Христианство и культура

Содержание

Слайд 2

Что такое культура

Философы определяют культуру как все то, что создано человечеством, отличая

Что такое культура Философы определяют культуру как все то, что создано человечеством,
ее от природы – того, что существует само по себе, безотносительно человека
Следовательно, различаются культуры различных народов, эпох, религий (древнегреческая и средневековая, мусульманская и христианская и т.д.)

Слайд 3

Что такое культура?

Следовательно, религия это составная часть культуры такая же как наука,

Что такое культура? Следовательно, религия это составная часть культуры такая же как
искусство, право
Для верующего это не приемлемо т.к. религия создается не людьми, а Богом, и поэтому не подпадает под определение культурного феномена
Поэтому нужно знать, что такое религия

Слайд 4

Что такое религия

В 18-20 в. были предложены различные атеистические концепции происхождения религии,

Что такое религия В 18-20 в. были предложены различные атеистические концепции происхождения
предполагающие, что человечество в своем первобытном состоянии было безрелигиозным (Дидро и Гольбах, Маркс и Энгельс, Конт и Фрейд)

Слайд 5

Что такое религия

Но в 20 в. наука не нашла оснований это подтвердить.

Что такое религия Но в 20 в. наука не нашла оснований это
«Большинство социальных антропологов согласны в том, что стремление решить эту проблему – занятие бесплодное. Рассуждение о происхождении как религии в целом, так и тех или иных конкретных ее форм носят спекулятивный характер…». Э.Эванс-Причард

Слайд 6

Что такое религия

«нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе с

Что такое религия «нет никакого сомнения в том, что религия возникла вместе
проблесками первого человеческого разума, что она сопровождала человека на всем его историческом пути, - пишет В.Кабо. – Вот почему человек современного типа – человек разумный, может быть с полным основанием назван человеком религиозным».

Слайд 7

Что такое религия?

Цицерон, Лактанций, Августин (воссоединение связи с Богом)
И.А. Ильин: «Религия есть

Что такое религия? Цицерон, Лактанций, Августин (воссоединение связи с Богом) И.А. Ильин:
всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом» (Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 40).
Существуют и атеистические концепции происхождения религии

Слайд 8

Религия и культура

Таким образом, религия оказывается древнее любых культурных проявлений и играет

Религия и культура Таким образом, религия оказывается древнее любых культурных проявлений и
определяющую роль в возникновении культуры. В работах М. Элиаде и В. Кабо убедительно показано, что все проявления культуры древнего человека пронизаны его религиозными верованиями

Слайд 9

Культура и религия: что старше?

Прот. Сергий Булгаков: «Известно, что религиозный культ

Культура и религия: что старше? Прот. Сергий Булгаков: «Известно, что религиозный культ
есть колыбель культуры, вернее, ее духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы культуры были более или менее связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство…».
В широком смысле культура и религия развивались одновременно

Слайд 10

Разные смыслы культуры

Однако, когда мы говорим о культуре мы прежде всего имеем

Разные смыслы культуры Однако, когда мы говорим о культуре мы прежде всего
культуру человека, его духовный мир. Поэтому нам следует отличать культуру в широком смысле от культуры в узком смысле. Н.Бердяев для различения этих смыслов использует термин цивилизация и культура. «Мы говорим духовная культура, но не говорим духовная цивилизация» Н.Бердяев.

Слайд 11

Христианское понимание культуры. Духовность

В таком понимании слово культура ближе к слову духовность.
Культура

Христианское понимание культуры. Духовность В таком понимании слово культура ближе к слову
процесс индивидуальный
Следовательно, культура связана с личностью, отражает духовный мир
Культура – зеркало души
Духовность – обладание духом (разумным, творческим, нравственным, свободным началом)
Это предполагает стремление к высшим духовным ценностям
Поясним это

Слайд 12

духовность

Под духовностью имеется в виду постоянное стремление человека к неким высшим абсолютным

духовность Под духовностью имеется в виду постоянное стремление человека к неким высшим
духовным ценностям. Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этим идеалам и постоянно стремится совершенствоваться. Стремиться стать умнее, нравственно чище, эстетически прекраснее. Духовность – это вектор направленный к Истине, Благу, Красоте.

Слайд 13

Составляющие культуры

В обществе три составляющих культуры существуют отдельно в виде науки, искусства

Составляющие культуры В обществе три составляющих культуры существуют отдельно в виде науки,
и социальных отношений
Целостность «наука, искусство и жизнь обретают только в личности, которая приобщает их к своему единству».
Для целостного существования необходима личность

Слайд 14

ответственность

Правда, замечает Бахтин, эта связь в человеке чаще всего бывает механической, внешней:

ответственность Правда, замечает Бахтин, эта связь в человеке чаще всего бывает механической,
«Когда человек в искусстве, его нет в жизни и обратно». Гарантирует же внутреннюю связь элементов личности «единство ответственности: за то что я пережил и понял в искусстве я должен отвечать своей жизнью».

Слайд 15

Перед кем или чем

Конечно, человек испытывает чувство ответственности перед тем идеалом, который

Перед кем или чем Конечно, человек испытывает чувство ответственности перед тем идеалом,
раскрылся перед ним в произведении искусства, но сам идеал он отвечает на вопрос кто или что?

Слайд 16

В чем основа целостности

В чем основа целостности единства науки, искусства и этики?

В чем основа целостности В чем основа целостности единства науки, искусства и
Поскольку феномен внутренней культуры человека есть проявление его духовности, то и основа может быть только духовной, т.е. душа человека. Еще в античности было замечено, что душа обладает свойствами как единства, простоты, так и составности, множественности.

