Содержание
- 2. «Православный томизм», «Запад» и «Восток» Георгий (Геннадий) Схоларий: «Всячески достоин изучения этот мудрый муж как наилучший
- 3. Различие сущности и энергии distinctio realis major minor distinctio rationis cum fundamento in re = virtualis
- 4. Дальше про различие и Паламу 1) Антиевномианская полемика Каппадокийцев: про эпистемологию, а не онтологию (+ нужно
- 5. Василий Великий Письма к Амфилохию, 234-235 Письмо 189: «Итак, пусть докажут, почему дознали они разность естества.
- 6. Василий Великий «Итак – не явное ли безумие утверждать, что нет у каждого имени собственного своего
- 7. Григорий Нисский «Но и Единороднаго Бога проповедует в слове: Божество, не разлагает единаго на двойственное значение,
- 8. Григорий Нисский «For all the Divine attributes, whether named or conceived, are of like rank one
- 9. Дальше про Паламу 2) «Грязная» полемика паламитов (цитаты без контекста, редакт. текстов, подлоги, полит. контекст паламитских
- 10. Два тезиса 1. «Эти аргументы порождены западным контекстом, не имеют прецедента в восточной патристике и слабо
- 11. Совместимость с православием
- 12. Античные начала доказательств Сократ в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта (к. 1 гл. 4) Платон – «Законы»
- 13. Библейские начала доказательств Исх. 3:14: «Я есмь Сущий» Пс. 18:2: «Небеса проповедуют славу Божию, и о
- 14. Естественная теология у восточных Отцов «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что
- 15. Естественная теология у восточных Отцов «Найдешь также, что не напрасно и не без цели, но для
- 16. Естественная теология у восточных Отцов «Что прежде – знание или вера? А мы утверждаем, что вообще
- 17. Слово 32: «Порядок богословия» Григория Богослова «Поэтому никто да не будет ни мудр более подлежащего, ни
- 18. «Для чего летишь к небу, когда назначен ходить по земле? Для чего начинаешь строить столп, не
- 19. Косм. доказательства у восточных Отцов «Все, что существует, есть или сотворенно, или несотворенно. Итак, если сотворенно,
- 20. Косм. доказательства у восточных Отцов «Естественное умозрение о том, что Mip имеет начало и происхождение, как
- 21. Фома Аквинский De Potentia, Q. 7, A. 2: «Is God’s Essence Or Substance the Same As
- 22. Также: «Естество же тварное не может пребывать без изменения, потому что сам переход из небытия в
- 23. Дореволюционное богословие «Православная апологетика» Андреева «Православно-догматическое Богословие, Т.1» митрополита Макария (Булгакова) «Опыт православного догматического богословия, Т.
- 24. Апофатическое «Бог не существует» Понимание Бога как абсолютно апофатического, «трансцендентного» - неоплатонизм 1) Такое понимание не
- 25. Отцы о Боге как о «Сущем» Григорий Богослов, Слово 42: «Дело в том: если Бог, то
- 26. Отцы о Боге как о «Сущем» Афанасий, Первое слово против ариан: «Все, что ни сотворено, нимало
- 27. Отцы о Боге как о «Сущем» Отцы (и даже пс.-Ареопагит и МИ) говорят о несуществовании Бога
- 28. Фома Аквинский De Potentia, Q. 7 A. 5: «Do These Terms Signify the Divine Essence?» «2.
