Джон Локк

Содержание

Слайд 2

Биография

Джон Локк (29 августа 1632 г., Рингтон — 28 октября 1704 г.,

Биография Джон Локк (29 августа 1632 г., Рингтон — 28 октября 1704
Эссекс) — британский педагог и философ, влиятельный мыслитель эпохи Просвещения, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Локк — материалист, он признавал объективное существование вещей и считал, что идеи и представления являются результатом воздействия этих вещей на наши органы чувств.
Родился он в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в графстве Сомерсет, возле Бристоля, в семье провинциального адвоката. После его рождения родители сразу крестили сына и переехали в торговый город Пенсфорд. Мальчик воспитывался в резиденции Тюдоров в Беллютоне.

Джон Локк (29 августа 1632 г. — 28 октября 1704 г.)

Слайд 3

1632 г. — Джон Локк родился в Сомерсете, Англия.
1642 г. — Начало гражданской войны в Англии.

1632 г. — Джон Локк родился в Сомерсете, Англия. 1642 г. —
Отец Локка покидает дом, чтобы присоединиться к сторонникам Парламента.
1647–1652 гг. — Учеба в школе при Вестминстерском аббатстве.
1652 г. - поступает в колледж Христовой церкви в Оксфорде, где позже становится преподавателем.
1663 г. — Локк пишет, но не публикует, свой труд «Естественный закон».
1665 г. - член дипломатической миссии Англии в Бранденбурге.
1667 г. - поступает на службу к лорду Эшли (позже — граф Шефтсбери).
1668 г. - выбран членом Королевского общества, первого великого научного учреждения.
1675 г. - предпринимает путешествие во Францию.
1683 г. - после вступления на престол Якова II Локк бежит в Голландию.
1689 г. - после вступления на престол Вильгельма Оранского возвращается в Англию. Публикует свой труд«Опыт о человеческом разумении».
1691 г. - уходит от дел и переезжает жить к лорду и леди Мешэм в Эссекс.
1704 г. - смерть Локка. Он погребен в церкви деревни Хай-Лэвер.

Хронология жизни Локка

Слайд 4

Онтология

Локк является деистом: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он

Онтология Локк является деистом: признавая сотворение мира Богом, существующий телесный мир он
объясняет в целом материалистически и механистически.
Учение о «номинальных» и «реальных» сущностях обращено также и против того, чтобы классификации вещей, животных и растений по видовым и родовым понятиям считать отражением реальных различий между ними. По Локку, реально существует лишь индивидуальное. Понятие видов и родов возникает потому, что индивидуальные вещи могут быть сходными, в какой-то мере подобными, и, когда мы подводим их под определенное понятие, оно приобретает тем самым общее значение. Смысл этой операции состоит в потребности классифицировать и обобщать, а не в том, чтобы познавать общую сущность.
Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами.
Локк понимает опыт, прежде всего, как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания. 
 Идеи, возникшие на основе внешнего опыта (т. е. опосредованные чувственными восприятиями), он называет чувственными (sensations); идеи, которые берут свое происхождение из внутреннего опыта, он определяет как возникшие «рефлексии». Однако опыт – как внешний, так и внутренний – непосредственно ведет лишь к возникновению простых (simple) идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако, сущностью души (мысли), но лишь ее свойством (поэтому «cogito – мыслю» Декарта не может, по Локку, никогда быть первичным, исходной достоверностью).

Слайд 5

Гносеология

В основе познания может лежать только опыт: сознание-пустое помещение (empty cabinet,

Гносеология В основе познания может лежать только опыт: сознание-пустое помещение (empty cabinet,
Tabula rasa), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности: "идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).
Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка "Опыт о человеческом разуме". Если Фр. Бэкон, Декарт и Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методологии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет понятие "идеи".
Понятие "идеи" – одно из наиболее сложных и многозначных во всей истории философии. Введенное в философскую терминологию еще Платоном, оно ко времени Локка значительно трансформировалось. Поэтому необходимо уточнить, что Локк называет идеями все то, что, существуя в сознании человека, является объектом человеческого мышления: образы чувственных вещей, абстракции (например, число, бесконечность и т.д.) и мысли (выражаемые предложениями).
Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или "чистая доска" ("tabula raza"), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.
Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств). Так, идея яблока является сложной, состоящей из ряда простых: шарообразная форма, зеленый цвет и т.д.
Опыт делится на внешний, где нам приходят ощущения, и внутренний, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей).

