Либеральное общество. Китайский деспотизм

Содержание

Слайд 2

Лекция из блока

Эберхардт М.В.
Старший преподаватель каф. Всеобщей истории
КГПУ им. В.П. Астафьева

Лекция из блока Эберхардт М.В. Старший преподаватель каф. Всеобщей истории КГПУ им. В.П. Астафьева

Слайд 3

СВОБОДА ТОРГОВЛИ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПРИ «КИТАЙСКОМ ДЕСПОТИЗМЕ»?

Почему либеральное общество не гарантирует

СВОБОДА ТОРГОВЛИ ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПРИ «КИТАЙСКОМ ДЕСПОТИЗМЕ»? Почему либеральное общество не гарантирует либеральной экономики?
либеральной экономики?

Слайд 4

Что такое либерализм?

 лат. liberalis — свободный
Экономический
Политический
Социальный

Что такое либерализм? лат. liberalis — свободный Экономический Политический Социальный

Слайд 5

Устои «Старого порядка»

Социальные – сословное деление общества
Экономические – меркантилизм, протекционизм
Политические - абсолютизм

Устои «Старого порядка» Социальные – сословное деление общества Экономические – меркантилизм, протекционизм Политические - абсолютизм

Слайд 6

Адам Смит

1776 «Исследование о природе и причинах богатства народов»
«невидимая рука» рынка
Свобода частной

Адам Смит 1776 «Исследование о природе и причинах богатства народов» «невидимая рука»
собственности
Свободная конкуренция
Невмешательство государства в дела предпринимателя
«экономический человек»
Трудовая теория стоимости

1723 - 1790

Слайд 7

«Политическая экономия, рассматриваемая как отрасль знания, необходимая государственному деятелю или законодателю, ставит

«Политическая экономия, рассматриваемая как отрасль знания, необходимая государственному деятелю или законодателю, ставит
себе две различные задачи:
во-первых, обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их;
во-вторых, доставлять государству или обществу доход, достаточный для общественных потребностей. Она ставит себе целью обогащение, как народа, так и государя»
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. (с. 149)

Слайд 8

экономическая система — есть саморегулирующаяся система, развивающаяся на основе объективно действующих законов
люди,

экономическая система — есть саморегулирующаяся система, развивающаяся на основе объективно действующих законов
оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и продуктами труда, руководствуются своекорыстным интересом, стремлением к личной выгоде. Но, преследуя своекорыстный интерес, каждый человек одновременно наилучшим образом способствует интересам общества
экономические явления регулируются стихийными и объективными законами
«Установление монополии внутреннего рынка для продукта отечественной промышленности в той или иной отрасли ремесел или мануфактур в известной мере, равносильно указанию частным лицам, каким образом они должны употреблять свои капиталы, и должно почти во всех случаях являться или бесполезным или вредным мероприятием. Это регулирование, очевидно, бесполезно, если продукт отечественной промышленности может быть доставлен на внутренний рынок по такой же цене, как и продукт иностранной промышленности. Если же это невозможно, регулирование, по общему правилу, должно оказаться вредным»

Слайд 9

Государство – Ночной сторож

Laissez faire, laissez passer
позвольте, не мешайте, пусть все идет,

Государство – Ночной сторож Laissez faire, laissez passer позвольте, не мешайте, пусть
как идет. Из речи Венсана де Гурнэ (1712— 1759) (1758) на собрании экономистов-физиократов

Слайд 10

Физиократы

Физиократия (др. греч.φύσις — природа; κράτος — сила, власть, «власть природы»)
«Чистый продукт» («излишек, полученный

Физиократы Физиократия (др. греч.φύσις — природа; κράτος — сила, власть, «власть природы»)
за вычетом издержек (издержки труда, затраченного на культуру, и издержки на другие затраты, необходимые для применения этой культуры) из добытого с их помощью продукта, представляет собой чистый продукт (le surplus est produit net), образующий доход государства и доход собственников»
Свобода торгово-предпринимательской деятельности

Франсуа Кенэ 1694 - 1774

Слайд 11

Основные постулаты

Частная собственность на землю (крестьянин заинтересован в плодах свей деятельности)
«Чистый продукт»

