Иеромонах Варфоломей (Минин). Мировоззрение и наука

Содержание

Слайд 2

«Сколько… различных слов в мире, и ни одного из них нет без

«Сколько… различных слов в мире, и ни одного из них нет без
значения» 1 Кор., 14:10

апостол Павел

Слайд 3

Мировоззре́ние (от нем. Weltanschauung) Термин «мировоззрение» имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает

Мировоззре́ние (от нем. Weltanschauung) Термин «мировоззрение» имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает
Иммануил Кант (нем. Weltanschauung). В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга

Слайд 4

Мировоззре́ние — это представление человека о себе самом, окружающем человека мире, об отношении

Мировоззре́ние — это представление человека о себе самом, окружающем человека мире, об
человека к этому миру.

Слайд 5

Карти́на ми́ра — совокупность целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей

Карти́на ми́ра — совокупность целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих
и отдельного человека о мире (Земле) и мироздании (Вселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём. Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира

Слайд 7

НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку

НАУКА (греч. episteme, лат. scientia) — особый вид познавательной деятельности, направленный на
объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.

Слайд 8

Паради́гма  (от др.-греч. παράδειγμα, «шаблон, пример, образец» < παραδείκνυμι — «представлять») В науке и

Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «шаблон, пример, образец»
философии паради́гма означает определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области.

Слайд 9

Понятие научная парадигма ввёл Томас Кун в конце 50-х гг.20 века.

Понятие научная парадигма ввёл Томас Кун в конце 50-х гг.20 века.

Слайд 10

Согласно Куну, парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и,

Согласно Куну, парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и,
наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определённую парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах учёных и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе. «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» Томас Кун

Слайд 14

НАУКА в современном понимании появилась в ходе первой научной революции 17 в.

НАУКА в современном понимании появилась в ходе первой научной революции 17 в.

Слайд 20

В 1844 году Конт издает программу под названием
“Дух позитивной философии”,
в

В 1844 году Конт издает программу под названием “Дух позитивной философии”, в
которой представляет социум как организм,
который растет и развивается, проходя 3 стадии:
детства - теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
юношества - метафизическая - понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
зрелости - позитивная - общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

Слайд 21

В 1880году в докладе «О пределах познания природы» в Лейбницевском заседании Берлинской

В 1880году в докладе «О пределах познания природы» в Лейбницевском заседании Берлинской
Академии Наук Эмиля Дюбуа-Реймона использовал фразу ignoramus et ignorabimus при обсуждении того, что он назвал семью «загадками мира». В своём докладе Дюбуа-Реймон обозначил границы научного познания.

Слайд 25

«…научная революция, происшедшая в конце 16-17 вв. была бы невозможна, если бы

«…научная революция, происшедшая в конце 16-17 вв. была бы невозможна, если бы
за 1000 лет до этого не произошёл тот радикальный мировоззренческий переворот, который изменил как отношение человека к природе, так и пониманием им самого себя»

Гайденко П.П.
Эволюция понятия науки.М.,1980, с.401

Слайд 26

«парадокс научной революции состоял в том,
что те, кто внёс в неё

«парадокс научной революции состоял в том, что те, кто внёс в неё
наибольший вклад
(в основном это научные новаторы от Коперника до Ньютона)
были наиболее консервативны в своих религиозных и философских взглядах»
Косарева Л.М. Генезис научной картины мира. М.:1985, С.9

Слайд 28

«Бог расположил всё мерою, весом и числом» Книга премудрости Соломона, 11,20

«Бог расположил всё мерою, весом и числом» Книга премудрости Соломона, 11,20

Слайд 29

«Посему измеряй луну не глазом, но рассудком, который при открытии истины гораздо

«Посему измеряй луну не глазом, но рассудком, который при открытии истины гораздо
вернее глаз» святитель Василий Великий. «Беседы на Шестоднев»

Слайд 30

«…всё сотворил Бог из ничего…» Макк., 7,28

«…всё сотворил Бог из ничего…» Макк., 7,28

Слайд 31

«Творение мира из ничего – это догмат, переносящий центр смысловой деятельности с

«Творение мира из ничего – это догмат, переносящий центр смысловой деятельности с
природы на сверхприродное начало, лишающий природу той самостоятельности, которую она имела у греков» П.П. Гайденко

Слайд 32

«Наука и религия – это две дополняющие одна другую стороны одного и того

«Наука и религия – это две дополняющие одна другую стороны одного и
же познавательного акта, единственного акта, могущего охватить познание Высшего» Пьер Тейяр де Шарден
Имя файла: Иеромонах-Варфоломей-(Минин).-Мировоззрение-и-наука.pptx
Количество просмотров: 79
Количество скачиваний: 0