Слайд 2Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию
![Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-1.jpg)
автономной этики.
Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом.
Категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.
Слайд 3По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного
![По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-2.jpg)
достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства.
Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Слайд 4Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует
![Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-3.jpg)
и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем.
В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.
Слайд 5Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является
![Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-4.jpg)
нравственным идеалом для самосовершенствования.
Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.
Слайд 6Основы категорического императива:
-Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу
![Основы категорического императива: -Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-5.jpg)
закона, как для него, так и для других;
-Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
-Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
Слайд 7Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать,
![Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-6.jpg)
должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).
Слайд 8Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом
![Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-7.jpg)
чего-либо.
Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права.
Слайд 9Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует,
![Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-8.jpg)
как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.
Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.
Слайд 10Природа в целом бесконечна в пространстве и времени − она всегда и
![Природа в целом бесконечна в пространстве и времени − она всегда и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-9.jpg)
везде была, есть и будет. До человека – и «после него» (если человек не справится с глобальными проблемами современности).
Бытие природы есть реальность особого типа: она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря этой первичной природе, и, во-вторых, без нее невозможна жизнь и деятельность человека.
Слайд 11Бытие отдельного человека специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования
![Бытие отдельного человека специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1153402/slide-10.jpg)
общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы.
Человек, имеющий тело, может быть представлен как вещь среди вещей, как тело среди тел. Но в общефилософском учении о бытии важно ответить на вопрос, как именно существует человек, поэтому сущность человека нельзя свести только к бытию его тела, к бытию вещей.