- 29. Три линии учения об «участии» Платон – μέθεξις, «участие», «приобщение», «причастие» «И мы, запечатленные таким образом,
- 30. Платоническая (онтологическая) 1) Для некоторых свойств F существует объект UF , про который можно сказать, что
- 31. Аристотелевская (логическая) 1) Существуют объекты типа P, в которых ничего не участвует 2) P участвует в
- 32. Неоплатоническая Ранние неоплатоники (Порфирий, Isagoge) – плат. + арист. Повлияли на Каппадокийцев и Боэция, через него
- 33. Томизм Влияния из: раннего неоплатонизма (Порфирий через Боэция), пс.-Дионисия, Дамаскина То, что не существует по существу,
- 34. Космологический аргумент
- 35. Две версии космологического аргумента 1) Каламический Доказывает, что «причина» должна быть у какой-то совокупности вещей определенного
- 36. Общий вид каламического аргумента 1) Существует x: K(x) 2) Если существует x: K(x), то существует y:
- 37. Общий вид томистского аргумента 1) Существует x: E(x) 2) Если существует x: E(x), то существует y:
- 38. De Principiis Naturae Causa in actu / causa in potentia Causa per se / causa per
- 40. Скачать презентацию
Слайд 2«Православный томизм», «Запад» и «Восток»
Георгий (Геннадий) Схоларий:
«Всячески достоин изучения этот мудрый муж
«Православный томизм», «Запад» и «Восток»
Георгий (Геннадий) Схоларий:
«Всячески достоин изучения этот мудрый муж
Plested, «Orthodox Readings of Aquinas»
Ayres, «Nicaea and Its Legacy», ч. III: разные подходы к Троице
Christiaan Kappes
Слайд 3Различие сущности и энергии
distinctio realis
major
minor
distinctio rationis
cum fundamento in re = virtualis
Различие сущности и энергии
distinctio realis
major
minor
distinctio rationis
cum fundamento in re = virtualis
sine fundamento in re = ratiocinantis
distinctio formalis (ex natura rei)
Димитракопулос, «Palamas Transformed»
Предисловие монаха Диодора (Ларионова) к «Палама – экзистенциалист?»
Georgi Kapriev «Die scotische Unterscheidung bei Scholarios», статья в Encyclopedia of Medieval Philosophy: «This distinction is neither conceptual nor yet a real division (pragmatike diairesis); it is rather an actual differentiation (pragmatike diakrisis).»
Томос 1351, Проект нового катехизиса 2017 («Учение о мысленном различении в Боге сущности и действий (энергий) было подтверждено Константинопольским собором 1351 года»)
Слайд 4Дальше про различие и Паламу
1) Антиевномианская полемика Каппадокийцев: про эпистемологию, а не
Дальше про различие и Паламу
1) Антиевномианская полемика Каппадокийцев: про эпистемологию, а не
см. Radde-Gallwitz, «Basil of C., Gregory of N., and the Transformation of DS»: «It is possible, however, that this is a merely epistemological distinction, such that knowing God’s power may be different from knowing God’s essence without the power and essence being really distinct. Nothing we have said so far rules this out (though nothing demands this interpretation either).», стр. 199
«в Каппадокийском богословии дискурсы причастия и познания не являются тождественными; в связи с этим, язык „энергий“ в связке сущность (природа) — энергия предназначен у Каппадокийских отцов в первую очередь для использования в гносеологическом контексте, а не в онтологическом (который подразумевает дискурс причастности): познаваемые энергии противопоставляются непознаваемой сущности, однако не делается акцента на противопоставлении непричаствуемой сущности причаствуемым энергиям, как в позднейшем богословском языке», Д. С. Бирюков, цит. по «Полемика с Акиндином», стр. 152 (+ любая его статья в открытом доступе)
Слайд 5Василий Великий
Письма к Амфилохию, 234-235
Письмо 189: «Итак, пусть докажут, почему дознали они
Василий Великий
Письма к Амфилохию, 234-235
Письмо 189: «Итак, пусть докажут, почему дознали они
Слайд 6Василий Великий
«Итак – не явное ли безумие утверждать, что нет у каждого
Василий Великий
«Итак – не явное ли безумие утверждать, что нет у каждого
Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия
Слайд 7Григорий Нисский
«Но и Единороднаго Бога проповедует в слове: Божество, не разлагает единаго
Григорий Нисский
«Но и Единороднаго Бога проповедует в слове: Божество, не разлагает единаго
К Авлавию, о том что не «три Бога»
Слайд 8Григорий Нисский
«For all the Divine attributes, whether named or conceived, are of
Григорий Нисский
«For all the Divine attributes, whether named or conceived, are of
To Eustathius, On the Holy Trinity
Слайд 9Дальше про Паламу
2) «Грязная» полемика паламитов (цитаты без контекста, редакт. текстов, подлоги,
Дальше про Паламу
2) «Грязная» полемика паламитов (цитаты без контекста, редакт. текстов, подлоги,
см. напр. «Полемика с Акиндином», «Letters of Gregory Akindynos», «Антология восточнохристианской богословской мысли. Том II», статью на ПЭ Бернацкого
3) «Неопаламизм» (НПС, парижская школа, Лурье, Jay Dyer)
Полноценная рецепция паламизма так и не произошла
Имяславие, славянофильство, «веры племенной богатство»
«Откровенные рассказы странника» (Троепольский, статья Пентковского)
Дихотомия Восток/Запад (персонализм/эссенциализм и т.д.)
