Философия и наука

Содержание

Слайд 2

Философия – не наука, это иной способ познания, имеющий некоторое сходство с

Философия – не наука, это иной способ познания, имеющий некоторое сходство с
наукой

Объект познания:
доступный органам чувств трансцендентный

Способ познания:
логико-дедуктивный интуитивный

наука

философия

религия
(+эзотерика,
мистика)

искусство

Формы культуры, связанные с познанием:

Любая форма деятельности приобретает черты науки в той мере, в какой использует рефлексию

Наука отвечает на вопрос «как», философия – «почему»;
восприятие мира наукой объективно (как глазом), искусством – субъективно (как мозгом)

Слайд 3

Пограничные и перекрёстные области:

Мифология: искусства, философии, науки
Искусство: религии, философии, науки
Философия: религии, искусства,

Пограничные и перекрёстные области: Мифология: искусства, философии, науки Искусство: религии, философии, науки
науки (в том числе – философские проблемы науки)
Науки: искусствоведение, религиоведение, история философии, науковедение

Слайд 4

Способы восприятия и понимания окружающего:

Все ипостаси культуры (от слова «культ») генетически связаны

Способы восприятия и понимания окружающего: Все ипостаси культуры (от слова «культ») генетически
и вытекают из архаических культов, перерастающих в религию, при этом порождающую философский и научный способы восприятия действительности.
Таким образом, здесь налицо эволюционная преемственность

Обыденно-житейский (правила, обычаи, поговорки и т.п.)

Религиозно-мистический (между мной и миром – БОГ)

Художественно-эстетический («правополушарность»)

Мистико-эзотерический (познание в изменённом состоянии)

Научный

Философский

Есть ещё идеология, политика, и т.д.

Слайд 5

«РАЦИОНАЛЬНЫЕ» НАПРАВЛЕНИЯ

«СУБЪЕКТИВНЫЕ» НАПРАВЛЕНИЯ

И ДРУГИЕ

И ДРУГИЕ

КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ

ИСКУССТВО

ЭЗОТЕРИКА

МИСТИКА

ФОЛЬКЛОР

НАУКА

ФИЛОСОФИЯ

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

ИДЕОЛОГИЯ (СМИ)

НАУКА

«РАЦИОНАЛЬНЫЕ» НАПРАВЛЕНИЯ «СУБЪЕКТИВНЫЕ» НАПРАВЛЕНИЯ И ДРУГИЕ И ДРУГИЕ КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ ИСКУССТВО ЭЗОТЕРИКА

Слайд 6

Универсальные черты науки (новоевропейский вариант)

Постижение объективной истины о мире (в философском плане

Универсальные черты науки (новоевропейский вариант) Постижение объективной истины о мире (в философском
объективность истины спорна).
Наивный материализм и реализм видят познание мира как его отражение в голове субъекта; в идеализме – мир является отчуждённой копией человека.
Начиная с Канта («критический реализм») – истина где-то посредине
Для науки 20 века: истинно лишь операциональное знание. Отождествление объективности с научностью
Культура в целом определяет идеалы науки, которые меняются в каждую из эпох

Смена познавательных моделей→

Слайд 7

Познавательные модели (Огурцов, Чайковский):

- знаковая (схоластическая): - текст

- механистическая: - часы

- статистическая:

Познавательные модели (Огурцов, Чайковский): - знаковая (схоластическая): - текст - механистическая: -
- весы, баланс

- системная: - организм

Алгоритм познания:

1) описание


2) объяснение


Практика:

3) предсказание

5) управление.



а) наблюдение →

б) эксперимент


этико-эстетическая
(созерцательная): Природа - храм

проектирование.


