Слайд 2Вопросы:
1.Периоды в истории античной философии
2. Первый период - натурфилософия
3. Второй период -
![Вопросы: 1.Периоды в истории античной философии 2. Первый период - натурфилософия 3.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-1.jpg)
классический: Сократ, Платон, Аристотель
4. Третий период - эллинизм
Слайд 31. Периоды в истории античной философии
Античная философия - с 7 в. до
![1. Периоды в истории античной философии Античная философия - с 7 в.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-2.jpg)
н.э. по 5 в. н.э. в Древней Греции и Древнем Риме
Периоды античной философии:
1. Натурфилософия (досократики) – милетская, пифагорейская, элеатская школы – 7-6 в. до н.э.
2. Классическая философия (Сократ, Платон, Аристотель) - афинская школа - – 5-4 в. до н.э.
3. Эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, кинизм, скептицизм): 3 в. до н.э. – 5 в. н.э.
Слайд 4Рафаэль Санти. «Афинская школа»
(фреска в Ватиканском дворце, 1511 г.)
![Рафаэль Санти. «Афинская школа» (фреска в Ватиканском дворце, 1511 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-3.jpg)
Слайд 52. Первый период - натурфилософия
Поиск первоначала: «Из чего все произошло?»:
1. Фалес (6
![2. Первый период - натурфилософия Поиск первоначала: «Из чего все произошло?»: 1.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-4.jpg)
в. до н.э.): вода.
2. Анаксимандр (6 в. до н.э.): апейрон.
3. Анаксимен (6 в. до н.э.): воздух.
4. Гераклит (5 в. до н.э.): огонь
5. Демокрит (5 в. до н.э.): атом
6. Эмпедокл (5 в. до н.э.) мир состоит из четырех элементов – огня, воды, воздуха и земли.
Общее: стремление найти единое во многом, опираясь не на религиозные концепции, а на рациональное объяснение
«Поклонение богам, чье поведение нельзя назвать ни этичным, ни рациональным, - это удел наивных глупцов» (Ксенофан)
Слайд 6Первые философы жили в г.Милет – «Милетская школа»: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Фалес :
Старше
![Первые философы жили в г.Милет – «Милетская школа»: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Фалес](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-5.jpg)
всех вещей - Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он творение Бога.
Больше всего – пространство, ибо оно обнаруживает все.
Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Слайд 7 Гераклит (6 в. до н.э.): трактат "О природе»:
1. Всё -
![Гераклит (6 в. до н.э.): трактат "О природе»: 1. Всё - движется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-6.jpg)
движется
«…Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное усыхает, сухое увлажняется."
"В одну и ту же реку нельзя войти дважды…".
2. Все единое состоит из противоположностей:
«…целое связано с нецелым, сходящееся с расходящимся, согласие с разногласием, добро со злом. Борьба противоположностей абсолютна. Без борьбы всё замирает, жизни нет как таковой…»
Идея – диалектика, т.е. мир есть движение и развитие
Слайд 8Парменид (6 в. до н.э.) - основатель философской школы в г.Элея (элейская
![Парменид (6 в. до н.э.) - основатель философской школы в г.Элея (элейская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-7.jpg)
школа)
Главная идея элеатов– бытие:
нет пространства и времени
вне бытия: бытие есть, небытия нет.
Движение – призрачно, бытие – неподвижно и неизменно
Апории Зенона – логическое доказательство отсутствия движения (на семинаре).
Слайд 9Демокрит (5в. до.н.э.): «Великий мирострой»
идея атомизма: «в мире нет ничего, кроме атомов
![Демокрит (5в. до.н.э.): «Великий мирострой» идея атомизма: «в мире нет ничего, кроме](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-8.jpg)
и пустоты»
«…Человек - то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов…».
Демокрит и его учитель
Левкипп – первые представители
материализма в философии.
Слайд 103. Второй период – классический:
5 век до н.э.– «золотой» век
![3. Второй период – классический: 5 век до н.э.– «золотой» век античной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-9.jpg)
античной истории.