«Ad hoc» позиции, антиюридизм, антисистематизм, алогизм, «свобода»
Слайд 10Два тезиса
1. «Эти аргументы порождены западным контекстом, не имеют прецедента в восточной
Два тезиса
1. «Эти аргументы порождены западным контекстом, не имеют прецедента в восточной
2. «Сами аргументы, как философские, работают только на философски наивных людей и легко опровергаются»
Слайд 11Совместимость с православием
Совместимость с православием
Слайд 12Античные начала доказательств
Сократ в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта (к. 1 гл. 4)
Платон
Античные начала доказательств
Сократ в «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта (к. 1 гл. 4)
Платон
Аристотель – первый строгий аргумент (космологический)
Цицерон (и в принципе стоики) – «О природе богов», кн. 2
Плотин – «Эннеады» (кн. 5), доказательство «Единого»
Слайд 13Библейские начала доказательств
Исх. 3:14: «Я есмь Сущий»
Пс. 18:2: «Небеса проповедуют славу Божию,
Библейские начала доказательств
Исх. 3:14: «Я есмь Сущий»
Пс. 18:2: «Небеса проповедуют славу Божию,
Прем. Соломона 13:4-5: «А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их»
Павел, Евр. 3:4: «ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог»
Павел, Рим. 1:20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы»
Слайд 14Естественная теология у восточных Отцов
«Непостижимым же называю не то, что Бог существует,
Естественная теология у восточных Отцов
«Непостижимым же называю не то, что Бог существует,
«Ибо из дел не редко познается и такой художник, котораго мы не видали. Никто не смеет сказать, будто бы Бог во вред нам употребил невидимость естества Своего, и оставил Себя совершенно непознаваемым для людей. Напротив того, по сказанному выше, в такое устройство привел Он тварь, что, хотя невидим по естеству, однакоже познается из дел. Ибо, взирая на небесный круг, на течение солнца и луны, на положения и круговращения прочих звезд, совершающияся различно и по противоположным направлениям, впрочем так, что при всем разнообразии соблюдается звездами одинаковый порядок, – кто не прийдет к той мысли, что не сами себя привели оне в устройство, но есть иной приводящий их в устройство Творец?», Афанасий Великий, Слово на язычников
Слайд 15Естественная теология у восточных Отцов
«Найдешь также, что не напрасно и не без
Естественная теология у восточных Отцов
«Найдешь также, что не напрасно и не без
«И весь этот мир для тебя – словно некая написанная книга, повествующая о славе Божией, возвещающая собой тебе тайное и незримое величие Божие, тебе, имеющему ум к познанию истины. Итак, тщательно запомни сказанное.», там же
Слайд 16Естественная теология у восточных Отцов
«Что прежде – знание или вера? А мы
Естественная теология у восточных Отцов
«Что прежде – знание или вера? А мы
Слайд 17Слово 32:
«Порядок богословия» Григория Богослова
«Поэтому никто да не будет ни мудр более
Слово 32:
«Порядок богословия» Григория Богослова
«Поэтому никто да не будет ни мудр более
«“Взгляните вверх, и посмотрите вниз” (Ис.8:22), и размыслите, как и из чего составилась Вселенная, чем была до своего устройства, и как называется она теперь. Все устраивалось по порядку, и устраивалось словом, хотя все могло быть произведено вдруг, как нечто единое. Ибо кто несуществующему дал бытие, а сотворенному – формы и очертания, тот не был бессилен вместе все и произвести, и устроить.»