Слайд 6

Считал, что существует три вида познания:
Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения или

Считал, что существует три вида познания: Интуитивное: ясное и отчетливое восприятие совпадения
несовпадения двух идей
Демонстративное: рациональное доказательство
Чувственное или сенситивное
Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части:
натуральную философию (точные и естественные науки)
практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика)
учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Слайд 7

Этика

Последовательно развивая свое учение, Локк критикует популярную в то время концепцию

Этика Последовательно развивая свое учение, Локк критикует популярную в то время концепцию
о врожденности моральных идей. Он указывает, что у разных народов имеются различные представления о добре и зле, поэтому утверждения о том, что все люди имеют такие идеи как врожденные, не имеют под собой почвы. На самом деле добро – это то, что может причинить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание, уберечь от зла. А зло может причинить или увеличить страдания, лишить удовольствия. Сами по себе удовольствие и страдание есть простые идеи чувств, постигаемые на опыте. Счастье – это наличие максимума удовольствий и минимума страданий. Стремление к счастью – это основа всякой свободы, сама же свобода состоит в возможности и способности действовать и воздерживаться от действия.
Законы, которыми обычно руководствуются люди в своей жизни, Локк делит на три группы.
Божественные законы
Гражданские законы
Законы общепринятого мнения

Слайд 8

Политические идеи по Дж. Локку

Конституционная монархия
Естественные права (на жизнь, свободу и собственность)

Политические идеи по Дж. Локку Конституционная монархия Естественные права (на жизнь, свободу

Естественные права обеспечиваются терпимостью
Уважение гражданской самостоятельности индивида и конституции
Концепция о разделении властей (законодательная, исполнительная, федеральная)

Слайд 9

Аксиология

Основу религиозного воспитания, по Дж. Локку, составляет не слепое копирование ритуального

Аксиология Основу религиозного воспитания, по Дж. Локку, составляет не слепое копирование ритуального
поведения, а искренняя любовь и доверие к Богу.
Дж. Локк отвергает наличие врожденных идей в сознании воспитуемого. Такая интерпретация образовательного процесса становится основой новой образовательной парадигмы.
Его образовательная парадигма была основана на идеях эмпирической философии Ф. Бэкона. В работе «Опыт о человеческом разумении» он обосновывает отсутствие в душе человека априорных принципов: аксиологических. эмпирических и теоретических. В этом отношении Дж. Локк выражал противоположную точку зрения декартовскому принципу априорных идей. Английский философ исходил из представления об эмпирическом формировании базовых принципов, лежащих деятельности. B основе жизни религиозного и нравственного воспитания.
Нравственное воспитание представляет собой наработку навыков контроля над своими «низшими» наклонностями и желаниями. в подчинении их разуму.
Цель трудового воспитания состоит в овладении ремеслом, а физическое воспитание позволяет только укрепить тело, но не сформировать такие качества, как смелость и упорство.

Слайд 10

Антропология

Индивид обладает правом владеть таким количеством собственности, которое он сам может

Антропология Индивид обладает правом владеть таким количеством собственности, которое он сам может
использовать. Но индивид не обладает правом проматывать состояние, которым он владеет в результате собственного труда. Поскольку Локк исходит из идеи натурального хозяйства, то он полагает, что право владения для индивида имеет естественные ограничения. Урожай, выращенный индивидом и лично потребляемый им, является его частной собственностью. Но индивид не обладает правом оставить урожай гнить.
Д.Локк предполагает, что существует достаточно много ресурсов для удовлетворения основных потребностей всех людей. Он обосновывает это тем, что имеется достаточно земли для каждого. Более того, обработка земли и вещей существенно увеличивает стоимость используемых нами вещей. Касаясь положения с ресурсами, он, помимо прочего, говорит, что "в мире достаточно земли для того, чтобы удовлетворить двойное количество населения". В его время население земли составляло около полумиллиарда жителей. Спустя почти двести лет оно удвоилось, и в наши дни продолжает возрастать.
С появлением денег возникает материальное неравенство. Одни владеют многим, другие - малым. Согласно Локку, это неравенство возникает из-за введения денег на основе добровольного соглашения между индивидами. Таким образом, большие состояния возникают законным путем. Поэтому неимущие не имеют оснований для недовольства, так как, по Локку, каждый является участником соглашения по введению денег.
Имя файла: Джон-Локк.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0