4) регуляция

в) моделирование

Нечётные тяготеют к синтезу и холизму, чётные – к анализу и редукционизму

Слайд 8

Универсальные черты новоевропейского варианта науки (продолжение)

Эвристичность - наращивание нового объективного знания, качество

Универсальные черты новоевропейского варианта науки (продолжение) Эвристичность - наращивание нового объективного знания,
которого строго оценивается: запрет плагиата (в искусстве – это норма); соблюдение приоритета; осуждение недобросовестности (этические аспекты науки)
Наука имеет дело с повторяемыми и множественными явлениями и объектами. Уникальность наукой не изучается
Язык науки – не естественный с его избыточностью и метафоричностью (это – роскошь). Каждая наука тяготеет к своим терминам, жёстким дефинициям. Максимум рестрикции (усечения) – в искусственных (например, в машинных) языках, в математике
В любой науке создаются «идеальные» понятия, редуцирующие до схемы всё разнообразие свойств и оставляющие лишь основные: идеальный газ, абсолютно чёрное тело (физика), точка, линия, плоскость и др. (геометрия), ген, клетка, организм, экоморфа, архетип и др. (биология)
Критико-рефлексивный характер - 2 плана: предметный (какой аспект объекта изучается) и деятельностный (способ, методология) объект может быть единый, а предметов – множество (человек – объект изучения более 400 вариантов гуманитарных наук со своими предметами изучения. Отсюда – беспредметные «науки» - алхимия, астрология, теории флогистона, теплорода, эфира

Слайд 9

Универсальные черты науки (новоевропейский вариант)

Необходимость удостоверения истины. Исторически сложились способы: - верификация

Универсальные черты науки (новоевропейский вариант) Необходимость удостоверения истины. Исторически сложились способы: -
(опытная проверка), логическое доказательство. В 20 веке добавилась фальсификация (Карл Поппер): если теория объясняет всё – это не наука (религия, философия , идеология и проч.). Фальсификация направлена на поиск ложных оснований. Такую проверку не выдерживают богословие, законы диалектики, дарвинизм
Открытость – как система знаний, так и научного метода. Запрещены ссылки на авторитет, интуицию, инопланетян, барабашек и проч. В интуитивном постижении научность может появиться при появлении метода перехода в нужное состояние (как это было сделано из имеющегося до этого опыта). Но наука со 2-й половины 20 века всё больше становится закрытой, ведомственно-корпоративной
Системность и внутренняя непротиворечивость
Другие черты …

Слайд 10

Исторически сложившиеся разделы философии:

Эпистемология – познавательный процесс с точки зрения добывания

Исторически сложившиеся разделы философии: Эпистемология – познавательный процесс с точки зрения добывания
истины мира
Методология – анализ тех процедур и операций, характерных для познающего

Онтология – учение о бытии (о сущем)

Гносеология - теория познания

Этика – дисциплина, изучающая мораль, нравственность (что такое хорошо, и что такое плохо)

Эстетика – наука о прекрасном и безобразном, о чувственном знании,
низшей форме, дополняющей логику

Логика – наука о способах доказательств и опровержений, совокупность научных теорий, в каждой их которых рассматриваются определённые способы доказательств и опровержений. Различают индуктивную и дедуктивную логики, в последней - классическую, интуиционистскую, конструктивную, модальную и др., а также современные приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и т.д. (например, в обосновании каждого из существующих в современной биологической систематике подходов)

Слайд 11

Основные понятия и категории философии и науки

Субъект, объект и предмет

Основные понятия и категории философии и науки Субъект, объект и предмет исследования
исследования
Индукция и дедукция
Редукционизм и холизм
Детерминизм и индетерминизм
Рационализм и эмпиризм (сенсуализм)
Рефлексивность

Основные аспекты современной науки

разновидность познавательной деятельности (логико-эпистемическая деятельность)
Особое явление историко-культурной жизни общества
Социальный институт

Слайд 12

Вариант визуализации некоторых черт науки: Мейен, 1978: «Врáчу, исцелися сам» (medice, cura te

Вариант визуализации некоторых черт науки: Мейен, 1978: «Врáчу, исцелися сам» (medice, cura
ipsum)

рефлексивность

безапелляционность ,
бестактность

строгость ,
тщательность

неряшливость

осознанность

бездумность

наука

… В науке шумная борьба с нечестностью может приводить не к правдивости, а к более осторожному вранью …
[важность этических аспектов в функционировании науки]

Мейен
Сергей Викторович
1935-1987

Слайд 13

Формы познания в науке:

