Колониальное, постколониальное, деколониальное. Современные философские рефлексии

Содержание

Слайд 2

Источники

Скотт Дж. Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорной Юго-Восточной Азии. – М.:

Источники Скотт Дж. Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорной Юго-Восточной Азии. –
Новое издательство, 2017.
Тлостанова М. Деколониальность бытия, знания и ощущения. – Алматы: Центр современной культуры «Целинный», 2020.
Ahmed Sara. The Cultural Politics of Emotions. Edinburg University Press, 2004.
Lougones M. Pilgrimages. Theorizing Coalition against Multiple Oppressions. USA: Rowman&Littlefield Publishers, 2003.
Mignolo, Walter D. The Darker Side of Western Modernity. Durham &London: Duke University Press, 2011.
Ramnath M. Decolonizing Anarchism. An Antiauthoritarian History od Indian Liberation Struggle. Oakland: AK Press, 2011.
Smith, Linda Tuhiwai. Decolonizing Methodologies: Research and Indigenous Peoples (2nd edition). London: Zed Book, 2012.
Springer S. The Anarchist Roots of Geography. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2016.
Tlostanova M. What does it mean to be post-soviet? Decolonial Art from the Ruins of the Soviet Empire. London: Duke University Press, 2018.

Слайд 3

ИСТОКИ

«…Колонии не требуют больших издержек, устройство и содержание их почти ничего не

ИСТОКИ «…Колонии не требуют больших издержек, устройство и содержание их почти ничего
стоят государю, и разоряют они лишь тех жителей, чьи поля и жилища отходят новым поселенцам, то есть горстку людей, которые, обеднев и рассеявшись по стране, никак не смогут повредить государю; все же прочие останутся в стороне и поэтому скоро успокоятся, да, кроме того, побоятся, оказав непослушание, разделить участь разоренных соседей. Так что колонии дешево обходятся государю, верно ему служат и разоряют лишь немногих жителей, которые, оказавшись в бедности и рассеянии, не смогут повредить государю».

Онтология Платона (учение о первоначальной иерархии)
Христианская рецепция онтологии Платона
Дуализм res cogitans и res extensa
Сакрализация власти, учреждение кратического порядка (см. Агамбен «Царство и слава», гл. «Ангелология и бюрократия»)
Никколо Макиавелли (1469-1527): трактат «Государь»:

Слайд 4

Эпоха Возрождения: интерес смещается от Бога к человеку (?гуманизм) и миру ? вырабатывается

Эпоха Возрождения: интерес смещается от Бога к человеку (?гуманизм) и миру ?
эстетическая чувствительность к феномену пространства и дали ? путь и путешествие – новый экзистенциальный сюжет ? поиск Эдема

Эпоха Великих географических открытий

Антонио Леон Пинело «Рай в Новом Свете» (1650 г. – время, когда эпоха конкисты была уже далеко позади). Основная идея этого грандиозного по объёму научного труда – доказать, что земной рай располагается в Южной Америке и нигде больше, и что именно там жили праотец Адам с праматерью Евой до грехопадения».

Франсиско Эррера Луке. Луна Доктора Фауста

Слайд 5

Первые антиколониальные рефлексии:
Изнутри колониального мира (Антон Вильгельм Амо «Трактат об искусстве надлежащего

Первые антиколониальные рефлексии: Изнутри колониального мира (Антон Вильгельм Амо «Трактат об искусстве
философствования» (1738), Оттобах Кугоано «Мысли и чувства по поводу зловещей и безнравственной торговли людьми» (1787))
Изнутри традиции критики империй, колоний и в целом феномена власти:
М.А. Бакунин, Луиза Мишель, Изабель Эбергардт и др*.

См., например, Lucien van der Walt.
Towards a history of anarchist anti-imperialism

M. Ramnath “Decolonizing anarchism”:
необходимо не только увидеть роль анархизма в истории деколонизации, но и применить деколониальную оптику к самому анархизму – как универсалистскому и европоцентричному проекту;
Социологическая проблематичность наследования методологии (русского анархизма) и т.д.