Слайд 18«Для чего летишь к небу, когда назначен ходить по земле? Для чего
«Для чего летишь к небу, когда назначен ходить по земле? Для чего
Слайд 19Косм. доказательства у восточных Отцов
«Все, что существует, есть или сотворенно, или несотворенно.
Косм. доказательства у восточных Отцов
«Все, что существует, есть или сотворенно, или несотворенно.
Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, Главы 3 и 4
Слайд 20Косм. доказательства у восточных Отцов
«Естественное умозрение о том, что Mip имеет начало
Косм. доказательства у восточных Отцов
«Естественное умозрение о том, что Mip имеет начало
Также: «Кто чувством и рассудком (λόγω) [своим] изучил, насколько он может, величие видимых красоты и природы, совершенно не попуская ни чувству как-либо действовать самому по себе, без управляющего им рассудка, ни самому рассудку быть отдельно от простоты ума, согласно которому виды и образы чувства через посредство силы рассудка естественно преобразуются во всевозможные понятия (Λόγους) (...), тот воистину посредством видимых [явлений] и [созерцаемого] в них порядка Творца и Содержителя, и Началовождя их, насколько это возможно человеку, отобразил [в себе самом] и познал Бога, не в том, чем Он является по существу или по ипостаси (ибо это невозможно и недостижимо), но просто познав, что Он существует.», и далее излагает доказательство от движения (стр. 192-199).
Максим Исповедник, О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы)
Слайд 21Фома Аквинский
De Potentia, Q. 7, A. 2: «Is God’s Essence Or Substance
Фома Аквинский
De Potentia, Q. 7, A. 2: «Is God’s Essence Or Substance
«1. Damascene says (De Fid. Orth. i, 1, 3): “That God is, is evident to us; but what he is in substance and nature is utterly incomprehensible and unknown.” Now the same thing cannot be both known and unknown. Therefore God’s existence is not the same as his substance or essence.»
«Reply to the First Objection. ‘Being’ and ‘is’ maybe taken in two ways (Metaph. x, 13, 14). Sometimes they signify the essence of a thing and the act of being, and sometimes they denote the truth of a proposition even in things that have no being: thus we say that blindness is because it is true that a man is blind. Accordingly when Damascene says that God’s existence is evident to us, the existence of God is taken in the second sense and not the first. For in the first sense God’s existence is the same as his essence, and as his essence is unknown so also is his existence. In the second sense we know that God is, because we conceive this proposition in our mind from his effects.»
Слайд 22Также:
«Естество же тварное не может пребывать без изменения, потому что сам переход
Также:
«Естество же тварное не может пребывать без изменения, потому что сам переход
«Ибо существа сотворенные, происходя из ничего, и не существовавшие, пока не были сотворены, потому что из ничего приходят в бытие, – имеют изменяемую природу», Афанасий Великий
«Итак, таинство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Существо и Един пребывающий вечно, безначальный, неизменный, бесконечный, непреложный, бессоставный, несмешанный, неограниченный ничем. Каждое существо, тем не менее, есть субъект тления и перемены. Даже начало само по себе есть перемена, которая случается при возникновении существа из небытия. Бог же, следовательно, единственный безначальный, не без премудрости.», Григорий Палама
Слайд 23Дореволюционное богословие
«Православная апологетика» Андреева
«Православно-догматическое Богословие, Т.1» митрополита Макария (Булгакова)
«Опыт православного догматического богословия,
Дореволюционное богословие
«Православная апологетика» Андреева
«Православно-догматическое Богословие, Т.1» митрополита Макария (Булгакова)
«Опыт православного догматического богословия,
«Христианская апологетика. Курс основного богословия» Рождественского
«Исследования и статьи по естественному богословию, Т. 2» Кудрявцева-Платонова
«Православное Догматическое богословие. Т. 1», святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
Слайд 24Апофатическое «Бог не существует»
Понимание Бога как абсолютно апофатического, «трансцендентного» - неоплатонизм
1) Такое
Апофатическое «Бог не существует»
Понимание Бога как абсолютно апофатического, «трансцендентного» - неоплатонизм
1) Такое
2) «Трансцендентность» Бога в схоластике (томизме) (эпистемологическое и онтологическое)
Слайд 25Отцы о Боге как о «Сущем»
Григорий Богослов, Слово 42: «Дело в том:
Отцы о Боге как о «Сущем»
Григорий Богослов, Слово 42: «Дело в том:
Слово 30: «Поэтому, сколько для нас удобопостижимо, наименования "Сущий" и Бог суть некоторым образом наименования сущности, особенно же таково имя "Сущий", не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопрошен был об имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя это, и повелел сказать народу: «Сущий послал меня» (Исх.3:14), но и потому, что наименование это находим наиболее свойственным Богу.», «А имя "Сущий" действительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что и не было и не будет чем-либо ограничено или пресечено.»
