Модели сознания (проблема сознания и ее философские решения). Лекция 2

Содержание

Слайд 2

Сознание

- совокупность представлений о мире и человеке в нем
Это

Сознание - совокупность представлений о мире и человеке в нем Это состояние,
состояние, в котором человеку одновременно доступен и мир, и он сам. Мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Продукт мышления
На обыденном уровне сознание связано с понятиями душа, психика, мозг
Разброс представлений о нем широк: от его отрицания до панпсихизма («Все есть сознание»)
«Наше сознание – основа нашего существования. Нет ничего более доступного нам напрямую, и все же оно до сих пор остается величайшей загадкой во Вселенной»
Д.Чалмерс

Слайд 3

Модели сознания в истории философии Сознание является для человека не только «окном

Модели сознания в истории философии Сознание является для человека не только «окном
в мир», но и «окном в себя». Проблема сознания рассматривалась в различных контекстах: души, разума, психики
Платон (429/427-347 до н.э.): в отличие от смертного тела, душа вечна, нематериальна; после смерти своего носителя воплощается в новом теле. Она есть часть мировой души. Объективный идеализм
В промежутке между перевоплощениями души оказываются в мире эйдосов, вечных и совершенных идей. Наш мир является своего рода производной от мира эйдосов. Знание как припоминание (анамнезис).
Душа состоит из трех частей: одна разумная (помещается в голове - это душа философа) и 2 части неразумные (благородная воля, живущая в груди - это душа война; неблагородная, расположенная в желудке - душа ремесленника/землепашца ).

Слайд 4

Модели сознания в истории философии

Р. Декарт (1596-1650): «Я мыслю, следовательно, существую»
Переход от

Модели сознания в истории философии Р. Декарт (1596-1650): «Я мыслю, следовательно, существую»
исследования души к исследованию сознания. Рационализм.
Две субстанции – мыслящая (духовная) и протяженная (телесная), не зависят друг от друга. Рождение психофизической проблемы.
Душа и тело соединяются в теле. Душа воздействует на тело через эпифиз (шишковидную железу). Тело воздействовать на душу не может. Мыслящее «Я» не нуждается для своего существования ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи, оно зависит только от мышления.
Идеи ума возникают из трех источников: образованные самим человеком, приобретенные и врожденные (напр., идеи о субстанции, о боге, о фигуре, о прямой линии, целое больше части и т.д.). Источником врожденных идей является Бог.

Слайд 5

Модели сознания в истории философии

Дж. Локк (1632-1704): «В сознании нет ничего, чего

Модели сознания в истории философии Дж. Локк (1632-1704): «В сознании нет ничего,
бы не было в ощущениях».
Эмпиризм/сенсуализм (ощущение – единственный достоверный источник знания)
Основа сознания - опыт, состоящий из единичных восприятий. Разум есть «tabula rasa» (чистая доска), на которую опыт наносит свои письмена. Сознание – это сумма идей.
Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания.
Выступал против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей: если бы идеи были врожденными они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу; все люди придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, имели бы одно представление о Боге, а этого нигде не наблюдается

Слайд 6

Модели сознания в истории философии

Ж. Ламетри (1709-1751): отвергает дуализм Декарта и приписывает

Модели сознания в истории философии Ж. Ламетри (1709-1751): отвергает дуализм Декарта и
материи способность к ощущению и мышлению. Души как особой субстанции не существует; существует только единая материальная субстанция. Мышление обусловлено самой организацией мозговой ткани
Человек – «перпендикулярно ползающая машина»: его ум имеет механическую материалистическую природу. Мысль – функция мозга
«Душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для обозначения той части нашего организма, которая мыслит»

Слайд 7

Модели сознания в истории философии

И.Кант (1724-1804). Трансцендентальный идеализм (с лат. transcendens — выходящий

Модели сознания в истории философии И.Кант (1724-1804). Трансцендентальный идеализм (с лат. transcendens
за пределы).
Кант интерпретирует сознание как познание (в этом близок когнитивизму)
Сознание и познание Кант рассматривает как трансцендентальные условия существования мира явлений (мира феноменов) – того мира, который мы воспринимаем, мыслим и познаем
Кроме того, Кант допускает еще и существование некоторого мира трансцендентных вещей в себе (мир ноуменов) . Об этом мире мы не можем ничего знать, он вне нашего сознания. Нам доступны только явления, выступающие результатом переработки неизвестных вещей в себе нашей познавательной способностью, т.е. нашим сознанием.

