Философия, мультимедийный учебник

Содержание

Слайд 2

тема 2.3.1.

"исторические типы философии:
Философия XIX-XXI веков. украинскийфилософия"

тема 2.3.1. "исторические типы философии: Философия XIX-XXI веков. украинскийфилософия"

Слайд 3

Рекомендуемая литература:
1. Вернадский В. И. Труды по истории, философии и организации

Рекомендуемая литература: 1. Вернадский В. И. Труды по истории, философии и организации
науки] / В. И. Вернадский. - Киев: Феникс, 2012. - 657 с.
2. Горохолинська И. В. Христианская философия ХХ века: учеб. пособие. / ИринаГорохолинська; Чернов. нац. ун-т им. ЮрияФедьковича. м Черновцы: Рута, 2015. - 167 с.
3. Захара И. С. Украинская философия: учеб. пособие. / Захара И. С .;Льве. нац. ун-т им. Ивана Франко, филос. ф-т. - Львов: ЛНУ им. Ивана Франко, 2014. - 353 с.
4. Иванова Н. В. Феноменология мышления: гнозисКреатив, личность: монография / Наталья Иванова. - Луцк: Твердыня, 2015 - 363 с.
5. Поппер К. логика научного исследования: Пер. с англ. / К. Р. Поппер;общ. ред. пер. В. Н.Садовский. - М.:Республика, 2005. - 447 с.
6. Философия: учеб. пособие длястуд. и аспирантов высшихучеб. закл. / И.Ф.Надольный(Ред.). - 8-е изд., Стер. - М .:Викар2012. - 534 с.
7. Философия: Хрестоматия (от истоков до современности): учеб. пособие. Рекомендовано МОН / Под ред. Л.В.Губерский. - М., 2012. - 621 с.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ / ЗигмундФрейд; [Пер. снем. Г. В.Барышниковой]. - второйизд. -Харьков ; Белгород : Книжный клуб "клуб семейного досуга"2015 - 478 с. - Выходит. С.
9. ФроммЭ. Иметь или быть? / ЭрихФромм; [Пер. с англ. Ольги Михайловой и Андрея Буряка]. - Изд. 2-е. - Киев: Украинский писатель, 2014. - 221 с.
10. Юркевич П. Д. История философии права. Философия права. Философский дневник / П.Д.Юркевич;сост. Р. Печь, М. Лук;общ. ред. В.Ничик. - 3. изд. - М.: Редакция журнала "Украинский мир"; М.: Изд-во им. оленителеги, 2001. - 752 с.

Слайд 4

структура темы

Формирование новой философской парадигмы на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Основная проблематика

структура темы Формирование новой философской парадигмы на рубеже ХIХ и ХХ веков.
современной философии.

Украинская философия как культурно-исторический феномен.

Проблема иррационального в современной философии ( «философия жизни», волюнтаризм, интуитивизм, философская антропология).
Экзистенциальная философия.
Философские основы психоанализа на неофрейдизма.
Позитивистская философия и ее эволюция: позитивизм; эмпириокритицизм; конвенционализм; нео; аналитическая философия; критический рационализм; историческая школа философии науки.
Структурализм и герменевтика как методологии гуманитарного познания.
Феноменология Э. Гуссерля.
Современная религиозная философия (неотомизм, персонализм).

Методологические проблемы исследования украинской философии.
Философия Сковороды и Т. Шевченко.
Философия Украины XIX-нач. ХХ в.

Слайд 5


Основные черты неклассической философии

Отсутствуют устоявшиеся претензии на полную объективность и адекватность

Основные черты неклассической философии Отсутствуют устоявшиеся претензии на полную объективность и адекватность
знания.

Достоверность и индетерминизм вытесняют причинность и детерминизм.

Понятие истинности все больше уступает место понятию валидности (Обоснованности).

Классическая наука превращается в технонауку.

Наука становится непосредственно производительной силой.

Основными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.

Слайд 6

Сравнительная характеристика классической и неклассической философии

Сравнительная характеристика классической и неклассической философии

Слайд 7

Классическая философия - это философия, для которой характерна безграничная вера в силу

Классическая философия - это философия, для которой характерна безграничная вера в силу
человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия общих законов развития природы и общества господство человека над природой, создание общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы.

неклассическая философия - этап развития философской мысли XIX - нач. ХХ века, характеризуется универсализмом, Синкретичность, антисистемности,неверием в всесилии человеческого разума, вниманием к иррациональным методов познания (интуиции, воли), подчеркивает роль человека и его субъективности.

Слайд 8

Иррационализм и его исторические формы (XIX-нач. ХХ в.)

иррационализм (От лат. irrationalis -

Иррационализм и его исторические формы (XIX-нач. ХХ в.) иррационализм (От лат. irrationalis
бессознательное, неразумное) - философское учение, которое провозглашает представление, воображение, волю, переживания, а также бессознательные элементы (инстинкты, «озарения», интуицию и т.д.) альтернативами ума и основными формами человеческого познания.

