Философско-правовая мысль Гуго Гроция

Содержание

Слайд 2

Гу́го Гро́ций или Гу́го де Гро́т  —голландский юрист и государственный деятель, философ, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном

Гу́го Гро́ций или Гу́го де Гро́т —голландский юрист и государственный деятель, философ,
праве.
Гуго де Грот Гроций одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации.
Г. Гроций – автор более 90 произведений. Его основной труд - «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения.

Слайд 3

«ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ГУГО ГРОЦИЯ»

В качестве предмета собственных исследований Гроций выбрал так называемое

«ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ГУГО ГРОЦИЯ» В качестве предмета собственных исследований Гроций выбрал так
«право справедливой войны», что повлияло не просто на принципы международного права в их понимании как «памятник права», но в последующем идейном синтезе с воззрениями мыслителей Нового и Новейшего времени привело к созданию ряда прототипов современных нам демократий.
Принципиальным для Г.Гроция является следующее: «христианские народы, обладая правом вести войну, тем не менее, обязаны ограничивать свое поведение путем уважения неотъемлемых прав, которые вытекают из человеческой природы».

Слайд 4

Он выделяет право «естественное» (jus naturale) и «положительное» (jus voluntarium).
Дальнейшее рассмотрение

Он выделяет право «естественное» (jus naturale) и «положительное» (jus voluntarium). Дальнейшее рассмотрение
позитивного права обнаруживает проведенное Гроцием его разделение «на человеческое право (jus humanum) и божественное (jus divinum).

Слайд 5

Г. Гроций видит «прямую связь между отверганием принципов «государственных интересов» и утверждением

Г. Гроций видит «прямую связь между отверганием принципов «государственных интересов» и утверждением
концепции правового и морального единства человечества. Он подчеркивал, что без международного права не может быть объединения людей». Институционализация делает возможным не просто сплочение человечества, но также и единство многих народов и стран. Очевидно, что для нидерландского мыслителя право становится не просто основанием, сколько «необходимостью», фундирующей возможность формирования качественно новых форм человеческого общежития. Именно осознание Гроцием смысла, что человечество стремится к коллективному образу жизни, является, на мой взгляд, основной предпосылкой данных положений «Права войны».

Слайд 6

Целью своего главного трактата – «О праве войны и мира» (1625) Гроций

Целью своего главного трактата – «О праве войны и мира» (1625) Гроций
считал доказательство существования «вечных, свойственных всем временам законов», которые сохраняют свою силу не только в мирное время, но и в период войны, когда внутригосударственные законы больше не действуют: «Не следует начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Слайд 7

Заканчивая трактат «О праве войны и мира», Гроций выражает мысль, которая была

Заканчивая трактат «О праве войны и мира», Гроций выражает мысль, которая была
злободневной в XVII в. и, к сожалению, остается актуальной в начале XXI в.: «Некая звериная сила преобладает по большей части на войне; тем усерднее должно стремиться к тому, чтобы она смягчилась человеколюбием, пока, чрезмерно подражая диким зверям, мы не разучились быть людьми». Как справедливо замечает В.Э. Грабарь, «дух гуманности, которым проникнута вся книга Гроция, в сочетании со значительным простором, предоставленным деятельности государственных людей, сделали ее для последних желанным, приемлемым руководством, а представителям науки книга Гроция импонировала главным образом созданной автором стройной системой естественного права».

Слайд 8

Многие идеи Гроция (в том числе касающиеся устранения неоправданной жестокости военных действий)

Многие идеи Гроция (в том числе касающиеся устранения неоправданной жестокости военных действий)
показали свою актуальность не только при создании Вестфальской системы международных отношений в XVII в., но и при обосновании приговоров военным преступникам Второй мировой войны и составлении уставных документов Организации Объединенных Наций триста лет спустя. В современных условиях, когда вооруженные конфликты вновь вспыхивают по всему миру, они приобретают первостепенную значимость. Хотя дискуссии о степени эффективности международно-правового регулирования острых противоречий не утихали никогда, заслуги великого голландского ученого в спасении огромного количества человеческих жизней не вызывают сомнений.