Основной вопрос философии

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Основной вопрос философии – теоретический стержень классической философии.
2. Онтология

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Основной вопрос философии – теоретический стержень классической философии. 2.
– учение о бытии.
3. Диалектика и метафизика как методологические стратегии.
4. Гносеология – учение о познании.

Слайд 3

Основной вопрос философии как теоретический стержень классической философии
Генезис потребность в
философии

Основной вопрос философии как теоретический стержень классической философии Генезис потребность в философии
----- смысле жизни
Предмет учение о связи
философии ----- человека с миром
Основной вопрос о соотношении
вопрос материального и
философии ----- идеального

Слайд 4

Основной вопрос философии в повседневной жизни человека

Как решается этот вопрос в

Основной вопрос философии в повседневной жизни человека Как решается этот вопрос в
повседневной жизни человека?
Зачастую не осознавая этого отчетливо, человек распределяет все свои жизненные ресурсы (время, психическую энергию, финансы) между удовлетворением материальных и духовных потребностей.
Искусство жизни зависит от мудрости такого рода распределения.

Слайд 5

В.Ф.Одоевский о вездесущности основного вопроса философии

«Во все эпохи душа человека стремлением необоримой

В.Ф.Одоевский о вездесущности основного вопроса философии «Во все эпохи душа человека стремлением
силы, невольно, как магнит к северу, обращается к задачам, коих разрешение скрывается во глубине таинственных стихий, образующих и связующих жизнь духовную и жизнь вещественную; ничто не останавливает сего стремления, ни житейские печали и радости, ни мятежная деятельность, ни смиренное созерцание…»
Одоевский В.Ф. Русские ночи / Соч. в 2 т. Т.1. – М.: Художественная литература. 1981. – С.31.

Слайд 6

Категориальное развитие основного вопроса философии в истории культуры

ПРИРОДА ДУХ
БЫТИЕ МЫШЛЕНИЕ
МАТЕРИЯ СОЗНАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНОЕ ИДЕАЛЬНОЕ

Категориальное развитие основного вопроса философии в истории культуры ПРИРОДА ДУХ БЫТИЕ МЫШЛЕНИЕ МАТЕРИЯ СОЗНАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ИДЕАЛЬНОЕ

Слайд 7

Онтология – учение и бытии

Этимология слова: гр. оntos - сущее и logos

Онтология – учение и бытии Этимология слова: гр. оntos - сущее и
- слово, учение, наука – учение о бытии.
Не путать с антологией (гр.anthologia собрание цветов), что означает «сборник избранных произведений».

Слайд 8

Фундамент теории бытия

Исходный вопрос онтологии: что первично, материальное или идеальное?
Сколько и какие

Фундамент теории бытия Исходный вопрос онтологии: что первично, материальное или идеальное? Сколько
логично возможны варианты ответа на этот вопрос?
Первоначало по мере развития философской теории стало обозначаться такими категориями, как «истинно сущее бытие» и «субстанция».

Слайд 9

Система онтологических проблем

Устойчивость и изменчивость в структуре бытия; сущность движения, развития, пространства,

Система онтологических проблем Устойчивость и изменчивость в структуре бытия; сущность движения, развития,
времени; причинность и индетерминизм, необходимость и случайность, природа сознания, неисчерпаемость бытия, целесообразность и т.п.

Слайд 10

Основные онтологические позиции

1-ый вариант: первично материальное (природа, квантовый вакуум и т.п.). Материализм

Основные онтологические позиции 1-ый вариант: первично материальное (природа, квантовый вакуум и т.п.).
– учение о материальной субстанции.
2-ой вариант: первично идеальное (духовное – мировой или человеческий разум, Бог, Дух). Идеализм – учение о духовной субстанции.
3-ий вариант: ничто не является первичным, так как материальное и духовное выступают равноценными началами бытия. Дуализм – учение о двух субстанциях.