Слайд 26Отцы о Боге как о «Сущем»
Афанасий, Первое слово против ариан: «Все, что
Отцы о Боге как о «Сущем»
Афанасий, Первое слово против ариан: «Все, что
Послание о Никейском соборе: «Ибо, хотя и невозможно постигнуть, что такое сущность Божия; однако же, при одном представлении, что Бог есть, так как и Писание означает Его этими же наименованиями, и мы, желая означить не кого-либо иного, но Его самого, именуем Его Богом и Отцем, и Господом. Посему, когда говорят: «Аз есмь сый» (Исх.3:14), и: «Аз есмь Господь Бог» (Исх.20:2), и как скоро Писание где-либо говорит: "Бог", – разумеем мы не иное что, но означаемую тем самую непостижимую Его сущность, и то, что есть тот, о ком говорится.»
Слайд 27Отцы о Боге как о «Сущем»
Отцы (и даже пс.-Ареопагит и МИ) говорят
Отцы о Боге как о «Сущем»
Отцы (и даже пс.-Ареопагит и МИ) говорят
Бог превыше любого существования всякого тварного, но Его собственная сущность — бытие
Лурье, особая «параконсистентная византийская логика» - антихристианская ересь (+ незнание ан. философии и логики)
Слайд 28Фома Аквинский
De Potentia, Q. 7 A. 5: «Do These Terms Signify the
Фома Аквинский
De Potentia, Q. 7 A. 5: «Do These Terms Signify the
«2. No term that signifies the essence of a thing can truly be denied of that thing. For Dionysius says (Col. Hier. ii) that “negations about God are true, but affirmations are vague.” Therefore these terms do not signify God’s essence.»
«Reply to the Second Objection. Although Dionysius says that there is truth in denying these expressions of God he does not say that there is untruth in affirming them, but that their signification is vague: because as regards the thing signified they are truly ascribed to God, since in a way it is in him, as we have shown. (…) Hence, according to the teaching of Dionysius (Myst. Theol. i; Coel. Hier. ii; Div. Nom. ii, iii), these terms are applied to God in three ways. First, affirmatively: for instance, God is wise: since we must needs say this of God because in him there is a likeness to the wisdom that derives from him.—Nevertheless seeing that wisdom in God is not such as that which we understand and name, it can be truly denied, so that we may say: God is not wise.—Again, since wisdom is not denied of God as though he were lacking in wisdom, but because in him it transcends the wisdom we indicate and name, we ought to say that God is super-wise. Accordingly Dionysius explains perfectly by these three ways of ascribing wisdom to God, how these expressions are to be applied to God.»