«Философия жизни»

волюнтаризм

интуитивизм

психоанализ
(Фрейдизм)

экзистенциализм

философская антропология

Слайд 9

«Философия жизни» - направление, рассматривает все существующее как форму проявления жизни, начальную

«Философия жизни» - направление, рассматривает все существующее как форму проявления жизни, начальную
реальность, которая не тождественна духа и материи и может быть постигнута только интуитивно.

волюнтаризм (Лат. voluntas - воля) - философское направление, которое рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия, первоосновы и создателя действительности, первоисточника развития и познания человека.

интуитивизм - философское направление, рассматривает интуицию как единое достоверный источник познания.

Философская антропология - направление в немецкоязычной философии конца XIX - нач. ХХ в., Противопоставляется другим направлениям (структурализма,неомарксизму, Психоаналитической философии и др.) Задачей которого является системное изучение и обоснование сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности (узкое понимание).

экзистенциализм или философия существования (от поздне лат. exsistentia - существование) - направление в философии ХХ в., Объектом исследования которых является человек как индивидуальность, обладает свободой выбора собственной судьбы.

Слайд 10

Психоанализ и неофрейдизм

Психоанализ и неофрейдизм

Слайд 11

Позитивистская философия и ее эволюция

позитивизм (от лат. positivus- положительный) - философское

Позитивистская философия и ее эволюция позитивизм (от лат. positivus- положительный) - философское
направление, согласно которому положительные философские знания сводятся к содержанию отдельных специальных наук и обобщению их достижений.

«Положительная философия» Огюста конт

Понятие «позитивного»:
наблюдаемое, в отличие от не наблюдаемы;
реальное, в отличие от вычурного, иллюзорного;
полезное, в отличие от вредного;
достоверное, в отличие от сомнительного;
точное, ясное, в отличие от неопределенного;
конструктивное, в отличие от разрушительного.

"Основной закон"
Любое знание проходит три стадии развития:
религиозную;
метафизическую;
положительную.

Основные функции философии:
систематизация знаний;
прояснения языка науки;
исследования логики науки.

Ключевые идеи по поводу науки (философии):
положительная наука не пытается отвечать на вопросы о коренных причинах бытия, а только стремится фиксировать факты. На место вопрос "Почему?" она ставит вопрос "Как?";
наука считается высшим достижением человечества, она противопоставляется и метафизике и религии;
философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на положительном (научном) знании;
основной путь для получения научного знания в философии - эмпирическое наблюдение;
философия - должно быть конкретной наукой, а не общей.

Слайд 12

Первая классическая форма позитивизма XIX века

Джон Стюарт Милль (1806-1873)
«Система логики» (1843)
В

Первая классическая форма позитивизма XIX века Джон Стюарт Милль (1806-1873) «Система логики»
логике, как «ответвлении» психологии, важную роль отводил индукции и отрицал дедукцию как метод получения новых знаний;
единственным источником является опыт, предметом которого являются наши ощущения;
материя - лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний;
в самой индукции предлагал рассматривать четыре метода: метод согласия; метод различия; метод остатков; метод сопутствующих изменений.

Герберт Спенсер (1820-1903)
«Система синтетической философии»
философия - это научное знание, а не сумма наук;
растворяет философское знание в конкретно-научном знании;
осуществляет классификацию наук, выделив абстрактные (логика, математика), абстрактно-конкретные (механика, физика, химия и т. д.) и конкретные (астрономия, психология, социология и т. д.) науки;
религию и науку считает равноправными.

сциентизм (С англ. - "sсиеns"- наука) философское направление, стремился четко отделить науку от всех других, недостоверных видов знаний.

Слайд 13

второй позитивизм
(Р. Авенариус, Э. Мах, К. ПирсонВ. Оствальд, Е. Леруа, П. Духем,

второй позитивизм (Р. Авенариус, Э. Мах, К. ПирсонВ. Оствальд, Е. Леруа, П.
А. Пуанкаре)

Отличия от первого позитивизма:
человек предстает как биологического существа, обитающие в данной среде, что создает приспособления к этой среде и которая является продуктом человеческой эволюции;
рядом с биологизмом и феноменализм определенно присутствует психологизм.

Эмпириокритицизм (махизм) ( «Критическое исследование опыта») - философское направление, в основе которого лежит отрицание объективного существования материального мира вне сознания и ощущениями человека.

конвенционализм
(От лат. conventio - «согласие») - направление в философии, согласно которому принятие определенных суждений, выражающих то или иное решение эмпирических проблем в рамках научных теорий, следует из ранее принятых понятийных (терминологических) соглашений.

