Слайд 2Общественно-экономическая формация исторический тип общества, представляющий определенную стадию развития человечества.
Локальная цивилизация — одно или

несколько обществ, находящихся в одном географическом регионе и объединенных общей историей.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов их производства, хранения и трансляции.
Слайд 3Только во 2-й половине XIX века появились теории, согласно которым развитие общества

определяется развитием таких социально-исторических структур, которые придают ему единство и целостность. Первая из таких теорий - ФОРМАЦИЯ, согласно которой считается, что стадии развития для всех обществ являются общими.
Согласно К. Марксу, общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) обозначает определенный исторический тип общества, или стадию общественной эволюции, характеризующуюся особой совокупностью отношений — как в сфере материального производства, так и в общественной жизни.
Слайд 4Основа формации – производственные отношения, которые соответствуют уровню и характеру развития производительных

сил.
Совокупность этих отношений составляет экономический базис общества, над которым возвышается политическая и юридическая надстройка.
Производственные отношения дают простор для развития производственных сил, или становятся для них оковами.
При прохождении полного цикла изменений совершается переход общества от одной формации к другой.
Слайд 5Вся история человечества представлена в марксизме как история возникновения, расцвета, упадка и

смены общественно-экономических формаций. Всего были выделены 5 формаций:
-первобытнообщинная
-рабовладельческая
-феодальная
-капиталистическая
-коммунистическая
Слайд 6Цивилизация
Понятие цивилизации (от лат. civilis - гражданский, государственный) в социальной философии используют

в разных значениях. Во-первых, она обозначает стадию развития общества, характеризующуюся достижением определенного уровня развития и относительной независимости от природы, которая отличается от первобытности (дикость — варварство — цивилизация).
Слайд 7 Во- вторых, цивилизация указывает на единство исторического процесса человечества и совокупность

его материальных и духовных достижений в ходе этого процесса (человеческая цивилизация).
В-третьих, она понимается как локальное общество, самобытное историческое образование, связанное с определенным географическим регионом, которое обладает известной экономической, социально- политической и культурной спецификой.
Слайд 8Первым в историю цивилизаций как процесс развития самостоятельных и оригинальных образований, которых

не следует мерить по меркам Европы, представил русский социолого Н. Я. Данилевский. Он выдвинул идею культурно-исторических типов, между которыми существуют отношения, аналогичные отношениям между биологическими организмами: борьба за пространство, адаптация и т.д.
Всякий культурно-исторический тип проходит в своем развитии стадии взросления, рвсцвеиа и упадка, эволюционируя от этнографического состояния к государственному, а от него – к цивилизации.
Слайд 9За время своего существования каждая цивилизация может выразить себя в четырех отношениях:

религиозном, культурном, политическом и социально-экономическом.
Высшим из 10 выделенных им культурно-исторических типов Данилевский считал «славянский тип», который, по его мнению, наиболее гармонично сочетает в себе все четыре указанных аспекта деятельности.
Слайд 10О. Шпенглер, в своем труде «Закат Европы», считал, что человечество есть абстрактное

понятие, отвергал всемирный характер истории с принятой в то время периодизацией и полагал, что реальной историей обладают лишь отдельные и независимые друг от друга культуры.
Средний срок жизни культуры равен примерно 1000 лет, причем на последней стадии культура перерождается в цивилизацию. Основными признаками последней, по Шпенглеру, являются развитие индустрии и техники, урбанизация, и т.д.
Слайд 11Большой вклад в цивилизационную теорию внес английский историк А. Дж. Тойноби, в

своем труде «Постижение истории».
Всемирная история есть не что иное, как сумма историй локальных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (первоначально Тойнби насчитывал 21 цивилизацию, но затем выделил 13 основных).
Определяющее воздействие на генезис цивилизаций оказывают раса, среда и энергия, которая передается цивилизации от своего рода «божественного толчка».
Слайд 12Культура
Многогранность, целостность феномена культуры достаточно полно представлена в определении В.С. Библсра. Объем

понятия культуры он раскрывает через совокупность трех се определений.
1. Культура сеть форма бытия и общения людей через время, опосредованная произведениями.
2. Культура есть форма самоопределения личности, свободного решения индивидуумом своей судьбы
Слайд 133. Культура есть творение нового самобытного мира.
Исторически сложилось так, что в различных

этносах складывались обособленные культурные системы. Такие исторические своеобразные целостные социальные системы принято называть отдельными культурами.
В развитии культуры действует открытый синергетикой закон: переход от одного уровня организации к другому совершается через «управляемый хаос», разрушение сложившегося на данном уровне порядка.