Слайд 29Три линии учения об «участии»
Платон – μέθεξις, «участие», «приобщение», «причастие»
«И мы, запечатленные
Три линии учения об «участии»
Платон – μέθεξις, «участие», «приобщение», «причастие»
«И мы, запечатленные
1) Платоническая
2) Аристотелевская
3) Неоплатоническая
Слайд 30Платоническая (онтологическая)
1) Для некоторых свойств F существует объект UF , про который
Платоническая (онтологическая)
1) Для некоторых свойств F существует объект UF , про который
2) Объекты типа P обладают свойством F по участию в UF
3) P обладают F в меньшей степени чем UF
4) UF трансцендентно для P
Аналогично платоновскому учению о эйдосах-универсалиях
Слайд 31Аристотелевская (логическая)
1) Существуют объекты типа P, в которых ничего не участвует
2) P
Аристотелевская (логическая)
1) Существуют объекты типа P, в которых ничего не участвует
2) P
3) Вид SG участвует в роде G
4) Наиболее общие роды это категории K
5) Виды и роды, в которых P участвует, имманентны P
Аналогично учению о универсалиях-в-вещах
Слайд 32Неоплатоническая
Ранние неоплатоники (Порфирий, Isagoge) – плат. + арист.
Повлияли на Каппадокийцев и Боэция,
Неоплатоническая
Ранние неоплатоники (Порфирий, Isagoge) – плат. + арист.
Повлияли на Каппадокийцев и Боэция,
Поздние (Ямвлих, Прокл) – введение «непричаствуемого», триада
Пс.-Ареопагит, Максим Исповедник (?), Григорий Палама
Не соответствует ранней патристической традиции (святые приобщаются)
Приобщение к сущности в Евхаристии, пресуществление (см. статьи Бернацкого)
Собор 1691 года в Константинополе: отлучать от Церкви не только «возводящих хулу на термин ‘пресуществление’», но и «берущих в руки книги, содержащие подобную хулу, читающих их и учащих других написанному в них»
Слайд 33Томизм
Влияния из: раннего неоплатонизма (Порфирий через Боэция), пс.-Дионисия, Дамаскина
То, что не существует
Томизм
Влияния из: раннего неоплатонизма (Порфирий через Боэция), пс.-Дионисия, Дамаскина
То, что не существует
Трансцеденталии (по аналогии) = платоническое участие
Ens (res, unum, aliquid, bonum, verum) = Богу (четвертый путь Фомы)
Эпистемология (унивокально) = аристотелевское участие
Бог не принадлежит никакому роду, нет квиддитативного определения
Слайд 34Космологический аргумент
Космологический аргумент
Слайд 35Две версии космологического аргумента
1) Каламический
Доказывает, что «причина» должна быть у какой-то
Две версии космологического аргумента
1) Каламический
Доказывает, что «причина» должна быть у какой-то
2) Томистский
Доказывает, что конечная серия «причин» должна быть у каждой вещи определенного типа (у движущихся, у эффектов, у контингентных, …)
К.А. доказывает ТОЛЬКО существование первой причины, но не…
«Божественные атрибуты»: единственность, простота, необходимость…
Совместимость с христианством
Слайд 36Общий вид каламического аргумента
1) Существует x: K(x)
2) Если существует x: K(x), то
Общий вид каламического аргумента
1) Существует x: K(x)
2) Если существует x: K(x), то
Где R – иррефлексивное, асимметричное, «непересекающееся»
3) Универсум UK =def совокупность объектов типа K
4) UK это объект типа K
Вывод) Существует z: zRUE и ¬K(z)
Слайд 37Общий вид томистского аргумента
1) Существует x: E(x)
2) Если существует x: E(x), то
Общий вид томистского аргумента
1) Существует x: E(x)
2) Если существует x: E(x), то
Где R - иррефлексивное, асимметричное, транзитивное отношение
3) Бесконечный регресс для R невозможен
Вывод) Существует по крайней мере один z: zRx и ¬E(z)
Слайд 38De Principiis Naturae
Causa in actu / causa in potentia
Causa per se /
De Principiis Naturae
Causa in actu / causa in potentia
Causa per se /
Causa simplex / causa composita
Causa remota / causa propinqua
Causa universalis / causa singularis
Причина C эффекта E называется вспомогательной, если
1) есть какая-то другая причина С´ того, что С является причиной E
2) «причинная сила» С необходимо зависит от невспомогательной причины