Слайд 8

Кант выделяет три трансцендентальных способности сознания: чувственное восприятие, рассудок и разум. Именно

Кант выделяет три трансцендентальных способности сознания: чувственное восприятие, рассудок и разум. Именно
благодаря им в сознании конституируется известный нам мир явлений. Предполагает наличие априорных (доопытных) форм познания
До Канта: наши представления сообразуются с предметами. Центр познания – объект
С Канта: предметы сообразуются с нашими представлениями. Центр познания – субъект, именно он определяет объект
Процесс познания – не пассивное отражение, в нем присутствуют характеристики субъекта

Слайд 9

Процесс познания по Канту

вещь, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений;
они упорядочиваются

Процесс познания по Канту вещь, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений;
с помощью априорных форм чувственности (пространства и времени) в предмет восприятия;
восприятие субъективно, чтобы оно стало общезначимым, надо подключить рассудок (мышление, оперирующее понятиями);
рассудок конструирует предмет в соответствии с априорными формами мышления – категориями. Но рассудку недостает цели;
руководит рассудком, ставит ему цели разум, выполняющий регулятивные функции в процессе познания.

Слайд 10

До Канта: наши представления сообразуются с предметами. Центр познания – объект
С Канта:

До Канта: наши представления сообразуются с предметами. Центр познания – объект С
предметы сообразуются с нашими представлениями. Центр познания – субъект, именно он определяет объект
Процесс познания – не пассивное отражение, в нем присутствуют характеристики субъекта

Слайд 11

Модели сознания в истории философии

Диалектический материализм –философское направление, выведенное из материалистических идей

Модели сознания в истории философии Диалектический материализм –философское направление, выведенное из материалистических
К. Маркса и Ф. Энгельса, развитое Лениным и другими философами-марксистами
Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества, она первична относительно сознания.
Сознание – неотъемлемое свойство высокоорганизованной материи. Носитель сознания – мозг; сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира 

Слайд 12

Каждый – эксперт в области своего сознания, но не знает каково быть

Каждый – эксперт в области своего сознания, но не знает каково быть
другим…

Каково быть летучей мышью?
Каково быть братом Моцарта?
Каково быть президентом Сибири?...

Слайд 13

Характеристики сознания
Субъектность и приватность
Интенциональность (направленность на что-то)
Идеальность
Отсутствие пространственной протяженности
Идеаторность
Осведомленность (я знаю, что

Характеристики сознания Субъектность и приватность Интенциональность (направленность на что-то) Идеальность Отсутствие пространственной
я в сознании)

Слайд 14

Дискутируемая характеристика сознания: квалитативность

Квалиа - термин, означающий субъективные (феноменальные) аспекты нашего

Дискутируемая характеристика сознания: квалитативность Квалиа - термин, означающий субъективные (феноменальные) аспекты нашего
восприятия мира
Человека нельзя свести к материальным процессам. В остатке всегда будут непосредственные субъективные переживания: крастота «красного», сладость «сладкого», боль «боли».
Это ответ на вопрос «Каково быть мной?»

Слайд 15

Квалиа (с лат. «свойства, качества»)
Квалиа – это данность наших чувств (воспринимаемые цвета,

Квалиа (с лат. «свойства, качества») Квалиа – это данность наших чувств (воспринимаемые
ощущаемые звуки, боль и т.д.). Это ментальное, субъективное, доступное только их носителю. Сознание – это совокупность квалиа
Квалиа приватны
Они невыводимы из физических свойств и несводимы к ним.
Они доступны интроспекции (от лат. «смотреть внутрь»). Мы можем направить свой внутренний взор на эти свойства.
Опыт квалиа называют квалитативным или феноменальным опытом.

Слайд 16

«Ученая Мери» - мысленный эксперимент Фрэнка Джексона, косвенно подтверждающий теорию квалиа

Проведя всю

«Ученая Мери» - мысленный эксперимент Фрэнка Джексона, косвенно подтверждающий теорию квалиа Проведя
жизнь в черно-белой комнате, зная в теории все о цветовом восприятии, но никогда не видя цвета, она однажды выходит из комнаты и видит красную розу. Узнала она что-то новое о цветовом восприятии или нет? Да, узнала, и это означает, что ее исчерпывающее знание нуждается в каких-то дополнительных фактах - а именно, в квалиа.

Слайд 17

Еще о квалиа: эксперимент «Инвертированный спектр»: два человека описывают то, что они

Еще о квалиа: эксперимент «Инвертированный спектр»: два человека описывают то, что они
видят. Но у одного человека спектр инвертирован по отношению к спектру другого: где один видит зеленое – другой видит красное и т.д. Но открыть инверсию спектров невозможно, так как их речевое поведение вполне адекватно согласуются. Одни и те же вещи они называют зелеными, красными и т.д. Эта разница в опыте не может быть обнаружена на основании данных, доступных от третьего лица. Она м.б. познана только от первого лица.

