Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

ПЛАН

Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Категорический имперавтив Канта как проявление практического разума

ПЛАН Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Категорический имперавтив Канта как проявление практического разума
человека.
И.Фихте: «автономность «Я»». Шеллинг: философия тождества объективного и субъективного как первоосновы сущего.
Гегелевское учение о диалектике.

Слайд 3

НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ(XVIII - XIX В.)

(немецкая трансцендентально-критическая философия – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (немецкая классическая философия (Энгельс)

НЕМЕЦКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ(XVIII - XIX В.) (немецкая трансцендентально-критическая философия – Кант, Фихте,
– Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах)) – этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины XVIII до первой трети XIX веков, создавший философский канон, сконцентрировавший в себе потенциал всей западноевропейской метафизики двух тысячелетий, это высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского рационализма, т.н. философской классики, обладавшей чертами : претензии на систематическую целостность и завершенность, убежденность в естественной упорядоченности мироздания, наличие в мире гармонии и порядка, прозрачных для разума.

Слайд 4

ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ

ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ

Слайд 5

Вершиной развития мировой философской мысли считаются достижения немецкой класси­ческой философии конца XVIII -

Вершиной развития мировой философской мысли считаются достижения немецкой класси­ческой философии конца XVIII
первой поло­вины XIX вв. Немецкая классическая филосо­фия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. 

Слайд 6

Наивысшие достиже­ния философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта (1724 - 1804) и Георга Вильгельма

Наивысшие достиже­ния философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта (1724 - 1804)
Фридриха Гегеля (1770-1831).

Слайд 7

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

Слайд 8

И. КАНТ

- основоположник классической немецкой философии, совер­шил переворот в философии, суть которого

И. КАНТ - основоположник классической немецкой философии, совер­шил переворот в философии, суть
состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекаю­щей по своим законам. Главными произведениями являются - "Критика чистого разума" (теория познания), "Критика Практи­ческого разума (этическое учение), "Критика способ­ности суждения (эстетика).

Слайд 9

ТВОРЧЕСТВО КАНТА ДЕЛИТСЯ НА ДВА ПЕРИОДА:

докритический (с 1746 г. до 1770-х гг.)

ТВОРЧЕСТВО КАНТА ДЕЛИТСЯ НА ДВА ПЕРИОДА: докритический (с 1746 г. до 1770-х
и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался, главным образом, космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразова­ния Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, опи­раясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии.

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с пе­реходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», т.к. он связан с выходом двух важ­нейших работ Канта - «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека и «Кри­тика практического разума», в которой разбирается природа че­ловеческой нравственности. В этих работах Кант сформулиро­вал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскры­вается сущность его философской системы.

Слайд 10

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном,
в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечест­ва о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам.

Слайд 11

Философская система Канта носит также название критического, или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere - переступать) называют доопытные, сверхчувственные

Философская система Канта носит также название критического, или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от
понятия, которые познаются только интуитивно.

Слайд 12

На этапе познания мира через практический разум человек, по И. Канту, использует знания,

На этапе познания мира через практический разум человек, по И. Канту, использует
полученные с«помощью чис­того» или теоретического разума. Практический разум ори­ентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вооб­ще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Авто­номная воля побуждает человека к поступкам - добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту категорический императив

Слайд 13

ДЛЯ КАНТА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ТРЕХ МАКСИМУМАХ:

1. Поступай согласно правилам,

ДЛЯ КАНТА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНО ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ТРЕХ МАКСИМУМАХ: 1. Поступай согласно
которые могут стать всеобщим законом.
2. В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность.
3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Слайд 14

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека
и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.
Таким образом, вся мораль в обществе должна основы­ваться на соблюдении чувства долга: человек должен по отно­шению к другим людям проявлять себя как разумное, ответст­венное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

Слайд 15

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция называлась «Наукоучение».

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция
Он считал, что философия - это основополагающая наука, по­могающая выработать единый метод познания. 

Слайд 16

Главное в философском познании - это интеллектуальная интуиция. В про­цессе познания субъект

Главное в философском познании - это интеллектуальная интуиция. В про­цессе познания субъект
взаимодействует с объектом, его созна­ние выступает как активное и творческое начало.

Слайд 17

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ, ПО ФИХТЕ, ПРОХОДИТ ТРИ ЭТАПА:

1) «Я» утверждает себя само, создает

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ, ПО ФИХТЕ, ПРОХОДИТ ТРИ ЭТАПА: 1) «Я» утверждает себя само,
само себя;
2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;
3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.