Русский марксизм

Содержание

Слайд 2

Русский марксизм

Русский марксизм

Слайд 3

Русский марксизм

Г. В. Плеханов (1856-1918)

В. И. Ленин (1870-1924)

Русский марксизм Г. В. Плеханов (1856-1918) В. И. Ленин (1870-1924)

Слайд 4

Г. В. Плеханов (1856-1918)

К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (опубл. 1895)
К

Г. В. Плеханов (1856-1918) К вопросу о развитии монистического взгляда на историю
вопросу о роли личности в истории (1898)
Materialismus militans (1908)

Основные сочинения

Слайд 5

Г. В. Плеханов (1856-1918)

Характер и функции философии и место марксизма в её истории
Философия и

Г. В. Плеханов (1856-1918) Характер и функции философии и место марксизма в
наука
Место марксизма в истории философии
Основные части марксистской философии
Материализм
Учение о материи
Диалектика
Познание
Философия истории
Материалистическое понимание истории
Роль личности в истории
«Осмысленное западничество»

Слайд 6

Характер и функции философии Философия и наука

Философия
или опережает науку, предлагая умозрительные

Характер и функции философии Философия и наука Философия или опережает науку, предлагая
решения проблем, которые пока не могут быть решены наукой,
или резюмирует и обобщает решения, найденные наукой (науками).
Философия изучает мир как целое, науки – по частям.
Задача философии – согласовать открытия разных наук и дать целостную картину мира.

Слайд 7

Функции философии Место марксизма в истории философии

Марксизм – высшая точка развития материализма.
Основными

Функции философии Место марксизма в истории философии Марксизм – высшая точка развития
«вехами» развития материализма до Маркса были:
Б. Спиноза,
французские материалисты эпохи Просвещения (Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах),
Л. Фейербах.
Карл Маркс распространил материализм на сферу общественной жизни.

Слайд 8

Функции философии Основные части марксистской философии

«Душой» марксизма как философской системы является диалектика

Функции философии Основные части марксистской философии «Душой» марксизма как философской системы является
как
метод и
универсальная теория развития.
Двумя основными частями философской системы марксизма являются:
философия природы (материалистическое понимание природы),
философия истории (материалистическое понимание истории).

Слайд 9

Материализм Учение о материи

Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными

Материализм Учение о материи Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными
атрибутами которой являются
движение и
мышление.
Материя существует вне и независимо от человека.
Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.

Слайд 10

Материализм Диалектика

Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего.
При

Материализм Диалектика Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего.
этом мир не просто изменяется, но изменяется закономерно и поступательно.
Законы движения мира суть законы диалектики.
Диалектика есть «алгебра прогресса».

Слайд 11

Философия истории Материалистическое понимание истории

Научное понимание любой области действительности, в том

Философия истории Материалистическое понимание истории Научное понимание любой области действительности, в том
числе – и истории, может быть только монистическим.
Из двух разновидностей монизма:
материализма и
идеализма –
первый единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс.

Слайд 12

Философия истории Роль личности в истории

Законы истории – законы человеческой деятельности,

Философия истории Роль личности в истории Законы истории – законы человеческой деятельности,
поэтому историческая необходимость реализуется не иначе, как через действия людей.
Великие исторические деятели, как правило, понимают, что действуют не «от себя», а как бы «осёдлывают» объективный исторический процесс (именно это и делает их великими).
Критика
«субъективного метода» в социологии (Михайловского) и
концепции «героев и толпы».

Слайд 13

Философия истории «Осмысленное западничество»

Будущее человечества – социализм, но в России конца

Философия истории «Осмысленное западничество» Будущее человечества – социализм, но в России конца
XIX – начала XX века капитализм – единственная альтернатива «азиатчине».
Капитализм плох, но деспотизм ещё хуже:
капитализм развивает в человеке зверя –
деспотизм превращает человека во вьючную скотину.

Слайд 14

Философия истории «Осмысленное западничество»

Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку, деспотизм убивает науку и

Философия истории «Осмысленное западничество» Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и
литературу, а стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей.

