Философия познания и науки (лекция №7)

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ.

Вопросы:
Сущность познания. Структура познавательной деятельности.
2. Познавательные способности человека. Основные

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ. Вопросы: Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные
этапы и формы процесса познания.
3. Проблема истины в философии и науке.

Слайд 3

ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Познание – активная деятельность человека, целью

ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Познание – активная деятельность человека,
которой является получение нового знания.
Познание осуществляется на основе отражения мира (объективного и субъективного) в сознании человека.
Знание – результат процесса
познания, идеальное отражение
действительности в сознании
человека.

Слайд 4

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Объект познания (Оп) – часть природы, на которую направлен

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объект познания (Оп) – часть природы, на которую направлен
познавательный интерес субъекта.
Субъект познания (Sп) – человек, обладающий сознанием, активно взаимодействующий с объектом с целью получения нового знания.
Средства познания – совокупность методов и приемов, используемых для познания объекта.

Средства познания

Субъект

Объект

Слайд 5

ПРОБЛЕМА: ПОДОБЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК ЗЕРКАЛУ, ОТРАЖАЮЩЕМУ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР, ИЛИ ОН АКТИВНО УЧАСТВУЕТ

ПРОБЛЕМА: ПОДОБЕН ЛИ ЧЕЛОВЕК ЗЕРКАЛУ, ОТРАЖАЮЩЕМУ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР, ИЛИ ОН АКТИВНО УЧАСТВУЕТ
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ?

Человек не просто отражает мир, а активно
познает его.

Почему человек
активен
в процессе
познания?

2. Он выбирает объект познания

3. Он выбирает методы познания

4. Он интерпретирует результаты
познания

1. Он определяет цели познания

Слайд 6

ПРОБЛЕМА: МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИТЬ ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ?
Агностицизм

ПРОБЛЕМА: МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧИТЬ ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ?
– направление
в гносеологии, отрицающее
возможность достоверного
познания сущности объектов действительности.

?

Слайд 7

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА

Скептицизм античных философов (Пиррон, Протагор
(480-410 г.г до н.э.) –о

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АГНОСТИЦИЗМА Скептицизм античных философов (Пиррон, Протагор (480-410 г.г до н.э.)
любом предмете можно высказать
различное мнение, каждое из которых будет правильным для
того, кто его высказал.
Агностицизм английского философа Д. Юма (1711-
1804) –человек не может выйти за пределы своего
восприятия мира, поскольку мир дан человеку только в его
восприятиях.
3. Агностицизм немецкого философа И. Канта (1724-1804)
– человек может познать только то, как вещи являются ему, а
сущность вещей («вещь в себе») непознаваема.
4. Иррационализм антисциентистской философии
(«философия жизни», экзистенциализм, персонализм и др.) –
человек не может познать мир, который им переживается,
научными средствами.

Слайд 8

ВОПРОС 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.

Выделяют две познавательные

ВОПРОС 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. Выделяют две
способности
человека:
Чувственность – способность к
формированию чувственных образов.
Мышление - способность к формированию
понятий.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

Чувственное познание –
непосредственное отражение
действительности с помощью
органов чувств.
Рациональное

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ Чувственное познание – непосредственное отражение действительности с помощью органов
познание (абстрактное
мышление) - выделение в сознании
отдельных свойств предмета и соединение
их в особые сочетания с целью
получения нового знания.

Слайд 10

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Воспроизведение в памяти чувственных образов ранее воспринимаемых объектов (общезначимая схема

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ Воспроизведение в памяти чувственных образов ранее воспринимаемых объектов (общезначимая
чувственного образа)

Представление

Целостный образ предмета, формирующийся на основе ощущений

Восприятие

Отражение в сознании отдельных сторон и свойств явлений и предметов

Ощущение

Слайд 11

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Вывод нового знания на основе имеющихся суждений.

Умозаключение

Форма мышления, в которой

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Вывод нового знания на основе имеющихся суждений. Умозаключение Форма
утверждается или отрицается наличие признака в предмете.

Суждение

Форма мышления, отражающая общие свойства предметов.

Понятие

Слайд 12

ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ)

Чувственное познание
1. Непосредственное отражение действительности.
2. Отражение

ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ) Чувственное познание 1. Непосредственное отражение
осуществляется в форме наглядных образов.
3. Отражаются внешние, случайные, стороны, свойства предметов.

Рациональное познание
Опосредованное отражение действительности.
Отражение осуществляется в форме понятий.
Отражаются внутренние, существенные свойства предметов.

Слайд 13

ПРОБЛЕМА: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ИЛИ РАЗУМ?

В процессе познания
чувственное

ПРОБЛЕМА: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ИЛИ РАЗУМ? В процессе познания
и рациональное
неразрывно взаимосвязаны.

Сенсуализм –
абсолютизация
роли чувств в
познании
(Демокрит, Дж. Локк,
Л. Фейербах).

Рационализм –
абсолютизация
роли разума в
познании
(Платон, Декарт,
Лейбниц).

Слайд 14

ВОПРОС 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ.
Классическое определение истины (Аристотель):

ВОПРОС 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ. Классическое определение истины (Аристотель):
истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности.
Главной в этом определении является идея соответствия (корреспонденции), поэтому эта концепция называется корреспондентной концепцией истины.

Слайд 15

КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Конвенционализм (лат. сonventio – соглашение) – истинно то знание, с которым

КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Конвенционализм (лат. сonventio – соглашение) – истинно то знание, с
согласно большинство ученых, которое логически согласуется с другими положениями (знаниями) в рамках определенной теории.
Прагматизм (греч. pragma – действие, практика) - истинно такое знание, которое полезно для человека, применение которого на практике имеет полезные для человека последствия (У. Джемс, Ч. Пирс).

Слайд 16

ПРОБЛЕМА: ПОЛУЧАЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ СРАЗУ, ПОЛНОСТЬЮ, ИЛИ ЭТО

ПРОБЛЕМА: ПОЛУЧАЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ СРАЗУ, ПОЛНОСТЬЮ, ИЛИ ЭТО
ЗНАНИЕ РАСШИРЯЕТСЯ И УГЛУБЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ?
Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов.
Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.
Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.

Слайд 17

ПОЧЕМУ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ?

2. Любое знание является верным только
на

ПОЧЕМУ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ? 2. Любое знание является верным только
определенном этапе познания.

1. Любое знание является достоверным только для определенных условий.

Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.

Слайд 18

ВЗАИМОСВЯЗЬ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ
1. Абсолютная истина складывается из относительных истин.
2. Относительная

ВЗАИМОСВЯЗЬ АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ 1. Абсолютная истина складывается из относительных истин.
истина всегда содержит зерно абсолютной истины.

Слайд 19

Догматизм – направление в науке,
утверждающее, что все знания
являются абсолютной истиной и

Догматизм – направление в науке, утверждающее, что все знания являются абсолютной истиной

верны при любых гносеологических и исторических условиях.
Социальной основой догматизма являются
периоды устойчивости в развитии научного знания.
Релятивизм – направление в науке,
утверждающее, что все знания относительны.
Социальной основой релятивизма
являются периоды крупных научных открытий,
приводящих к коренной ломке установившихся научных знаний.