Содержание
- 2. Истоки формирования казахской философии Казахская национальная философия имеет более чем пятисотлетнюю историю, она состоит из нескольких
- 3. Творчество Асана Кайгы Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся личность, общественный деятель, мыслитель,
- 4. Хайдар Дулати Другой родоначальник казахской философской мысли — видный общественный деятель, поэт, писатель, художник Хайдар Дулати,
- 5. Ахмет Яссауи Одним из самых крупных мыслителей средневековья в Казахстане является Ходжа Ахмет Яссауи (неизвестно-1166). Главный
- 6. Философия зар-заманизма После того, как система ханской власти распалась, социокультурная общность казахов переходит в другое историко-временное
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Истоки формирования казахской философии
Казахская национальная философия имеет более чем пятисотлетнюю историю, она
Истоки формирования казахской философии
Казахская национальная философия имеет более чем пятисотлетнюю историю, она
![Истоки формирования казахской философии Казахская национальная философия имеет более чем пятисотлетнюю историю,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/850457/slide-1.jpg)
состоит из нескольких временных пространств. Творческое наследие Коркута, аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмута Кашгари, Ахмета Яссауи стало основой, отправной точкой формирования мировоззрения казахского народа. Первые казахские мыслители в лице Асана Кайгы и Хайдара Дулати появились еще в XV веке, когда 1456 году в уро-чище Козы-Басы, что находится в пойме реки Шу, возникло Казахское ханство. Ханский период — от 1456 года до выхода в свет «Устава о Сибирских киргизах» в 1822 году; это приблизительно около 360 лет. Более трех веков философская мысль существовала как составная часть социокультурной общности при ханском управлении с присущей этому периоду системой ценностных ориентиров, отраженных в многочисленных жырау и дастанах, объединенных одной темой: философией подвига.
Слайд 3Творчество Асана Кайгы
Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся личность,
Творчество Асана Кайгы
Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся личность,
![Творчество Асана Кайгы Асан Сабит улы (Асан Кайгы) - первый жырау, выдающаяся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/850457/slide-2.jpg)
общественный деятель, мыслитель, создатель нового учения о земле обетованной, ставшего основой государственной концепции построения независимого ханства. Шокан Уалиханов, придавая исключительное значение идее государственного обустройства, назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля — это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, мировосприятия народа. Мировоззрение мыслителя зиждется на размышлениях и определениях экзистенциалистского содержания, и он выражает свои мысли в жанре толгау. Его мировоззренческая позиция основывается на двух философских категориях: категории жизни и категории существования. В этом смысле он является преемником мировоззренческих взглядов Коркыта. Концепция фатализма, выраженная в словах: «Куда бы ни пошел, везде тебя ищет могила Коркыта», перекликается с концептуальной идеей грядущих необратимых перемен Асана Кайгы.
Слайд 4Хайдар Дулати
Другой родоначальник казахской философской мысли — видный общественный деятель, поэт, писатель,
Хайдар Дулати
Другой родоначальник казахской философской мысли — видный общественный деятель, поэт, писатель,
![Хайдар Дулати Другой родоначальник казахской философской мысли — видный общественный деятель, поэт,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/850457/slide-3.jpg)
художник Хайдар Дулати, который в книге «Тарих-и-Рашиди» ярко и убедительно показывает духовное единство тюрков и прослеживает их связь с мировой цивилизацией. Хайдар Дулати, опираясь на известные труды мыслителей своей эпохи, произвел блестящий анализ одной из основных тем философской антропологии — проблемы греха. Грех он делит на две категории. Первую подразделяет на семь видов: безверие, убийство, клевета, жестокое обращение с сиротами, ростовщичество, глупость, непочтительное отношение к родителям. Вторую классифицирует по следующим признакам: четыре вида греха относит к сердцу, четыре связаны с языком, два — с руками, следующие два — с половыми органами, один грех производится ногами и еще один связан с плотью.
Слайд 5Ахмет Яссауи
Одним из самых крупных мыслителей средневековья в Казахстане является Ходжа Ахмет
Ахмет Яссауи
Одним из самых крупных мыслителей средневековья в Казахстане является Ходжа Ахмет
![Ахмет Яссауи Одним из самых крупных мыслителей средневековья в Казахстане является Ходжа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/850457/slide-4.jpg)
Яссауи (неизвестно-1166). Главный труд – «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»). Его хикметы представляют собой стройную мировоззренческую систему. «Хикмет» означает мудрую мысль. Следовательно, Яссауи был мудрецом. О Яссауи говорят как основателе «тюркского» пути мистического познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию.
Слайд 6Философия зар-заманизма
После того, как система ханской власти распалась, социокультурная общность казахов переходит
Философия зар-заманизма
После того, как система ханской власти распалась, социокультурная общность казахов переходит
![Философия зар-заманизма После того, как система ханской власти распалась, социокультурная общность казахов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/850457/slide-5.jpg)
в другое историко-временное пространство, продлившееся с 1822 по 1917 г., когда территория бывшего ханства стала частью России. В этом пространстве прежняя система ценностей постепенно разрушалась, на смену ей пришли другие ориентиры. Философию подвига заменила психология угодничества, психология раболепия, философию гражданственности заменили родовые и джузовые предрассудки. В общественном сознании этот период выразился понятием «Зар Заман» («Эпоха Скорби»). Это была скорбь по разрушившимся, ушедшим в небытие духовным ценностям.
- Предыдущая
Народные инструменты. Загадка