Слайд 11

Категория «субстанция»

Субстанция – это самодостаточное основание бытия человека в мире.
Б.Спиноза (17

Категория «субстанция» Субстанция – это самодостаточное основание бытия человека в мире. Б.Спиноза
в.) о сущности субстанции: causa sui – причина самой себя.
Субстанция =/= субстрат
Субстрат – это материал, из которого нечто возникает и состоит. Категория конкретно-научного познания.
Субстанция – это фундамент бытия человека как первопричина всех событий его судьбы. Философская категория.

Слайд 12

Монизм и дуализм

Что естественно для человека: видеть мир целостным, внутренне единым

Монизм и дуализм Что естественно для человека: видеть мир целостным, внутренне единым
или расколотым на параллельные миры?
В истории мировой классической философии разработана только одна последовательно дуалистическая теория Р.Декарта (17 в.) в связи с исторической миссией поднять науку на теоретический уровень.

Слайд 13

Монизм и дуализм

Материализм и идеализм как монистические философские системы являются одновременно

Монизм и дуализм Материализм и идеализм как монистические философские системы являются одновременно
и мировоззренческими и теоретико-методологическими учениями.
Дуализм – это сугубо теоретико-методологическое учение.
По онтологическому фундаменту мировоззренческие позиции людей делятся на материалистов и идеалистов.

Слайд 14

Противоречие между материализмом и идеализмом

Материализм и идеализм – с теоретической и

Противоречие между материализмом и идеализмом Материализм и идеализм – с теоретической и
мировоззренческой точки зрения имеют равное право на существование.
Материализм – это учение о материальных основах духа.
Идеализм – это учение о духовных основах материи.
Материализм – учение о материальной субстанции.
Идеализм – учение о духовной субстанции.

Слайд 15

Внутреннее противоречие материализма

Какой вопрос разделяет материалистов по разные стороны баррикад?
Ответ на

Внутреннее противоречие материализма Какой вопрос разделяет материалистов по разные стороны баррикад? Ответ
вопрос: мир, материальный в своей основе, неизменен или он все время развивается?
В результате материалисты делятся на метафизиков и диалектиков.

Слайд 16

Диалектика и метафизика

Термин «диалектика» входит в культуру в связи с творчеством

Диалектика и метафизика Термин «диалектика» входит в культуру в связи с творчеством
Сократа (5 в. до н.э.)
Этимология: гр. Dialektos - говор, наречие; dialektikё - искусство вести беседу.
Термин «метафизика» вводят в культуру в 1 в. до н.э. систематизаторы наследия Аристотеля (4 в. до н.э.).
Этимология: гр. meta ta phisika - после физики; physis - природа.

Слайд 17

Диалектика и метафизика в исторически первом смысле слова

Диалектика – это искусство сократовской

Диалектика и метафизика в исторически первом смысле слова Диалектика – это искусство
беседы через противоположности рождать истину.
Метафизика как синоним философии – это умозрительное размышление о мире. Метафизика в этом смысле означает сугубо профессиональное философствование, раскрывающее фундаментальные вечные основы бытия и смыслы человеческого существования.

Слайд 18

Гегелевский переворот в понимании диалектики и метафизики

Диалектика – учение о саморазвитии,

Гегелевский переворот в понимании диалектики и метафизики Диалектика – учение о саморазвитии,
всеобщей связи и взаимной обусловленности всех явлений.
Метафизика – учение о неизменности и изолированности всех явлений.

Слайд 19

Ключевые категории диалектики

Изменение – переход системы из одного состояния в другое.
Движение

Ключевые категории диалектики Изменение – переход системы из одного состояния в другое.
– любое изменение.
Фундаментальная классификация видов изменений: качественные и количественные.
Развитие – качественное изменение.

Слайд 20

Теоретические разновидности материализма

Метафизический материализм – учение о неизменной материальной субстанции.
Диалектический материализм

Теоретические разновидности материализма Метафизический материализм – учение о неизменной материальной субстанции. Диалектический
– учение о саморазвивающейся материальной субстанции.
Основоположники диалектического материализма – К.Маркс и Ф.Энгельс
(19 в.).
Все материалисты до К.Маркса и Ф.Энгельса были метафизическими материалистами, хотя и вырабатывали отдельные диалектические идеи.