Слайд 6

КОЛОНИАЛИЗМ И КОЛОНИАЛЬНОСТЬ

Модерность – картина мира и парадигма представлений о нём, свойственная

КОЛОНИАЛИЗМ И КОЛОНИАЛЬНОСТЬ Модерность – картина мира и парадигма представлений о нём,
периоду Нового времени (Европа)
Колониализм – тип государственной политики и свойственных ей геополитических практик
Колониальность («тёмная сторона модерности»«колониальная матрица власти» - термин введён Анибалем Кихано):

«отличается от колониализма тем, что касается долговременных структур власти, которые возникли в результате колониализма и определяют культуру, труд, межсубъектные отношения, производство знания. Колониальность переживёт колониализма. Она останется живой в книгах, в академических критериях, в культурных паттернах, в здравом смысле и в самовосприятии людей, в их надеждах и чаяниях и во многих других аспектах современной жизни. В определённом смысле мы, как современные субъекты, вдыхаем колониальность всюду и каждый день» (Maldonado Torres, 2007, 243)

Слайд 7

ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Авторы: Э. Саид, Х. Баба, Г.Спивак.
Зарождение: 1970-е гг.
Фокус внимания: проблемы

ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА Авторы: Э. Саид, Х. Баба, Г.Спивак. Зарождение: 1970-е гг. Фокус
множественной идентичности; не решённые дилеммы универсализма и партикуляризма, эссенциализма и конструктивизма
Задачи: канонический контрдискурс, деконструкиця модерности изнутри
Проблемы:
сохранение европоцентристского универсализма (институции знания, критерии признания, эпистемологические модели, герметичный язык и дискурс);
эпистемология «нулевой точки отсчёта» (инерция картезианского субъекта)
«Пост» - отсылает к концепту прогрессизма (движение возможно только в одном направлении)
Системность (в новом стиле)

ДЕКОЛОНИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Авторы: В. Миньоло, М. Лугонес, Ч. Моханти и др.
Зарождение: конец Холодной войны
Фокус внимания: образ мира глазами исключённых, опыт исключённых (опыт угнетения, мышления, чувствования)
Задачи: внеканоничный контрдискурс, деконструкция модерности снаружи – голосами исключённых.

признакам.

Слайд 8

В основе:
Плюриверсальность, множество артикулируемых фреймов (отказ от претензий на истину и нейтральность)
Критическая

В основе: Плюриверсальность, множество артикулируемых фреймов (отказ от претензий на истину и
европейская и американская теория (пост)модерности
Южноазиатские и латиноамериканские субалтерные* исследования
Теология освобождения 1960-1970-х гг.
Постколониальные исследования
Чикана-феминизм**
Африканская философия
Переосмысленный мир-системный анализ И. Валлерстайна (I,II,III миры)
Рефлексия коренных народов и их потомков: прямая речь в разных (внеакадемических) формах
Мультиязыковой ландшафт
Философия жизни
Эпистемологический анархизм

В основе:
Универсализм; западная академия, её институции и дискурсы ? фрейм «исследования» ?дискурс истины, нейтральности, объективности: евромодерная матрица знания
Теории постструктурализма, психоанализа и постмодернизма (Лакан, Батлер, Деррида)
Традиционная конкурентнось, дисциплинарные границы и т.д.
Британская марксистская школа
Деполитизированная оптика мирового Севера
Англо-саксонская (языковая) традиция
Методологические инструменты прежнего властного порядка
Литературная критика, исторически скрупулёзный анализ историй, значимых своими обобщениями ? сила в нюансах

*Термин служит для обозначения невидимости и угнетённости подчинённых групп.
**Ч.Ф. настаивает на том, чтобы женщины бросили вызов стереотипам и границам, с которыми сталкиваются чикана (мексиканки) по гендерным, этническим, расовым, классовым и сексуальным