Основные постулаты Частная собственность на землю (крестьянин заинтересован в плодах свей деятельности)
- единственный, приносящий доход
Единый налог на «чистый продукт» / землю (50%)
Естественное распределение благ – по заслугам
Свобода торговли
Юридическое равенство

Слайд 12

Китайский деспотизм

Китае есть свой свод священных правил, который соответствует христианской Библии или

Китайский деспотизм Китае есть свой свод священных правил, который соответствует христианской Библии
мусульманскому Корану. Но больше всех приближается к совершенству именно китайский свод правил, потому что он управляет всеми общественными отношениями между людьми, будь они политическими, экономическими или религиозными

Китай управляется на основе «естественного закона»
идеальная модель «просвещенного деспотизма».
В Китае господствует деизм учения Конфуция — «чистая мораль».
Китай только по форме может называться деспотией, но на деле им управляет «государь-философ» в интересах народа (Вольтер)

Слайд 13

Такая разная политэкономия

Физиократы

Политэкономия – философия, наука естественного порядка – социальная философия.
хозяйство как

Такая разная политэкономия Физиократы Политэкономия – философия, наука естественного порядка – социальная
общественный процесс,
экономика, политика и социология — все должны быть частью социальной философии

А. Смит (Ж.Б. Сэй)

«наука о богатстве», «коллекция вычислений» - математика
частно-хозяйственная точка зрения (экономический человек)

Слайд 14

Экономическая таблица Кенэ (1758)

Общественные классы:
Производительный (земледельцы – фермеры и наемные работники)
Собственники (Землевладельцы)
Бесплодный

Экономическая таблица Кенэ (1758) Общественные классы: Производительный (земледельцы – фермеры и наемные
(торговцы, промышленники)

Слайд 15

Вся власть монарху!

Негодные формы управления:
Аристократы или земельные собственники –анархия личных интересов
Монархия и

Вся власть монарху! Негодные формы управления: Аристократы или земельные собственники –анархия личных
Аристократия – постоянная война за верховенство
Демократия – бунт невежественного народа.
Монархия, аристократия, демократия – разделение общества на классы.
Судебная система – бюрократия и игнорирование «природных законов»

Оптимальное правление:
Полновластный монарх:
Не тратит силы на борьбу за власть
Что выгодно стране, выгодно монарху
Вся система выстраивается логично «сверху», так как видны все нюансы
Рынок не может обеспечить порядка и стабильности
Спасение для государства – образованность граждан (осознанная жизнь и экономическая деятельность)

Слайд 16

Первый издатель книги по политэкономии

Людовик XV
1715 – 1774

Первый издатель книги по политэкономии Людовик XV 1715 – 1774

Слайд 17

Король – реформатор должен быть тираном?

Людовик XVI 1774 - 17913

Анн Робер Жак

Король – реформатор должен быть тираном? Людовик XVI 1774 - 17913 Анн
Тюрго 1727 - 1781

Слайд 18

Тюрго – экономический либерализм в действии

Мучная война апрель-май 1775

Сентябрь 1774 г. ордонанс

Тюрго – экономический либерализм в действии Мучная война апрель-май 1775 Сентябрь 1774
о свободе хлебной торговли
Апрель-май 1775 – Мучная война
Основной лозунг – справедливые цены на хлеб!
Правительственные меры :
Подавление восстаний (25 тыс. солдат, 162 ареста, повешены два бунтовщика на Гревской площади)
Организация снабжения провинций,
Принуждение владельцев хлебных складов и булочников продавать свою продукцию по фиксированным ценам.
Государственная агитация (проповеди священников)

Слайд 19

Циклические кризисы – циклическое переосмысление «политэкономии»

От «Старого порядка» к капитализму (XVIIIв)
От капитализма

Циклические кризисы – циклическое переосмысление «политэкономии» От «Старого порядка» к капитализму (XVIIIв)
свободной конкуренции к монополиям (последняя треть XIX в.)
«Социалистическая» экономика
«Великая депрессия» - Кейнсианство и «управляемый» капитализм XX в.
Имя файла: Либеральное-общество.-Китайский-деспотизм.pptx
Количество просмотров: 63
Количество скачиваний: 0