Слайд 15

В. И. Ленин (1870-1924)

Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения (1902)
Материализм и эмпириокритицизм: Критические

В. И. Ленин (1870-1924) Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения (1902) Материализм
заметки об одной реакционной философии (1909)
Империализм как высшая стадия капитализма (1915)
Государство и революция (1917)

Основные сочинения

Слайд 16

В. И. Ленин (1870-1924)

Политическая философия
Классовая борьба
Концепция революционного авангарда
Учение о государстве
Теория познания
Партийность философии
Гносеологические корни идеализма
Теория

В. И. Ленин (1870-1924) Политическая философия Классовая борьба Концепция революционного авангарда Учение
отражения и учение об объективной истине
Абсолютная и относительная истина
Диалектика
«Ядро диалектики»
Принципы диалектики

Слайд 17

Политическая философия Классовая борьба

История классовых обществ есть история классовой борьбы.
Все значимые события

Политическая философия Классовая борьба История классовых обществ есть история классовой борьбы. Все
истории –
прежде всего, конечно, политические,
но отнюдь не только они –
должны пониматься как проявление борьбы классов.

Слайд 18

Политическая философия Классовая борьба

По учению социализма, т.е. марксизма <…> действительным двигателем истории является борьба

Политическая философия Классовая борьба По учению социализма, т.е. марксизма действительным двигателем истории
классов <…> По учению буржуазных философов, двигатель прогресса – солидарность всех элементов общества, сознавших «несовершенство» того или иного учреждения. Первое учение – материалистично, второе – идеалистично. Первое – революционное. Второе – реформистское. Первое обосновывает тактику пролетариата в современных капиталистических странах. Второе – тактику буржуазии.

Слайд 19

Политическая философия Концепция революционного авангарда

Рабочий класс сам по себе способен выработать лишь тред-юнионистское сознание; т.е.

Политическая философия Концепция революционного авангарда Рабочий класс сам по себе способен выработать
он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма – за улучшение условий труда и т.п.

Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма», рабочий класс может лишь при условии, что его деятельность будет направляться «революционным авангардом».

Основу этого «авангарда» составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы.

Слайд 20

Государство – необходимый институт раздираемого социальными антагонизмами классового общества.

Всякое государство есть аппарат насилия, обеспечивающий политическое господство экономически

Государство – необходимый институт раздираемого социальными антагонизмами классового общества. Всякое государство есть
доминирующего класса.

В ходе пролетарской революции буржуазное государство должно быть сломано и заменено диктатурой пролетариата в форме власти Советов.

По мере построения коммунистического общества вместе с отмиранием классов будет «отмирать» и государство.

Политическая философия Учение о государстве

Слайд 21

Теория познания Партийность философии

Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если сам

Теория познания Партийность философии Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если
философ этого не понимает и не хочет).
Если философ выражает интересы передового класса, партийность не только не противоречит научной объективности, но единственно может эту объективность обеспечить.
Но никакая установка на объективность не помешает выразителю интересов реакционного класса скатиться на антинаучные позиции.

Слайд 22

Теория познания Социальные и гносеологические корни идеализма

Философский идеализм неизменно стоит на защите

Теория познания Социальные и гносеологические корни идеализма Философский идеализм неизменно стоит на
реакционных интересов, выступая формой идеологии господствующего класса на том этапе развития общественно-экономической формации, когда её прогрессивный потенциал исчерпан.
Но идеализм имеет и гносеологические корни, представляя собой результат абсолютизации действительных, но оторванных от целого и односторонне интерпретированных особенностей познавательного процесса.

Слайд 23

Теория познания Теория отражения и объективность истины

Природа, материя первичны; познание есть лишь

Теория познания Теория отражения и объективность истины Природа, материя первичны; познание есть
отражение бытия в сознании.
По способу существования – в голове человека – знание субъективно.
Но по содержанию оно объективно постольку, поскольку отражает объективную действительность.

Слайд 24

Теория познания Абсолютная и относительная истина

Мир в принципе познаваем, и в этом

Теория познания Абсолютная и относительная истина Мир в принципе познаваем, и в
смысле абсолютная истина достижима.
Однако на любом конкретном этапе познания человеку доступна лишь относительная (т.е. неполная, обусловленная и ограниченная его специфическими обстоятельствами) истина.
Критерием «истинности» такой частичной истины является «материальная» практика, понимаемая как процесс активной, социально организованной деятельности по преобразованию окружающего мира, прежде всего –
производственной и
революционной.

Слайд 25

Диалектика «Ядро диалектики»

Из трёх «законов диалектики»:
единства и борьбы противоположностей,
перехода количественных изменений в

Диалектика «Ядро диалектики» Из трёх «законов диалектики»: единства и борьбы противоположностей, перехода
качественные,
отрицания отрицания –
в качестве её «ядра» выделяется закон единства и борьбы противоположностей, как
определяющий источник развития и
характеризующий само развитие как саморазвитие.