Слайд 9

Мадина Тлостанова:

«…имеет смысл работать с деколониальными понятиями на более общем уровне

Мадина Тлостанова: «…имеет смысл работать с деколониальными понятиями на более общем уровне
(включая категории внешнего и внутреннего имперского различия, геополитику и телесную политику бытия, знания и ощущения, добровольную эпистемологическую и аффективную самоколонизацию), а с постколониальными инструментами (мимикрией, возвращённым взглядом, ответом центру, каноническим контрдискурсом) – на прикладном и описательном уровнях. Обе модели могут дополнять друг друга и восполнять пробелы и упущения, порождаемые особенностями их оптики».

Кроме того: деколониальные субъекты часто постколониальны, а постколониальные исследователи обращаются к деколониальному опыту.

Слайд 10

КОНЦЕПТЫ (глоссарий)

Другой – (колониальность) искусственно производимый антагонист «Одного» - того, кто претендует

КОНЦЕПТЫ (глоссарий) Другой – (колониальность) искусственно производимый антагонист «Одного» - того, кто
на универсальность и нейтральность, «чистого» картезианского субъекта; объект для страха, подозрений и противостояния

Этноцентризм -
Колониальное утверждение, что одни культуры лучше других; неуважительное, ленивое и обесценивающее равнодушие к другим культурам, построенное на стереотипах о них, или нерефлексивном их восприятии

«Страх формирует тела и их отношение к объектам <…> эмоции следует рассматривать как социальные и культурные практики, а не как психологические состояния».

Универсализм – (колониальность) – перспектива «единой» и «объективной» нормы, истины; основание для «правильного» мироощущения ?университет

Политика эмоций
(Колониальные) системы власти размечают эмоциональными схемами и орнаментами описываемый ими окружающий мир: кого бояться, кого любить, где «я», где «мы», где «они» и пр. Риторика медиа. см. Sara Ahmed:

Слайд 11

Атрибутирование
Техника власти, заключающаяся в приписывании Другим свойств, вызывающих в Одном определённые группы

Атрибутирование Техника власти, заключающаяся в приписывании Другим свойств, вызывающих в Одном определённые
эмоций и аффектов: отвращение, страх*, экзотизирующее влечение, подозрения и др. Задача: создать эффект границ и воспроизвести существующие диспозиции власти.

Интернализация власти
Принятие образа мира, диктуемого той или иной системой власти, в качестве собственного мировоззрения – даже при условии предписываемой субъекту роли жертвы

Трикстер
trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее действия, не подчиняющееся общим правилам поведения. Т. стремится поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу.

Фильм «Джанго освобождённый» (К.Тарантино, 2012)

Перформативность (атрибутирования) – вменённые качества формируют тела субъектов, их переживание пространства и начинают переживаться ими как собственные

Фильм «Джокер» (Т.Филлипс, 2019)

Слайд 12

Pilgrimage/путешествия/номадизм
Дженнет Волф, Карен Каплан, М. Лугонес и др.
Политическая метафора путешествия (эпистемологического

Pilgrimage/путешествия/номадизм Дженнет Волф, Карен Каплан, М. Лугонес и др. Политическая метафора путешествия
перемещения между мирами) не = туризм как форма колониальной экспроприации.
«Путешествие» в чужой мир* – как главное условие любви

Множественность/
плюриверсальность
Утверждение разнообразия опытов внутри гендерных и иных идентичностей – в зависимости от «миров»; эти опыты не очевидны из «нейтральной» позиции европейской системы координат.
*«Первый способ попасть в локальный «мир» - это овладеть его языком, узнать принципы, по которым в нём организована жизнь, научиться понимать слова, которые в нём используются, движения, которые в нём производятся. (М. Лугонес)»

