Философия эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Учебная литература:

Бранская, Е. В.  Философия : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е

Учебная литература: Бранская, Е. В. Философия : учебное пособие для бакалавриата и
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 184 с. 
Философия права и закона : учебник для вузов / А. В. Грибакин [и др.] ; под редакцией А. В. Грибакина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 289 с. 

Слайд 3

БЛИЦ-ТЕСТ

БЛИЦ-ТЕСТ

Слайд 4

1.Представители философии эпохи Возрождения:
А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк;
В) Ф. Аквинский,

1.Представители философии эпохи Возрождения: А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк; В)
П. Абеляр, Д. Скот;
С) Гераклит, Демокрит, Зенон;
D) Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник;

Слайд 5

1.Представители философии эпохи Возрождения:
А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк;
В) Ф. Аквинский,

1.Представители философии эпохи Возрождения: А) Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк; В)
П. Абеляр, Д. Скот;
С) Гераклит, Демокрит, Зенон;
D) Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник;

Слайд 6

2.Главная особенность философии эпохи Возрождения:
A) космоцентризм;
B) теоцентризм;
C) антропоцентризм;
D) технократизм;

2.Главная особенность философии эпохи Возрождения: A) космоцентризм; B) теоцентризм; C) антропоцентризм; D) технократизм;

Слайд 7

2.Главная особенность философии эпохи Возрождения:
A) космоцентризм;
B) теоцентризм;
C) антропоцентризм;
D) технократизм;

2.Главная особенность философии эпохи Возрождения: A) космоцентризм; B) теоцентризм; C) антропоцентризм; D) технократизм;

Слайд 8

3. Характерная черта натурфилософии Возрождения:
А) теизм;
В) пантеизм;
С)  атеизм;
D) политеизм

3. Характерная черта натурфилософии Возрождения: А) теизм; В) пантеизм; С) атеизм; D) политеизм

Слайд 9

3. Характерная черта натурфилософии Возрождения:
А) теизм;
В) пантеизм;
С)  атеизм;
D) политеизм

3. Характерная черта натурфилософии Возрождения: А) теизм; В) пантеизм; С) атеизм; D) политеизм

Слайд 10

4. Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей:
А) Николай

4. Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей: А)
Кузанский;
В) Альберт Великий;
С) Николай Коперник;
D)  Николо Макиавелли

Слайд 11

4. Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей:
А) Николай

4. Крупнейший мыслитель Ренессанса, кардинал-философ, создавший диалектическое учение о совпадении противоположностей: А)
Кузанский;
В) Альберт Великий;
С) Николай Коперник;
D)  Николо Макиавелли

Слайд 12

5. Основателями гелиоцентрической системы мира были:
А) Джордано Бруно;
В) Сандро Ботичелли;
С) Николай Коперник;
D) 

5. Основателями гелиоцентрической системы мира были: А) Джордано Бруно; В) Сандро Ботичелли;
Николо Макиавелли

Слайд 13

5. Основателями гелиоцентрической системы мира были:
А) Джордано Бруно;
В) Сандро Ботичелли;
С) Николай Коперник;
D) 

5. Основателями гелиоцентрической системы мира были: А) Джордано Бруно; В) Сандро Ботичелли;
Николо Макиавелли

Слайд 14

6. Автором книги «Государь» был…
А) Леонардо да Винчи;
B) Мишель де Монтень;
С) Эразм

6. Автором книги «Государь» был… А) Леонардо да Винчи; B) Мишель де
Роттердамский;
D) Никколо Макиавелли;

Слайд 15

6. Автором книги «Государь», положившей начало политической философии, был…
А) Леонардо да Винчи;
B)

6. Автором книги «Государь», положившей начало политической философии, был… А) Леонардо да
Мишель де Монтень;
С) Эразм Роттердамский;
D) Никколо Макиавелли;

Слайд 16

7. Фантастический роман об идеальном государстве Т. Мора называется…
А) «Город солнца»;
B) «Утопия»;
С)

7. Фантастический роман об идеальном государстве Т. Мора называется… А) «Город солнца»;
«Антиутопия»;
D) «Град Божий и Град Земной»;

Слайд 17

7. Фантастический роман об идеальном государстве Т. Мора называется…
А) «Город солнца»;
B) «Утопия»;
С)

7. Фантастический роман об идеальном государстве Т. Мора называется… А) «Город солнца»;
«Антиутопия»;
D) «Град Божий и Град Земной»;