Слайд 21

Теоретические разновидности материализма

Метафизический материализм – учение о неизменной материальной субстанции.
Диалектический материализм

Теоретические разновидности материализма Метафизический материализм – учение о неизменной материальной субстанции. Диалектический
– учение о саморазвивающейся материальной субстанции.
Основоположники диалектического материализма – К.Маркс и Ф.Энгельс
(19 в.).
Все материалисты до К.Маркса и Ф.Энгельса были метафизическими материалистами, хотя и вырабатывали отдельные диалектические идеи.

Слайд 22

Теоретические разновидности идеализма

Субъективный идеализм – учение о первичности индивидуального сознания.
Классик субъективного

Теоретические разновидности идеализма Субъективный идеализм – учение о первичности индивидуального сознания. Классик
идеализма – Дж.Беркли (17-18 вв.): вещь – совокупность наших ощущений.
Объективный идеализм – учение о первичности надиндивидуального сознания.
Классики объективного идеализма - Платон (5-4 вв. до н.э.): истинно сущее бытие – вечные, совершенные идеи;
Гегель (18-19 вв.): субстанция – саморазвивающаяся абсолютная идея.

Слайд 23

Вульгарные онтологические позиции

Вульгарный материализм – учение о том, что все существующее

Вульгарные онтологические позиции Вульгарный материализм – учение о том, что все существующее
материально.
Кредо вульгарного материализма: «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь». Бюхнер, Фохт, Молешотт.
Вульгарный идеализм – солипсизм (лат. solus один, единственный и ipse сам ) – это крайняя форма субъективного идеализма, в соответствии с которой существует только одна индивидуальная душа, а мир не существует, он –виртуальная реальность.

Слайд 24

Система онтологических позиций

Что первично: материя или дух?
МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ ДУАЛИЗМ
МЕТАФИ- ДИА-

Система онтологических позиций Что первично: материя или дух? МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ ДУАЛИЗМ МЕТАФИ-
СУБЪЕК- ОБЪЕК-
ЗИЧЕС- ЛЕКТИ- ТИВНЫЙ ТИВНЫЙ
КИЙ ЧЕСКИЙ ИДЕА- ИДЕА-
МАТЕ- МАТЕ- ЛИЗМ ЛИЗМ
РИА- РИА-
ЛИЗМ ЛИЗМ

Слайд 25

Гносеология – учение о познании.

Этимология - гр. gnosis знание.
Система гносеологических проблем: познаваем

Гносеология – учение о познании. Этимология - гр. gnosis знание. Система гносеологических
ли мир, с помощью чего познаваем мир, основные формы чувственной и логической ступени познания, что такое истина, критерии истины, абсолютность и относительность практики как критерия истины, сущность агностицизма и т.п.

Слайд 26

Основные гносеологические позиции

Познаваем ли мир?
Сторонники Агностики
познаваемости мира
Сенсуалисты Рационалисты

Основные гносеологические позиции Познаваем ли мир? Сторонники Агностики познаваемости мира Сенсуалисты Рационалисты

Слайд 27

Сенсуализм

Сенсуализм – учение о доминирующей роли чувственной ступени познания.
Формы чувственной ступени

Сенсуализм Сенсуализм – учение о доминирующей роли чувственной ступени познания. Формы чувственной
познания:
Ощущение – отражение отдельных свойств объекта.
Восприятие – целостное отражение объекта в системе его свойств.
Представление – целостное отражение объекта, когда он не воздействует на наши органы чувств.

Слайд 28

Рационализм

Рационализм – учение о доминирующей роли логической ступени познания.
Формы логической

Рационализм Рационализм – учение о доминирующей роли логической ступени познания. Формы логической
ступени познания:
Понятие – отражение сущности объекта.
Суждение – отражение связи между сущностями.
Умозаключение – отражение связи между суждениями.