Слайд 14

Третий позитивизм (неопозитивизм)

нео ( «Логический атомизм», «логический позитивизм», «логический эмпиризм», «аналитическая философия»)-

Третий позитивизм (неопозитивизм) нео ( «Логический атомизм», «логический позитивизм», «логический эмпиризм», «аналитическая
философское течение западной философии ХХ в., Которая претендует на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки: отношение философии и науки; роль и значение знаково-символических средств научного мышления; отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки; природы и функции математизации и формализации знания и тому подобное.

исходный принцип
Принцип верификации - сравнение положений науки с фактами опыта.

Слайд 15

постпозитивизм

проблема фальсификации (следует отказываться от научной теории в целом при обнаружении в

постпозитивизм проблема фальсификации (следует отказываться от научной теории в целом при обнаружении
ней одного или нескольких ложных фактов);
проблема правдоподобия научных теорий (критерии их проверки)
проблема рациональности (что такое рациональность в науке)
проблема соизмеримости научных теорий (их родство, иерархия)
проблема взаимопонимания теорий (нахождение общих точек зрения между представителями антагонистических теорий).

критический рационализм
(Карл Поппер)

Историческая школа философии науки
Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос

Слайд 16

структурализм

структурализм - это общее название ряда направлений в гуманитарном познании 20 в.,

структурализм структурализм - это общее название ряда направлений в гуманитарном познании 20
связанных с выявлением структуры, то есть совокупности таких многоуровневых отношений между элементами целого, которые способны сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразованиях.

представители:
Клод Леви-Стросс (1908-2009)
Мишель Поль Фуко (1926-1984)
Ганс-Георг Гадамер (1900-2002

Объект исследования:
культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, религия, мода, реклама и т.д.);
различные формы общественного сознания, как определяющие социальные структуры.

Общие черты:
выделение определенного множества объектов, в которых можно предположить наличие некой единой структуры;
расчленения объектов на элементарные части;
раскрытие отношения между частями и построение общей структуры;
вывода из структуры всех теоретически возможных последствий и проверка их на практике.

Непосредственные достижения:
явление культуры рассматривается во всем многообразии связей;
исследования явления происходит в пределах определенной науки;
подчеркивается многоуровневый характер феноменов культуры;
разработка механизмов коммуникации.

герменевтика - метод исследования и, в общем, философское учение о понимании и интерпретации документов, текстов, персонализированных явлений культуры, которые содержат смысловые связи.

Слайд 17

феноменология

феноменология (Учение о феноменах) - наука о сознании как специфический вид реальности,

феноменология феноменология (Учение о феноменах) - наука о сознании как специфический вид
духовно-эмоциональное бытия, о явлениях (феномены) сознания и их смыслы, которые можно анализировать научно.

Основные идеи феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938):
попытка создать "чистую логику" как систему аподиктические (абсолютно очевидного, безусловного, такого, что не опирается на какие-либо предпосылки) знания, своеобразную «теорию теории", "науку о науке»;
феномелогия должен выполнить задание выделения "чистой логики" с ее смешанности с другими феноменами сознания, посредством дескрипции (описания) чистого сознания как непосредственной данности другими факторами;
целью феноменологии является построение науки о науке и раскрытие жизненного мира - повседневной жизни как основы всего познания;
целью феноменологии является построение науки о науке и раскрытие жизненного мира - повседневной жизни как основы всего познания;
предметной областью исследования философии является "трансцендентальный мир чистого сознания»;
феноменология должна быть фундаментальной, безусловной основой, предпосылкой не только психологии, гносеологии и логики, но и всей философии как таковой.

Метод феноменологической редукции
(Очистка феноменов от эмпирического, фактического содержания).

Слайд 18

Современная религиозная философия

неотомизм

персонализм

представители:
Жак Маритен (1882-1973)
Этьен Анри Жильсон (1884-1978)
Густав Веттер (Род.

Современная религиозная философия неотомизм персонализм представители: Жак Маритен (1882-1973) Этьен Анри Жильсон
В 1911)
Юзеф Бохеньский (1902-1995)

американский персонализм:
Борден Боун (1847-1910)
Джорж Хаусон (1834-1916)
мере Калкинс (1863-1930)
Уильям Хокинг (1873-1966)
Ральф Флюелинг (1871-1960)
Эдгар Брайтмен (1884-1954).

французский персонализм:
Эммануэль Мунье (1905-1950)
Поль-Луи Ландсберг (1901-1944)
Габриэль Мадинье (1895-1958)
Поль Рикьор (1913-2005)
Жан-Мари Доменак (Род. В 1913)

Основные ориентации современной религиозной философии:
поворот от теоцентризму к антропоцентризма, признание абсолютной ценности человека;
попытка скорректировать религиозную философию и науку;
посыл теории познания на такие течения, как герменевтика, структурализм и др;
признание важности сохранения гуманистической ориентации культуры;
внимание к проблеме общественного развития;
экуменистическое сближение религий как средство смягчения драматических противоречий современности.

Имя файла: Философия,-мультимедийный-учебник.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0