Плюриверситет (вместо университета)
Критика университета как места воспроизводства модерных систем власти
Философия образования Амаутай Уаси (Дома Мудрости) – интеркульурного плюриверситета коренных народов Эквадора (заложил основы деколониального образования)

ДЕКОЛОНИАЛЬНЫЕ ТАКТИКИ

Слайд 13

(Деколониальный) Эстезис -
преодоление иерархий между искусством и жизнью; взгляд на мир

(Деколониальный) Эстезис - преодоление иерархий между искусством и жизнью; взгляд на мир
как на интерактивное пространство для его обитателей, а не спектакль, увиденный глазами хозяина. Антитезис «нормативной эстетике».

«Светлая сторона модерности» + её изнанка (The Museum: mixed Metaphors. Fred Wilson)

См. Ch. Mohanty “Under western eyes”

Слайд 14

Органическое письмо
(Г.Ансальдуа, «Говорение на языках», 1981)-
преодоление иерархий между искусством и жизнью:

Деколониальное возвышенное

Органическое письмо (Г.Ансальдуа, «Говорение на языках», 1981)- преодоление иерархий между искусством и
(М.Тлостанова)

«Мы создаём не на бумаге, а в собственных внутренностях, …из собственных живых тканей – я называю это органическим письмом. Пишите о том, что в наибольшей степени соединяет вас с жизнью, о телесных ощущениях, об образах, которые видят глаза, о спокойном душевном росте…»

Основано не на страхе и противостоянии природе (Кант); не на шокирующем открытии изнанок глобального социально-экономического измерения бытия (Б.Роббинс The Sweatshop Sublime), но на печали, негодовании, солидарности, решимости изменить мир, восстановлении человеческого достоинства, на стремлении освободиться не от природных сил, а от фреймов модерности/колониальности

Фильм «Клетка для кроликов» (Ф.Нойс, 2002)

Слайд 15

«История — это история соотношения угнетения-сопротивления». (М. Лугонес)

«История — это история соотношения угнетения-сопротивления». (М. Лугонес)

Слайд 16

СОВЕТСКОЕ И ПОСТСОВЕТСКОЕ

Проект автономной советской модерности ? Проблема «театрального мультикультурализма» в условиях

СОВЕТСКОЕ И ПОСТСОВЕТСКОЕ Проект автономной советской модерности ? Проблема «театрального мультикультурализма» в
новой (универсалистской) империи и её систем власти
Колониальный другой осваивает язык хозяина и производит собственное высказывание на нём ?
Деколониальное советское/постсоветское искусство: критическое размышление об этнических традициях, о пространстве стертой памяти, о российском и западном каноне; отказ от экзотизации собственной культуры; отказ от имперской ролевой модели в качестве единственной.

Фильм «Тени забытых предков» (С. Параджанов, 1966)

Слайд 17

Противоречивое балансирование между несколькими растворяющими мифами сразу (неолиберализма, царской империи, сталинизма)
Роль искусства

Противоречивое балансирование между несколькими растворяющими мифами сразу (неолиберализма, царской империи, сталинизма) Роль
и деколониального эстезиса – в постсоветском
Проблематика будущего и его переживания: в царской России не было будущего, в СССР – ничего, кроме будущего ? задача постсоветского – помыслить своё будущее на собственном языке (не языке империи/власти) (М.Тлостанова)

Фильм «Под электрическими облаками» (А. Герман мл., 2015)

Новый опыт колониальности: «провинциальность» постсоветского на фоне «Первого мира»

Слайд 18

Контекст мира

Работа в этом направлении – важная задача для всех постколониальных субъектов

Контекст мира Работа в этом направлении – важная задача для всех постколониальных
мира – с учётом тех глобальных проблем, с которыми он столкнулся в последние десятилетия. От успеха на этом пути зависит общее будущее всех людей, нечеловеческих существ и всех систем мира.
Имя файла: Колониальное,-постколониальное,-деколониальное.-Современные-философские-рефлексии.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0