Социологические концепции города: К. Маркс

Содержание

Слайд 2

Биография Карла Маркса

Немецкий философ, экономист, основоположник научного коммунизма Карл Генрих Маркс (Karl

Биография Карла Маркса Немецкий философ, экономист, основоположник научного коммунизма Карл Генрих Маркс
Heinrich Marx) родился 5 мая 1818 года в городе Трире провинции Рейн Пруссии (ныне территория Германии) в семье адвоката. В 1835 году по окончании Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, затем Берлинского университета, где изучал, преимущественно, философию и историю. В апреле 1842 года он получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. В 1840-х годах он увлекался гегелевской философией, затем философией Фейербаха, экономическими теориями Адама Смита и Давида Рикардо, различными социалистическими учениями.

Карл Маркс в молодости

Слайд 3

Карл Маркс пьет пиво

В октябре 1843 года Маркс переехал в Париж

Карл Маркс пьет пиво В октябре 1843 года Маркс переехал в Париж
для издания общественно-политического журнала "Немецко-французский ежегодник", единственный (двойной) номер которого вышел в феврале 1844 года. Вскоре увлекся коммунистическими идеями и написал несколько работ, известных как "Экономическо-философские рукописи 1844 года". В сентябре 1844 года Карл Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом, в соавторстве с которым он написал ряд своих главных трудов. В феврале 1845 года была опубликована их первая совместная работа "Святое семейство, или Критика критической критики", посвященная философии марксизма.

Слайд 4

В январе 1845 года Маркса выслали из Франции за сотрудничество в рабочем

В январе 1845 года Маркса выслали из Франции за сотрудничество в рабочем
журнале "Вперед". Он переехал в Брюссель, где были написаны "Тезисы о Фейербахе" (1845) и "Нищету философии. Ответ на "Философию нищеты" господина Прудона" (1847). В 1847 году в Брюсселе Маркс и Энгельс вошли в "Союз справедливых", который позже был преобразован в "Союз коммунистов". В 1848 году вместе с Энгельсом они создали "Манифест Коммунистической партии". Воодушевленный революционными событиями 1848 года, Маркс вернулся в Кельн и начал издавать там "Новую рейнскую газету". После поражения Революции 1848-1849 годов в Германии и закрытия газеты Маркс вынужден был уехать сначала в Париж, а затем поселился в Лондоне. Финансовая поддержка Энгельса, несмотря на трудности, дала ему возможность продолжить экономические, исторические и социальные исследования. 

Слайд 5

Жена Карла Маркса — Женни (1814-1881), урожденная Вестфален, выполняла функции его секретаря,

Жена Карла Маркса — Женни (1814-1881), урожденная Вестфален, выполняла функции его секретаря,
она переписывала для печати крайне неразборчивые рукописи Маркса, вела переписку с рядом деятелей международного рабочего движения. У супругов было шестеро детей, трое из которых умерли в юном и младенческом возрасте. В 1962 году немецкий историк Блюменберг обнаружил документы, подтверждающие, что у Карла Маркса был внебрачный сын Фредерик Демут (1851-1929), который воспитывался в приемной семье, фиктивное отцовство признал Энгельс.

Карл Маркс и жена 

Слайд 6

Понятие город.

Город трактуется в самом широком политико-экономическом смысле как пространственная форма определённого

Понятие город. Город трактуется в самом широком политико-экономическом смысле как пространственная форма
типа социально-экономических отношений, как производственно-экономическая система. Основанием политико-экономической типологии является характер «способа производства», элементами которого являются «производительные силы» и «производственные отношения».
 Города различаются продуктом, который они производят в большей степени, а значит доминирующим характером производительных сил: промышленный, финансовый, информационный, рекреационный и др. Характер социально-экономической системы города зависит от характера доминирующего типа производства, а значит и большей представленности определённого вида производительных сил.

Слайд 7

Город в понимании Карла Маркса.

Для К. Маркса город – это такое социальное

Город в понимании Карла Маркса. Для К. Маркса город – это такое
устройство, которое запускает механизмы классового расслоения, разделения труда, обособления торговли от промышленности и становится площадкой столкновения интересов различных общностей. К. Маркс отмечает, что развитие городов и их специализация во многом определялись уровнем сформированности (как бы сейчас сказали) инфраструктуры и институтов.

Слайд 8

Способ производства как социальная основа города.
Этот тезис был выдвинут и аргументирован К.

Способ производства как социальная основа города. Этот тезис был выдвинут и аргументирован
Марксом.