Цвет как квалиа: это релятивное свойство, отражающее целый комплекс отношений (опасное, съедобное, полезное, спелое)
Природа цвета субъективна?

Слайд 18

Гносеологическая постановка проблемы сознания

«легкая и трудная проблемы сознания» (Д.Чалмерс, 1995)
Лёгкая проблема

Гносеологическая постановка проблемы сознания «легкая и трудная проблемы сознания» (Д.Чалмерс, 1995) Лёгкая
сознания – то, что можно измерить, то что решается традиционными научными методами (то, что относится к способностям или функциям мозга)
Трудная проблема сознания : почему и каким образом мозг порождает сознание?

Слайд 19

Онтологическая постановка проблемы

Физикализм: всё, что существует, имеет физическую природу или основано/ производно

Онтологическая постановка проблемы Физикализм: всё, что существует, имеет физическую природу или основано/
от физических свойств. Отождествляет сознание с мозгом.
Антифизикализм: существующее не привязано обязательным образом к физическим объектам или свойствам

Слайд 20

Проблема соотношения тела и сознания (Mind-body problem)

Центральная проблема современной философии сознания; понимается как

Проблема соотношения тела и сознания (Mind-body problem) Центральная проблема современной философии сознания;
соотношение ментального и физического, сознания и тела с последующей интерпретацией этого соотношения
Задача – уточнение онтологического статуса ментального или сознания.

Слайд 21

Подходы к решению проблемы (1): I. Редукционизм (сведение сложного к простому)

Монистические

Подходы к решению проблемы (1): I. Редукционизм (сведение сложного к простому) Монистические
подходы
- Идеалистический монизм. Существует только ментальная субстанция (напр., Джордж Беркли).
- Материалистический монизм. Существует только физическая субстанция (физикализм  — взгляд, согласно которому ВСЁ во Вселенной, имеет физическую природу). Сознание как материальный объект есть продукт человеческого мозга.

Слайд 22

Критика физикализма

"Философский зомби« (Д.Чалмерс): эксперимент о несводимости субъективных аспектов сознания к функциональным

Критика физикализма "Философский зомби« (Д.Чалмерс): эксперимент о несводимости субъективных аспектов сознания к
фактам. Сознание есть нечто большее, чем то, что рисует нам физикалистская картина мира. Философский зомби -  наш двойник. Но: он не испытывает те субъективные ощущения, которые испытываем мы. Это значит, что ощущения имеют особую природу, особое, субъективное содержание

Слайд 23

Подходы к решению проблемы(2): II. Нередукционизм

Дуалистические подходы - сознание обладает особой природой, принципиально

Подходы к решению проблемы(2): II. Нередукционизм Дуалистические подходы - сознание обладает особой
несводимой к физической материальной реальности. Примеры:
- Субстанциальный дуализм Рене Декарта: мир состоит из двух родов субстанций - материальных и духовных. Сознание и материя независимы друг от друга
- Дуализм свойств: существует лишь одна субстанция или одна реальность (материальная); сознание же связано с набором несводимых к материальной реальности свойств, которые эмерджентно (с англ.   «возникающий, неожиданно появляющийся») порождаются на основе материальных систем (мозга) (Томас Нагель)

Слайд 24

Современные модели сознания (1)

Биологический натурализм. Сознание - результат совершенствования мозга в

Современные модели сознания (1) Биологический натурализм. Сознание - результат совершенствования мозга в
процессе эволюции природы. Оно неотделимо от тела и может быть описано как часть нашей биологической природы.
Джон Сёрл (1932). Сознание является реальным субъективным опытом, вызванным физическими процессами в мозге. Мозг порождает разум. Наше сознание оказывает влияние на наше поведение. Ментальные состояния — высокоуровневые свойства физических систем.
Критик идеи искусственного интеллекта (автор мысленного эксперимента «Китайская комната»).

Слайд 25

Современные модели сознания (2)

Функционализм. Сознание - это не особое свойство материи,

Современные модели сознания (2) Функционализм. Сознание - это не особое свойство материи,
а функциональные отношения логических состояний, которые могут быть осуществлены на разных носителях – в теле человека, в компьютерной программе и др.
Дэниел Деннет (1942). Теория множественных проектов. Ни «Я», ни квалиа не существует. То, что мы воспринимаем как сознание — результат физиологических процессов, протекающих в мозге. В человеческом мозге нет единого центра, создающего сознание. Оно возникает в результате деятельности множества нейронов, образующих сложные функциональные сети. Эти сети и есть сознание. Так называемое «сознание» выполняет ту же функцию в мозге, что и компьютерная программа в процессоре. Наш мозг – это машина из миллиардов «роботов»-нейронов. Человеческое сознание не имеет принципиальных отличий от программ сложного робота.  

