Индуизм, даосизм, конфуцианство

Содержание

Слайд 2

Индуизм

Индуизм - самая большая национальная религия в мире, также она является главное

Индуизм Индуизм - самая большая национальная религия в мире, также она является
религией Индии, которая имеет очень богатую историю и традиции. Возник в Индии в период времени между I и V вв. н.э. Согласно другим источникам индуизму около 4000 лет.

Слайд 3

В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне.

В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне.
Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывает триада, триединство этих главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны; он - каратель неверных и грешников.

Слайд 4

Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну (богохранитель) и Шива (богразрушитель),

Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну (богохранитель) и Шива (богразрушитель),
что привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиванизма. Это оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуисткой мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индузма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Вообще для индуизма как религиозно-мифологической системы характерно включение верований разных племенных групп, их ассимиляция.

Слайд 5

Даосизм

Даосизм - одно из основных направлений древне-китайской философии, которое возникло в 4-3

Даосизм Даосизм - одно из основных направлений древне-китайской философии, которое возникло в
вв. до н.э, главные трактаты “Лао-цзы” и “Чжуан-цзы”. Основное понятие - дао. В центре учения даосизма, противостоящему конфуцианству и моизму, - призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.

Слайд 6

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как “путь”,

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как “путь”,
“дорога”. Дао - начало всех начал, “нерожденное, которое порождает все сущее”. Даосизм учит, что жить в соответствии с Дао - то покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников.

Слайд 7

Даосизм в настоящее время

Даосизм в ХХ век вошел как традиционная китайская религия.

Даосизм в настоящее время Даосизм в ХХ век вошел как традиционная китайская
Однако после прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосы подверглись гонениям. После реформ Дэн Сяопина в 1978 года положение стало улучшаться. К настоящему времени в стране открылось немалое количество даосских храмов и монастырей.

Слайд 8

Конфуцианство

Конфуцианство — это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о

Конфуцианство Конфуцианство — это, прежде всего, морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы
том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя.

Слайд 9

Конфуцианство и Конфуций

Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что

Конфуцианство и Конфуций Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.),
переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления. Творчество Конфуция, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.

Слайд 10

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними
китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди. Впоследствии Шанди стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для защиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. Религией в полном смысле оно становится в середине I тыс. н.э., когда сам его основоположник был обожествлен.

Слайд 11

Деление на категории

Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий: Первая -

Деление на категории Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий:
люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать Четвертая - люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая - люди, совершенные во всех отношениях.

Слайд 12

Символы конфуцианства.

У конфуцианства нет официального символа, но существуют несколько используемых символов. Например:

Символы конфуцианства. У конфуцианства нет официального символа, но существуют несколько используемых символов.
китайский символ “ученый”, символ инь-ян, а также портреты Конфуция. Одна из самых используемых символов для обозначения конфуцианства - это китайский символ воды, который представляет собой жизнь.

Слайд 13

Литература

Перечень канонической конфуцианской литературы можно поделить на четверокнижье и пятиканоние. В пятиканонии

Литература Перечень канонической конфуцианской литературы можно поделить на четверокнижье и пятиканоние. В
наиболее важным является “Канон перемен” - древний гадательный памятник, основа которого 64 гексаграммы. В конфуцианстве эти знаки становятся основными философскими понятиями, с помощью которых выражается понятие о мире. В произведении из четверокнижья есть трактат “Рассуждение и беседы”, где Кун Цзы излагает основы своего учения.

Слайд 14

По мнению Конфуция народ не способен самостоятельно создать своих целей и встать

По мнению Конфуция народ не способен самостоятельно создать своих целей и встать
на путь самосовершенствования, он может лишь подражать образцу. Исходя из этого создается образ “идеального мужа” - образцового человека и чиновника. Чтобы стать примером для людей, он наделялся совокупностью добродетелей: Человеколюбие ( Жень ) Чувство долга ( И ) Знание ритуальной музыки и танцев ( Юэ ) Знание правил поведения ( Ли )

Слайд 15

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т.н. цзюнь цзы (“благородные мужи”),

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т.н. цзюнь цзы (“благородные мужи”),
т.е. представители высших слоев общества: простолюдины же - сяо жэнь (дословно - “мелкие людишки”) не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление “благородных” простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Слайд 16

Управление государством

Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда

Управление государством Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого
зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). "Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба, великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находился под угрозой "совершенномудрых", которые по своему произволу могли сделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся по Конфуцию жень (человеколюбием).

Слайд 17

Одним из реальных воплощений идеалов конфуцианства и стала система государственных экзаменов, призванная

Одним из реальных воплощений идеалов конфуцианства и стала система государственных экзаменов, призванная
поставить на службу обществу истинные человеческие добродетели. Впервые в истории человечества на государственном уровне была поставлена и в целом решена задача привлечения на службу наиболее достойных граждан, сочетающих в себе высокую духовность, мудрость, опыт и социальную активность.
Методику подбора и подготовки чиновников переняли у Китая и страны испытавшие мощное влияние его уникальной культуры. На протяжении столетий они формировали свой кадровый «корпус», сообразуясь с китайским опытом.