Афинская школа философии: Сократ, Платон, Аристотель
Слайд 11Сократ (5 в. до н.э.)
1. Метод познания – диалектика (майевтика): поиск истины
![Сократ (5 в. до н.э.) 1. Метод познания – диалектика (майевтика): поиск](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-10.jpg)
через обнаружение противоречий в ходе беседы.
2. Революция в философии: человек – главная проблема в философии (повернул философию от онтологии к антропологии и аксиологии).
3. Рациональная этика – основой добродетели являются знания.
«Я знаю, что ничего не знаю!»
«Познай себя, и ты познаешь весь мир»
«Человек, знающий, что такое добро, никогда не станет поступать плохо».
Слайд 122. Платон (5-4 вв. до н.э.): более 30 Диалогов
1.Онтология: Концепция двух миров
![2. Платон (5-4 вв. до н.э.): более 30 Диалогов 1.Онтология: Концепция двух](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-11.jpg)
- мира идей (эйдосов) и мира вещей;
мир идей (эйдосов) является источником мира вещей
Идеальное является причиной
(источником) материального, т.е.
Идеальное первично, Материальное
вторично - объективный идеализм
Слайд 132. Платон (5-4 вв. до н.э.): более 30 Диалогов
2.Гносеология: Душа – это
![2. Платон (5-4 вв. до н.э.): более 30 Диалогов 2.Гносеология: Душа –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-12.jpg)
эйдос человека. Душа, попадая из мира эйдосов в тело человека, уже знает все, «припоминает мир идей».
3.Философская антропология: Выделил три элемента психики человека –
ум, эмоции, воля.
Слайд 144.Социальная философия (Диалог «Государство»):
выделил 5 типов государства (от лучшего к худшему):
![4.Социальная философия (Диалог «Государство»): выделил 5 типов государства (от лучшего к худшему):](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-13.jpg)
монархия (аристократия), тимократия, олигархия, демократия, тирания.
модель идеального государства, где власть принадлежит «философам». Первая модель тоталитарного (социалистического) государства
Слайд 155. Этика: «Калокагатия» – идеал человека, совершенного и физически, и духовно.
Основал школу
![5. Этика: «Калокагатия» – идеал человека, совершенного и физически, и духовно. Основал школу «Академия»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-14.jpg)
«Академия»
Слайд 16Аристотель (4 в.до н.э.): «Органон», «Метафизика», «Никомахова Этика», «Политика» и др. –
![Аристотель (4 в.до н.э.): «Органон», «Метафизика», «Никомахова Этика», «Политика» и др. –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-15.jpg)
около 400 трудов
1. Онтология: учение о 4-х причинах бытия:
материя («то, из чего») – пассивное, потенциальное начало бытия
форма («то, что») – активное творческое начало бытия
цель («то, для чего»)
первопричина («то, откуда»).
Оппонент Платона: существуют только отдельные вещи, самостоятельных идей нет.
Слайд 172. Гносеология:
Создал науку логику и открыл три ее закона:
1.Закон тождества (понятие
![2. Гносеология: Создал науку логику и открыл три ее закона: 1.Закон тождества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-16.jpg)
должно иметь только одно значение)
2. Закон противоречия (утверждение и отрицание о чем-либо не могут быть одновременно истинными)
3.Закон исключенного третьего (два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными)
Логика – наука о формах мышления человека (о понятии, суждении, умозаключении)
Слайд 183. Философская антропология:
«Человек – общественное животное», поэтому государство важнее семьи и
![3. Философская антропология: «Человек – общественное животное», поэтому государство важнее семьи и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-17.jpg)
индивида.
4. Аксиология
автор понятия «этика»,
концепция срединной добродетели (лучшая позиция – между крайностями: бережливость есть золотая середина между скупостью и расточительством) – чтобы быть счастливым, надо избегать крайностей
Слайд 195. Социальная философия: классификация типов государств:
Важно – не сколько человек правит, а
![5. Социальная философия: классификация типов государств: Важно – не сколько человек правит, а как правит.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/846798/slide-18.jpg)
как правит.