Слайд 2АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН - ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ
(25 МАРТА 1812 — 9 ЯНВАРЯ 1870)
![АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН - ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ (25 МАРТА 1812 — 9 ЯНВАРЯ 1870)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-1.jpg)
Слайд 3РАННИЕ ГОДЫ
Александр Иванович появился на свет 25 марта 1812 года, в Москве.
![РАННИЕ ГОДЫ Александр Иванович появился на свет 25 марта 1812 года, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-2.jpg)
Его отцом был богатый русский помещик И. А. Яковлев и дочь мелкого немецкого чиновника Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг. Поскольку на момент рождения первенца родители будущего философа не были в официальном браке, мальчик получил фамилию Герцен, образованную от немецкого слова Herz, «сердце».
В подростковом возрасте Александр познакомился и подружился с будущим поэтом и публицистом Николаем Огаревым. После известия о восстании декабристов в 1825 году мальчики торжественно поклялись друг другу служить на благо родине.
В октябре 1829 года Александр Герцен был зачислен студентом на физико-математический факультет Московского университета. Там же стал учиться и его верный товарищ Николай Огарев. Вскоре вокруг друзей сложился кружок единомышленников, которые искренне восхищались французской революцией, демократией, идеями утопического социализма Сен-Симона.
Слайд 4ССЫЛКА
Однажды Герцен участвовал в студенческом бунте против грубого и недалекого преподавателя, в
![ССЫЛКА Однажды Герцен участвовал в студенческом бунте против грубого и недалекого преподавателя,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-3.jpg)
результате которого тот был отчислен из университета. Зачинщики беспорядка оказались под наблюдением у полиции.
После окончания университета в 1834 году Герцен был арестован за то, что с товарищами пел «бунтарские» песни. 9-месячное следствие завершилось ссылкой Герцена в Вятку.
Вернуться домой раньше срока молодому человеку помог случай: в 1837 году он организовал экскурсию для будущего императора Александра II, который проездом оказался в Вятке. Герцен произвел приятное впечатление на наследника российского престола, и благодаря ходатайству Василия Жуковского спустя два года он смог вернуться в Москву.
Слайд 5ЭМИГРАЦИЯ
Некоторое время Герцен служил в Министерстве внутренних дел. После смерти отца в
![ЭМИГРАЦИЯ Некоторое время Герцен служил в Министерстве внутренних дел. После смерти отца](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-4.jpg)
1847 году он получил большое наследство и навсегда покинул Россию. За границей ему довелось стать свидетелем поражения французской революции 1848–1849 гг. Разочаровавшись в революционном потенциале Запада, Герцен принялся за создание «теории русского социализма», заложив тем самым фундамент народничества.
Пережив личную трагедию — смерть матери, жены и сына, в 1853 году Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию, которая выпускала в печать критические статьи, книги и брошюры о жизни в России. В 1855 году Александр Иванович начал издавать альманах «Полярная звезда», а спустя два года — газету «Колокол». Если кратко, самое важное, что сделал Герцен в этот период, — существенно повлиял своей деятельностью на формирование эмиграционного общества.
Слайд 6ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Литературная деятельность Герцена началась еще в 1830-е годы, когда он
![ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Литературная деятельность Герцена началась еще в 1830-е годы, когда он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-5.jpg)
впервые опубликовал статью под псевдонимом Искандер. Далее им были написаны произведения «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир». Самой важной работой в творческой биографии Герцена стала мемуарная хроника «Былое и думы», в которой философ объясняет, что все реформаторы глубоко ошибаются, считая насилие верным путем развития общества.
Слайд 7ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДРА ГЕРЦЕНА
Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были А.И.
![ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДРА ГЕРЦЕНА Наиболее видными представителями материализма и диалектики XIX в. были](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-6.jpg)
Герцен и Н.Г. Чернышевский. Их объединяли не только общие философские принципы, но и ненависть к любым формам угнетения человека, революционный демократизм; не только теоретическое, но и практическое отстаивание своих идей, интенсивность общественной деятельности.
Слайд 8Философские взгляды Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия
![Философские взгляды Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-7.jpg)
интересовала его прежде всего возможностью ее практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассмотрен в «Письмах об изучении природы». Он считал, что философия может сыграть роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов.
Слайд 9Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение
![Отвергая агностицизм, Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-8.jpg)
чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, – это единство опыта и умозрения. Герцен постоянно говорит, что познание – не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в «человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени.
В философии истории Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие – это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.
Слайд 10Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 1850—60-е гг. развивает
![Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 1850—60-е гг. развивает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-9.jpg)
идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Он утверждал, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма. Представления Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России.
Слайд 11Вместе с тем А.И. Герцен, считал, что социализм должен быть только средством
![Вместе с тем А.И. Герцен, считал, что социализм должен быть только средством](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-10.jpg)
освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание. Герцен писал, что ни одна теория, сколь возвышенной и прекрасной она ни была, не может даже приблизительно охватить полноты жизненного многообразия, что полезней учиться у жизни, чем пытаться переделать ее в соответствии со своими проектами.
Слайд 12ЗНАЧЕНИЕ И СЛЕД В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МЫСЛИ
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что
![ЗНАЧЕНИЕ И СЛЕД В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МЫСЛИ Подводя итоги сказанному, можно констатировать,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/914371/slide-11.jpg)
наиболее важной задачей герценоведения сегодня является «философская реабилитация» творчества Герцена, которая должна быть нацелена на адекватное историко-философское исследование его богатейшего наследия. Герцен не был автором философских доктрин и выступал против их конструирования. В первую очередь это неприятие распространялось на такие доктрины, которые «замыкались» на революционной практике. Философия Герцена автономна и отнюдь не являлась придатком его практически-политической деятельности, направленной на освобождение крестьян, гласность, критику самодержавия, петербургской бюрократии и т. п.