Слайд 18

8. Название идеального государства Т. Кампанеллы:
А) «Город Солнца»;
В) «Гиперурания»;
С) «Добродетельный город»;
D) «Утопия»

8. Название идеального государства Т. Кампанеллы: А) «Город Солнца»; В) «Гиперурания»; С) «Добродетельный город»; D) «Утопия»

Слайд 19

8. Название идеального государства Т. Кампанеллы:
А) «Город Солнца»;
В) «Гиперурания»;
С) «Добродетельный город»;
D) «Утопия»

8. Название идеального государства Т. Кампанеллы: А) «Город Солнца»; В) «Гиперурания»; С) «Добродетельный город»; D) «Утопия»

Слайд 20

9. Процесс освобождения общества от церковного влияния:
A) Секуляризация.
B) Социализация.
C) Изоляция.
D) Сакрализация.

9. Процесс освобождения общества от церковного влияния: A) Секуляризация. B) Социализация. C) Изоляция. D) Сакрализация.

Слайд 21

9. Процесс освобождения общества от церковного влияния:
A) Секуляризация.
B) Социализация.
C) Самоизоляция.
D) Сакрализация.

9. Процесс освобождения общества от церковного влияния: A) Секуляризация. B) Социализация. C) Самоизоляция. D) Сакрализация.

Слайд 22

9. Процесс освобождения общества от церковного влияния:
A) Секуляризация.
B) Социализация.
C) Самоизоляция.
D) Сакрализация.

9. Процесс освобождения общества от церковного влияния: A) Секуляризация. B) Социализация. C) Самоизоляция. D) Сакрализация.

Слайд 23

10. Гуманизм эпохи Возрождения провозгласил…
Божественную предопределенность человеческого бытия;
B) самоценность человека;
C) учение о творении

10. Гуманизм эпохи Возрождения провозгласил… Божественную предопределенность человеческого бытия; B) самоценность человека;
человека Богом;
D) идею о наличии людей на других планетах

Слайд 24

10. Гуманизм эпохи Возрождения провозгласил…
Божественную предопределенность человеческого бытия;
B) самоценность человека;
C) учение о творении

10. Гуманизм эпохи Возрождения провозгласил… Божественную предопределенность человеческого бытия; B) самоценность человека;
человека Богом;
D) идею о наличии людей на других планетах

Слайд 25

ВОПРОС № 1

ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОПРОС № 1 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 26

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕНЕССАНСА

Борьба с феодальной реакцией, с безраздельным господством христианской религии

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕНЕССАНСА Борьба с феодальной реакцией, с безраздельным господством христианской
и церкви.
Развитие рационализма, расчетливости, осознания роли личных потребностей человека.

Слайд 27

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Совершенствование орудий труда
Развитие ремесла и торговли
Переход от феодального к

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Совершенствование орудий труда Развитие ремесла и торговли Переход от
буржуазному образу жизни и индустриальному хозяйству
Усиление городов, светской власти, появление первых парламентов
Повышение уровня образованности в Европе
Кризис Церкви
- Широкое развитие мореплавания (Эпоха великих географических открытий)

Слайд 28

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм (гуманизм)
Обоснование самоценности человека, его прав и свобод,

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Антропоцентризм (гуманизм) Обоснование самоценности человека, его прав и
выдвижение человека в центр

Отождествление
Бога и природы

Пантеизм

Эстетизм Ведущая роль искусства

Свободомыслие (секуляризация) Освобождение от догматического средневекового мышления

Слайд 29

В эпоху Возрождения меняется роль и предназначение философии. Она перестает быть «служанкой

В эпоху Возрождения меняется роль и предназначение философии. Она перестает быть «служанкой
богословия» и становится после многих веков умолчания активным пристанищем знаний и человеческой мудрости, руководством к практическому действию.

Слайд 30

ВОПРОС № 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОПРОС № 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 31

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЫСЛИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЫСЛИ

Слайд 32

Эразм Роттердамский (1469-1536)

Эразм Роттердамский –христианский гуманист. Он призывал вернуться к истокам христианства,

Эразм Роттердамский (1469-1536) Эразм Роттердамский –христианский гуманист. Он призывал вернуться к истокам
возродить раннехристианские идеалы.
Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота.
Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.