Слайд 29

Классики сенсуализма

Дж. Локк (1632 – 1704) - английский материалист эпохи Нового

Классики сенсуализма Дж. Локк (1632 – 1704) - английский материалист эпохи Нового
времени.
Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский субъективный идеалист эпохи Нового времени.

Слайд 30

Классики рационализма

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий объективный идеалист

Классики рационализма Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий объективный идеалист
эпохи Нового времени.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) - голландский материалист эпохи Нового времени.

Слайд 31

Кредо сенсуализма

«Нет ничего в нашем разуме, чего бы не было в

Кредо сенсуализма «Нет ничего в нашем разуме, чего бы не было в
наших ощущениях».
Дж. Локк
Содержание кредо: разум призван только обрабатывать материал наших ощущений, и самостоятельно он не может и не должен вырабатывать какие бы то ни было идеи.

Слайд 32

Кредо рационализма

«Нет ничего в нашем разуме, чего бы не было в

Кредо рационализма «Нет ничего в нашем разуме, чего бы не было в
наших ощущениях, за исключением самого разума».
Г. В. Лейбниц
Содержание кредо: разум призван обрабатывать материал наших ощущений, и кто же кроме него с этим справится , но помимо этого разум может и должен самостоятельно продуцировать идеи.

Слайд 33

Аргументация сенсуализма

Ощущения непосредственно связывают нас с миром, поэтому они наиболее адекватные

Аргументация сенсуализма Ощущения непосредственно связывают нас с миром, поэтому они наиболее адекватные
его свидетели и краткий путь к истине.
Разум опосредованно связывает нас с миром, он абстрактен и поэтому склонен к фантазиям, уводящим нас от истины.

Слайд 34

Аргументация рационализма

Ощущения непосредственно связывают нас с миром, поэтому они слишком пристрастные

Аргументация рационализма Ощущения непосредственно связывают нас с миром, поэтому они слишком пристрастные
свидетели этому миру и уводят нас от истины.
Разум опосредованно связывает нас с миром, вырабатывая абстракции. поэтому он объективен и раскрывает нам истину.

Слайд 35

Диалектика процесса познания

Сенсуалисты выявили противоречия:
- между чувственной и рациональной ступенями процесса

Диалектика процесса познания Сенсуалисты выявили противоречия: - между чувственной и рациональной ступенями
познания;
- внутреннее противоречие чувственной ступени познания между адекватностью ощущений и склонностью разума к фантазиям;
- внутреннее противоречие рациональной ступени познания между субъективностью чувств и объективностью разума.

Слайд 36

Классическая определение истины

Истина – это адекватное объективное отражение реальности как синергия

Классическая определение истины Истина – это адекватное объективное отражение реальности как синергия
адекватности чувств и объективности разума.
Внутринаучные критерии истины: логичность, доказательность, самоочевидность, красота.
Вненаучный критерий истины: практика как полезность.

Слайд 37

Теория агностицизма

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.
Классик агностицизма -

Теория агностицизма Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира. Классик агностицизма -
Иммануил Кант (1724 – 1804).
Как возможна наука и процесс познания вообще?
Фундаментальное противоречие процесса познания: между объектом и образом этого объекта.

Слайд 38

Система исходных категорий Канта

Объект Образ объекта
объективная субъективная
вещественная невещественная
реальность реальность

Система исходных категорий Канта Объект Образ объекта объективная субъективная вещественная невещественная реальность

Вещь в себе Вещь для нас
Объективное Субъективное
Сущность Явление
Ноумен Феномен

Слайд 39

Сущность агностицизма

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира, т.е. о том,

Сущность агностицизма Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира, т.е. о том,
что в принципе непознаваема «вещь в себе» как сущность объективной реальности.
Одновременно это означает, что мир в принципе познаваем как результат нашего взаимодействия с этим миром в соответствии с уровнем развития социальной практики.