Маркс выделял три основных типа общества и техники:
1) первобытное (техника естественных орудий)
 2) феодальное (ремесленная техника)
 3) капиталистическое (фабричная техника). 

Маркс писал: «Как ветряная мельница даёт нам общество во главе с сюзереном, так паровая мельница даёт нам общество во главе с капиталистом».

Слайд 9

К. Маркс полагал, что в городах формируется здоровая, прогрессивная социальная сила –

К. Маркс полагал, что в городах формируется здоровая, прогрессивная социальная сила –
пролетариат, которая способна революционным путём преобразовать общество на принципах равенства и социальной справедливости. 

Слайд 10

Социологический марксизм как теория противоречивого воспроизводства капиталистических отношений в зачаточной форме присутствовал

Социологический марксизм как теория противоречивого воспроизводства капиталистических отношений в зачаточной форме присутствовал
внутри классического марксизма; позднее он превратился в самостоятельную, развитую теоретическую основу, необходимую для понимания разнообразия новых социальных институтов, построенных вокруг капитализма для противодействия его склонности к саморазрушению.
Социологический марксизм требует уделять внимание разработке альтернатив капитализму, так как конец капитализма не является внутренне присущей ему тенденцией.К.
 Маркс указывает на то, что "противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к цивилизации". 

Слайд 11

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали город как концентрацию населения, орудий производства,

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали город как концентрацию населения, орудий производства,
капитала, наслаждений, потребностей: «Города... были настоящими "союзами", порожденными непосредственными потребностями, заботой об охране собственности и стремлением умножить имевшиеся у отдельных членов средства производства и средства защиты».. Город противопоставляется деревне, отношения между ними описываются как непрерывная война. Уничтожение противоположности между городом и деревней расценивается как одно из главных условий общественного единства.

Слайд 12

В концепции К. Маркса имеет место мнение, что разделение материального и духовного

В концепции К. Маркса имеет место мнение, что разделение материального и духовного
труда, это – отделение города от деревни. Происходит также обособление торговли от промышленности и разделение труда между различными городами. Кроме того, каждый рабочий вносит лишь весьма незначительный вклад в конечный продукт.

Слайд 13

Маркс не предполагал, что возможно такое разделение труда, когда человек выполнял бы

Маркс не предполагал, что возможно такое разделение труда, когда человек выполнял бы
все функции в обществе, будучи и рабочим, и юристом, и врачом и т.д. Но он считал, что в принципе возможна организация труда, которая позволила бы каждому индивиду сполна развить свои собственно человеческие отенции. 
Но он понимал, что отчужденный человек, находящийся во власти иррациональных сил, создает себе идолов в виде денег, вещей, кумиров и т.д. Он не реализует свой собственно гуманистический потенциал, ибо созданные им идолы возвышаются и главенствуют над ним. 

Слайд 14

К. Маркс считал, что изменить подобную ситуацию можно через замену антагонистически противоречивого процесса разделения

К. Маркс считал, что изменить подобную ситуацию можно через замену антагонистически противоречивого
труда, создание общественных ассоциаций с принципиально иными функциями, которые были бы направлены на развитие всех, на создание в человеке собственно человеческого потенциала, на формирование «всесторонне развивающихся индивидов». 

Слайд 15

 Диалектико-материалистический метод предполагает выявления природы и логики исторического развития, как политических государственных

Диалектико-материалистический метод предполагает выявления природы и логики исторического развития, как политических государственных
институтов, так и гражданского общества. Даже в ранних работах Маркс и Энгельс жизнедеятельность гражданского общества характеризовали, как “истинный очаг и арену всей истории”. А в более зрелых работах они постоянно подчеркивали диалектическое единство гражданского общества и государства, причем прямо указывали, что первое выступает как содержание, а второе – форма: «По крайней мере в новейшей истории, государство, политический строй, является подчиненным, а гражданское общество, царство экономических отношений, – решающим элементом.»

Слайд 16

Литература

1. Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни = Karl Marx. Geschichte

Литература 1. Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни = Karl Marx.
seines Lebens. — М.: Политиздат, 1990. 2. К. Маркс. Биография / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1973. 3. Лапин Н. И. Молодой Маркс. — М.: Политиздат, 1976. 
4.Марксизм как фундамент современной экономической науки// cyberleninva.ru [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/marksizm-kak-fundam.. // (Проверено: 15.11.20) 5.К. Маркс "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" т. 40 6.К. Маркс Немецкая идеология 635 с. Маркс, К. (1983) Капитал. М. : Изд-во полит. лит. Т. 1. Кн. 1. 905 с.

Слайд 17

Вместо спасибо за внимание!

Вместо спасибо за внимание!