Элементарный результат научной деятельности – эмпирический факт, как основа

Формы познания в науке: Элементарный результат научной деятельности – эмпирический факт, как
для эмпирического закона. Факт должен быть зафиксирован органами чувств и запротоколирован принятым способом.
На основе эмпирического закона возникает теория. Ядро теории – метод идеализации. Между эмпирикой и теорией – важный мыслительный «скачок» - создание «идеального объекта».
В науках с очень сложными объектами – промежуточное звено – эмпирическое обобщение (В.И. Вернадский), утверждение, которому не противоречит известная совокупность фактов. По В.И. Вернадскому – оно не даёт объяснения, а нуждается в нём. Сходно по смыслу с понятием презумпция
Другие формы организации научных знаний кроме теории: гипотеза, научная проблема, предвидение
другие научные категории: аксиома, закон, концепция, модель, постулат, правило, принцип, теорема, уравнение

Слайд 14

Расшифровка понятий (в алфавитном порядке):

Аксиома – положение теории, не доказываемое, а принимаемое

Расшифровка понятий (в алфавитном порядке): Аксиома – положение теории, не доказываемое, а
за исходное, считающиеся истинными в рамках данной теории
Догма – положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах
Доктрина – учение, теория, система, руководящий принцип
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями
Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса; основная точка зрения на предмет
Модель – образ или прообраз какой-либо системы объектов, используемый при определённых условиях в качестве «заменителя» этих объектов

Слайд 15

Расшифровка понятий:

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения,

Расшифровка понятий: Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их
методов исследования, господствующих в течение определённого времени в научном сообществе. Смена парадигм происходит в научных революциях
Постулат – предложение, в силу каких-либо соображений, принимаемое без доказательств, но с обоснованием, служащим в пользу этого; постулат, принимаемый как истина – аксиома.
Правило – предложение, выражающее при определённых условиях разрешение (или требование) совершить (или воздержаться от совершения) некоторое действие
Принцип – основное исходное положение теории («главный» закон)
Теорема – предложение некоторой дедуктивно построенной теории, устанавливаемое доказательством на базе принятых аксиом
Уравнение – аналитическая запись задачи о разыскании значений аргументов, при которых значения двух данных функций равны

Слайд 16

Онтология и Гносеология

Этика

Эстетика

добро

ценности

красота

Аксиология

истина

Наука не может жить без философии, хотя бы и не

Онтология и Гносеология Этика Эстетика добро ценности красота Аксиология истина Наука не
формулируемой явно в философских терминах. Наука захлебнулась бы в хаосе конкретных фактов, если бы не происходило философское осмысление этих фактов

…«отсутствие теоретизирования – это не отсутствие теории. Это очень плохая теория» А.А. Любищев

Ещё раз о философии, как источнике мудрости в науке

Слайд 17

Интенциональность науки

Облик науки определяется существующей в обществе познавательной моделью (ПМ)
Смена ПМ происходит

Интенциональность науки Облик науки определяется существующей в обществе познавательной моделью (ПМ) Смена
путём революций в ходе исторического процесса, а также расширения и совершенствования системы знаний
Наука творимая – национальна, наука сотворённая – интернациональна
Облик творимой науки определяется спецификой исследователя

Типологии учёных→

Слайд 18

Особенности исторического развития науки

Античность – школы последователей отдельных авторитетов (Платон – академия,

Особенности исторического развития науки Античность – школы последователей отдельных авторитетов (Платон –
Аристотель – ликей, софисты, стоики и т.п.)
Эллинизм (Александрийский период) – попытка универсализации знаний
Средневековье – не наука, а учёность. Монастыри - место хранения и воспроизводства информации, духовные ордена: бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, тамплиеры и т.п. (специфика католицизма в связи с обетом безбрачия)
Первый университет в Болонье (1119 год) – традиция 4-х факультетов (богословский, философский, медицинский, юридический) + факультет свободных искусств
Ренессанс – переход образования в светские формы, сохранение элитарности и сословного характера образования
К концу 19 – началу 20 вв. – переход к массовой культуре, начало вымывания элитарности образования