Слайд 33

Скептицизм М. Монтеня

М.Монтеня называют «последним гуманистом».
Он - скептик, разочаровавшийся в человечестве

Скептицизм М. Монтеня М.Монтеня называют «последним гуманистом». Он - скептик, разочаровавшийся в
и его идеях, а также в возможностях познания.
Скептически призывает относиться к авторитетам (Фомы Аквинского, Августина, Аристотеля) они могут ошибаться. Следует всегда понимать, что наше знание ограничено.

Слайд 34

Неоплатонизм Николая Кузанского
Центральная тема его философии соотношение мира и Бога. Но его

Неоплатонизм Николая Кузанского Центральная тема его философии соотношение мира и Бога. Но
теоцентризм вне схоластической традиции - понятие Бога теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Кузанский рассматривает Бога как противоречивую сущность, которая выступает единством противоположностей. Бог у него - бесконечное единое начало (абсолютный максимум), и вместе с тем скрытая сущность всего (абсолютный минимум).

Слайд 35

Живопись РАФАЭЛЯ САНТИ

«Сикстинская Мадонна»
Дрезден

«Мадонна с младенцем»
Ватикан

Живопись РАФАЭЛЯ САНТИ «Сикстинская Мадонна» Дрезден «Мадонна с младенцем» Ватикан

Слайд 36

«Весна»

Живопись САНДРО
БОТТИЧЕЛЛИ

Фрагмент «Рождение Венеры»

«Весна» Живопись САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ Фрагмент «Рождение Венеры»

Слайд 37

Мона Лиза Мжокондо
(Лувр)

Живопись ЛЕОНАРДО
ДА ВИНЧИ

Дама с горностаем

Мона Лиза Мжокондо (Лувр) Живопись ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Дама с горностаем

Слайд 38

Итальянские поэты-гуманисты

Франческо Петрарка
«Книги песен»

Данте Алигьери
«Божественная комедия»

Стремление доказать самоценность человека, воспевая его величие,

Итальянские поэты-гуманисты Франческо Петрарка «Книги песен» Данте Алигьери «Божественная комедия» Стремление доказать
силу, жизнеутверждающий характер, оптимизм.

Слайд 39

Джордано Бруно (1548-1600)

Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем

Джордано Бруно (1548-1600) Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы
место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.

Слайд 40

Концепция Джордано Бруно

Единое - это и есть материальная вселенная. Оно есть одновременно

Концепция Джордано Бруно Единое - это и есть материальная вселенная. Оно есть
и причина бытия, и само бытие вещей.(пантеизм)
Существует множество миров во вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.
В ней все подвержено изменению и гибели. Сама вселенная вечна.
Материя обладает внутренней способностью к образованию форм.=>Природа сама есть «внутренний мастер, живое искусство…она есть двигатель, действующий изнутри» =>
Жизнь – вечное свойство материи, не зависящее от Бога-творца
Душа – нечто, действующее изнутри вещей, она не может существовать без тела, со смертью тела, умирает и душа.

Слайд 41

Утопия Томаса Мора

Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее

Утопия Томаса Мора Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит
место»). В книге он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Одно из первых изданий книги Т.Мора «Утопия»

Слайд 42

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Н. Макиавелли одним из первых социальных философов эпохи Возрождения отверг

Никколо Макиавелли (1469-1527) Н. Макиавелли одним из первых социальных философов эпохи Возрождения
теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. В силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.

Слайд 43

Трактат Н. Макиавелли «Государь»

В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства

Трактат Н. Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного
в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно.

Слайд 44

ВОПРОС № 3

ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ

ВОПРОС № 3 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ

Слайд 45

РЕФОРМАЦИЯ

Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско-католической церкви, который

РЕФОРМАЦИЯ Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско-католической церкви, который
нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны.

Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.

Слайд 46

Реформационное движение

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение

Реформационное движение Мартин Лютер Жан Кальвин Стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию
между верующими и Церковью.

Слайд 47

РЕФОРМАЦИЯ

Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско-католической церкви, который

РЕФОРМАЦИЯ Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско-католической церкви, который
нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны.

Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.

Слайд 48

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ РЕФОРМАЦИИ

Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ РЕФОРМАЦИИ Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства
мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви.

Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап.

Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос

Слайд 49

РЕЗУЛЬТАТ ДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ

Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе

РЕЗУЛЬТАТ ДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В
разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками.

Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.

Слайд 50

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение стало подготовкой к Новому времени

Скептицизм позволил перейти

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм
от средневековой догматики к свободному творчеству

Натурфилософия стала основанием для научной революции
XVII в.

Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости