Питирим Скрипов

Содержание

Слайд 2

Сорокин Питирим Александрович

Сорокин Питирим Александрович

Слайд 3

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья
задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него бывали приступы белой горячки. В один из таких приступов он жестоко избил сыновей что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Слайд 4

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее
бессистемным, то, работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. Вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.

П.Сороки и Н.Кондратьев

Слайд 5

Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в

Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в
родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург, где будущий ученый приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. В июне 1910 года Питирим Александрович подал прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета, который был выбран им неслучайно. Большинство курсов, затрагивающих социологические проблемы, читалось в то время именно на этом факультете. Питирим окончил университет в 1914 году и остался на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию.

Университет

Слайд 6

В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей

В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей
русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд «Современное состояние России» .
С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание.
Во второй половине 1920-х годов Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах «Социальная и культурная динамика» и «Кризис нашего времени».
В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму.
В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» . Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Слайд 7

Питирим Сорокин создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось

Питирим Сорокин создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось
как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).
Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Философская система

Слайд 8

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев
(страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т.п.
Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.
Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований.

Слайд 9

Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом

Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом
мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Слайд 10

Произведения

"Социология революции" - первый фундаментальный научный труд крупнейшего социолога XX в. Питирима

Произведения "Социология революции" - первый фундаментальный научный труд крупнейшего социолога XX в.
Сорокина, опубликованный им в Америке. Однако написана эта книга на русском языке еще в 1923 г., во время пребывания П.А.Сорокина в Праге. Больше восьмидесяти лет машинопись книги пролежала в архивах

«Социальная и культурная динамика»- главный труд выдающегося русско-американского социолога П.А.Сорокина был издан в США в четырех томах в 1937-1941 гг. и в последующие годы приобрел славу классического труда в области социологии и культурологи.

Слайд 11

«Социальная мобильность»- одна из основополагающих работ классика социологической науки впервые публикуется на русском

«Социальная мобильность»- одна из основополагающих работ классика социологической науки впервые публикуется на
языке. Автор детально рассматривает виды социальной стратификации - экономическую, политическую, профессиональную.

Слайд 12

П.А. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области

П.А. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области
социологии мыслителей XX в. В развитии классической социологии чётко наметились два направления: объективистская, одним из представителей которой был Э. Дюркгейм, и культурно - аналитическая, которую развивали М. Вебер, Г. Зиммель и др. Выстраивая свои теории, они стремились отделить социологию от естественных наук, искали свой предмет и методы исследования.

Значение и след в русской духовной мысли