Слайд 17

душа

Платон указал на троичный состав души, состоящей из волевого, разумного и чувственного

душа Платон указал на троичный состав души, состоящей из волевого, разумного и
начал.
Св.Кирилл Александрийский также видит проявлений образа Божия в человеке в его разумности, свободной воле и стремлению к добру и господствованию.

Слайд 18

душа

Свт. Григорий Нисский пишет, что душа человека имеет три способности – вожделения,

душа Свт. Григорий Нисский пишет, что душа человека имеет три способности –
разумения и раздражения. Через вожделение она соприкасается с любовью Божией, через разумную воспринимает от Него исходящее ведение и мудрость, а через гнев противостает против лукавых духов. Троичный состав души есть отражение внутритроичной жизни Бога.

Слайд 19

Культура – объективированная духовность (направленная на что-то)
Образ божий это заданнасть призывающая человека

Культура – объективированная духовность (направленная на что-то) Образ божий это заданнасть призывающая
к самоуглублению и развитию наших духовных дарований. Человек получает от Бога как бы послушание продолжить дело Божие на земле.
В культурном аспекте это выражается в том, что человек по своей природе обязан проецировать свое богоподобие вовне.
Результат: возникновение науки, искусства, нравственности

Слайд 20

Блаженный Феодорит Кирский

«человек, по подобию сотворшего Бога, зиждет дома, стены, города, пристани,

Блаженный Феодорит Кирский «человек, по подобию сотворшего Бога, зиждет дома, стены, города,
корабли, верфи, колесницы и весьма многое другое, как, например, изображение неба, солнца, луны и звезд; изваяние людей и подобие бессловесных животных».

Слайд 21

Основы для появления науки

Возникновение в 17 в. науки во многом было обусловлено

Основы для появления науки Возникновение в 17 в. науки во многом было
применением некоторых христианских положений
Вера в объективность и вечность законов мира
Вера в познаваемость природы
Вера в достойность занятия познания мира (Василий вел. Григорий Нис.и т.д.)

Слайд 22

Предпосылки появления науки

Интерес к природе появляется в эпоху Возрождения. Кампанелла, Дж. Бруно

Предпосылки появления науки Интерес к природе появляется в эпоху Возрождения. Кампанелла, Дж.
и др. Мир мыслился по аналогии с живым организмом, в котором нет никакой определенности. Природа – сфера деятельности духов. Это помогает им объяснить различные необычные явления с помощью природы. Магия натурализуется. В природе возможно все, даже воскресение мертвых. В таком мире невозможно существование законов природы, а это препятствие к возникновению науки.

Слайд 23

Аристотелевская теория:
1) качественна, исключает использование математики;
2) опирается на чувственный опыт, т. е. исходит

Аристотелевская теория: 1) качественна, исключает использование математики; 2) опирается на чувственный опыт,
«от более понятного и явного для нас»;
3) утверждает, на основании опытных фактов, возможность движения только под воздействием силы;
4) утверждает конечность космоса с находящейся в центре Землей;
5) предполагает неоднородность пространства, существование в нем естественных мест.

Возникновение науки. Аристотель

Слайд 24

Галилео Галилей

Галилеевская
1) языком описания природы является математика;
2) следует доверять не простому

Галилео Галилей Галилеевская 1) языком описания природы является математика; 2) следует доверять
наблюдению, а тщательно продуманному эксперименту;
3) движение по инерции;
4) бесконечность пространства;
5) пространство однородно, природа предметов во всей вселенной одинакова.

Слайд 25

Св. отцы о познании мира

Василий великий: «в сих творениях людьми, имеющими ум,

Св. отцы о познании мира Василий великий: «в сих творениях людьми, имеющими
созерцательно постигнутый закон служит восполнением к славословию Творца»
Григорий Богослов: «закон дан однажды, действие же и ныне постоянно продолжается»

Слайд 26

Соотношение религии и науки

Декарт: «из того, что Бог не подвержен изменениям и

Соотношение религии и науки Декарт: «из того, что Бог не подвержен изменениям
постоянно действует одинаковым образом, мы можем также вывести некоторые правила, которые я называю законами природы»
В.П. Визгин: «в вопросе о чуде наука и религия идут рука об руку…»

Слайд 27

Религиозные основы нравственности

Доказывает существование духовности
Невозможна без свободы выбора
Следовательно, существует особый мир не

Религиозные основы нравственности Доказывает существование духовности Невозможна без свободы выбора Следовательно, существует
подчиняющийся материальному детерминизму
Значит, нравственность утверждает существование души у человека и бытие Бога

Слайд 28

искусство

Исток любого искусства – культ (Гомер, Гесиод, наскальная живопись)
Подтверждает нашу мысль о

искусство Исток любого искусства – культ (Гомер, Гесиод, наскальная живопись) Подтверждает нашу
религиозных корнях культуры
Красота – критерий истинной религии (князь Владимир)

Слайд 29

Истина и красота

Катарсис: в процессе переживания над страданиями вымышленных персонажей происходит реальное

Истина и красота Катарсис: в процессе переживания над страданиями вымышленных персонажей происходит
облагораживание человека (Аристотель)
Соловьев В.С. Красота формы (искусства) усиливает действие духа воплощенного в форме

Слайд 30

Художник творит вольно, но не бессовестно. И. Ильин.

Человек культуры находится в непрестанном

Художник творит вольно, но не бессовестно. И. Ильин. Человек культуры находится в
труде, прекращение которого лишает человека его культурного статуса
Этот труд имеет общую природу с аскетическим подвигом, а цель его стремление к Истине
Имя файла: Христианство-и-культура.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0