании общества. Чем сложнее общество по своему уровню развития, тем сложнее оно структурировано.
Политическая сфера – это сфера существования социальных институтов, где главной целью социальных субъектов является борьба за власть, и, прежде всего, за политическую власть и государственную власть. Помимо самих субъектов политической власти, компонентами политической сферы являются политические идеологии и политические отношения. Ключевую роль в политической организации общества играет государство.
Государство – это политический институт, осуществляющий управление обществом посредством выражения воли всех граждан или их части, охрану его экономической и социальной структуры, а также подавление элементов, противодействующих данному государственному устройству, форме правления или политическому режиму.

Слайд 6

Сфера права и правоотношений близко примыкает к политической сфере общества: функционирование политики как

Сфера права и правоотношений близко примыкает к политической сфере общества: функционирование политики
особого социального института невозможно без права, именно право образует фундамент, на котором строится функционирование политики. Право – это совокупность господствующих норм в обществе, имеющих характер юридического закона и подкрепленных опорой на вооруженную силу государства. Вокруг права складывается особый комплекс отношений – правоотношения. Правоотношения включают в себя механизм прав и обязанностей.
Духовная сфера – самая возвышенная сфера жизнедеятельности общества и человека, будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование общества как такового. Духовная сфера общественной деятельности существует в следующих формах: моральное сознание, эстетическое, религиозное сознание, политическое сознание и правосознание, научное и философское сознание.

Слайд 7

Одной из основных задач социальной динамики является конструирование концептуальных моделей исторического процесса, т.е. концепций

Одной из основных задач социальной динамики является конструирование концептуальных моделей исторического процесса,
предполагающих разделение мировой истории на различные эпохи и стадии.
Эти концепции можно разделить на три основных типа: линейный, циклический и хаотический.
1. Линейная концепция представляет развитие общества в виде последовательной смены основных фаз или стадий, причем эти фазы или стадии должны проходить все конкретные социальные системы. К линейной концепции относится марксистская теория общественно-экономических формаций – социально-политическое учение К. Маркса. История в марксизме рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций.
2. Циклическая концепция предполагает, что каждый из социальных организмов проходит свой отдельный, локальный, не связанный с другими социальными организмами цикл развития, и никакого общего пути для всех социальных организмов не существует. К циклической концепции относится теория цивилизаций или «культурно-исторических типов».

Слайд 8

3. Хаотическая концепция исходит из принципа отсутствия всякого порядка в исторической смене социальных организмов

3. Хаотическая концепция исходит из принципа отсутствия всякого порядка в исторической смене
и в невозможности теоретическим путем упорядочить общий «хаос» всех существовавших и существующих обществ. К хаотической концепции относится постмодернистская ризомная концепция.
Суть ризомной концепции в неопределенности исторического процесса. История здесь уподобляется слепому котенку, тыкающемуся во все углы своего возможного развития. Корни в принципе можно пускать в любом направлении, ведь реально история продолжается за счет перехода от одного направления к другому и в этом переходе вся суть, а сами направления не столь важны. В постмодернистском переборе они все равны.