Слайд 26

Современные модели сознания (3)

Дуализм свойств (натуралистический дуализм): сознание связано с набором

Современные модели сознания (3) Дуализм свойств (натуралистический дуализм): сознание связано с набором
нередуцируемых к материальной реальности свойств, которые эмерджентно порождаются на основе мозга
Дэвид Чалмерс (1966). Квалиа – фундаментальный элемент Вселенной, наряду со скоростью света, массой, гравитацией. Значит, теория сознания должна скорее основываться на фундаментальной физике, а не на биологии, и её главным элементом должны быть психофизические законы, описывающие связь квалиа с физическими качествами. При этом квалиа не являются частью материального мира. Поэтому созданная Чалмерсом теория сознания является дуалистической. Сознание имеется у всего во Вселенной (панпсихизм). Оно - нематериальное фундаментальное свойство Вселенной. ВСЁ имеет сознание (Д.Чалмерс).

Слайд 27

Сознание – это…

Всё то, что вы чувствуете и ощущаете…, пока не засыпаете,

Сознание – это… Всё то, что вы чувствуете и ощущаете…, пока не
или не «теряете сознание» (Дж. Сёрл)
01
Это совокупность элементов сенсорного опыта, субъективное состояние, сопровождаемое квалиа (в духе Д. Чалмерса)
02
«Иллюзия» мозга, позволяющая каждому считать себя сознательным существом; иллюзия интенциональной установки поведения (по следам Д. Деннета)
03

Слайд 28

Современные когнитивные исследования

Ведущее направление в исследованиях сознания к. XX – нач. XXI

Современные когнитивные исследования Ведущее направление в исследованиях сознания к. XX – нач.
вв. - когнитивистика или когнитивный подход (от лат. cognitio «познание»)
Это междисциплинарный комплекс научных направлений, изучающих познание и высшие формы мыслительных процессов

Слайд 29

Сильный и слабый искусственный интеллект (ИИ)
ИИ – наука и технология создания интеллектуальных

Сильный и слабый искусственный интеллект (ИИ) ИИ – наука и технология создания
машин (в частности, компьютерных программ)
Обладает ли сознанием машина, полностью воспроизводящая работу человеческого мозга?
Развитие когнитивистики раскрывает возможности выявить, объяснить и описать процессы, происходящие в мозге человека, что позволит создать искусственный интеллект

Слайд 30

Сильный ИИ (понятие ввел Дж.Серл)– это программа, полностью воспроизводящая человеческий разум.
Слабый

Сильный ИИ (понятие ввел Дж.Серл)– это программа, полностью воспроизводящая человеческий разум. Слабый
ИИ – это инструмент изучения разума, способный моделировать некоторые ситуации, но не все процессы мозга.

Слайд 31

Разумны ли роботы? Робот София Чат-бот Тау

Разумны ли роботы? Робот София Чат-бот Тау

Слайд 32

Может ли машина обладать сознанием?

тест Алана Тьюринга «Игра в имитацию»

Может ли машина обладать сознанием? тест Алана Тьюринга «Игра в имитацию»

Слайд 34

В случае с «Китайской комнатой», система в целом могла бы пройти тест

В случае с «Китайской комнатой», система в целом могла бы пройти тест
Тьюринга, но при этом никакого понимания языка внутри системы не происходит, а значит тест, по мнению Дж.Серля, не является адекватной проверкой мыслительных способностей
Что не так? Компьютерная программа манипулирует формальными - синтаксическими объектами. Человеческий разум оперирует семантическим (смысловым) содержанием.
Мозг порождает разум. Любая другая система, способная порождать разум, должна обладать свойствами, эквивалентными свойствам мозга. Об этом – мысленный эксперимент Зенона Пылышина о природе носителя сознания: допустим, исследователь начинает заменять нейроны в мозге познающего субъекта по одному на микрочипы с теми же свойствами и постепенно заменяет все нейроны. Будет ли получившийся в итоге «электронный мозг» носителем того же сознания, что и исходный мозг познающего субъекта? Сам субъект, вероятнее всего, подмены не заметит, следовательно, мы вынуждены будем признать, что сознание не зависит от того, на каком носителе реализуется