Тело, мышление, язык

Содержание

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ»

Модуль I. Сознание и мышление
Тело, мышление, язык: философские

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ: ТЕХНОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ» Модуль I. Сознание и мышление Тело, мышление,
решения
Модели сознания
Сознание и бессознательное
Модуль II. Глобальные изменения и антропоцен
Человек как фактор развития природы
Экологическое сознание и трансгуманизм
Новые онтологии: человеческое и нечеловеческое
Модуль III. Общество, техника, власть, этика
Пересборка социального
Технологии власти и/или власть технологий
Моральные дилеммы цифровой эпохи

Слайд 3

«Цифровая эпоха» меняет мир. Сегодня мы стоим на пороге IV промышленной революции

«Цифровая эпоха» меняет мир. Сегодня мы стоим на пороге IV промышленной революции
(«Индустрии 4.0»), суть которой состоит в объединении промышленности и информационных технологий
Технологии сливаются и границы материального, цифрового и биологического миров сливаются
В новой ситуации меняется сознание человека, скорость обработки информации, способы коммуникации; возникают новые моральные дилеммы и т.д.
Все это актуализирует обращение к философии, к поиску технологий мышления, адекватных современности.
Задача – создание современной концепции человека

Слайд 4

Философия

Философия (от греч. рhilео — люблю, sophia — мудрость) — любовь к

Философия Философия (от греч. рhilео — люблю, sophia — мудрость) — любовь
мудрости
Это систематическая духовная деятельность, направленная на раскрытие предельных оснований бытия мира, человека и общества
Возникает в Древней Греции в VI в. до н.э. По преданию, впервые употребил это понятие Пифагор
Пифагор (2-я пол. VI в. — нач. V в. до н. э.): «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»

Слайд 5

В Др. Греции был совершен прорыв за пределы мифологического мировоззрения Философия -

В Др. Греции был совершен прорыв за пределы мифологического мировоззрения Философия -
новый способ осознания мира с опорой на рациональные способы доказательств
В эпоху античности философия включала в себя зачатки многих сфер знания, которые обретут самостоятельный статус значительно позже (математика, биология, физика, астрономия и т.д.)

Слайд 6

Чем философия может быть полезна мне?

Учит критическому мышлению: ставить проблему, всесторонне анализировать

Чем философия может быть полезна мне? Учит критическому мышлению: ставить проблему, всесторонне
ее, подвергать сомнению; мыслить самостоятельно, последовательно
Помогает лучше понять себя и других людей; справляться с осознанием трагичности человеческого существования. Ее задача – освободить нас от страхов.
Философию нередко сводят к «критической рефлексии» или «теории аргументации». В действительности же она охватывает гораздо более широкий круг проблем

Слайд 7

Ключевые философские проблемы

Знание о мире, существующем за пределами нашего сознания.
Знание о

Ключевые философские проблемы Знание о мире, существующем за пределами нашего сознания. Знание
сознании других людей.
Отношение между сознанием и мозгом.
Как возможен язык?
Обладаем ли мы свободой воли?
Основание морали.
Какое неравенство несправедливо?
Сущность смерти.
Смысл жизни.

Слайд 8

Структура философского знания

1. Философская пропедевтика:
- История философии
- Логика
2. Философия теоретическая

Структура философского знания 1. Философская пропедевтика: - История философии - Логика 2.
(ставит вопросы о природе мира и об инструментах его познания)
- Онтология – теория бытия
- Эпистемология – теория познания
- Аксиология – теория ценностей
3. Прикладная философия (ориентирована на практику, на отдельные сферы деятельности человека)
- Философия общества
- Философская антропология
- Этика – учение о морали
- Эстетика – учение о чувственном познании мира
- Философия науки, техники, искусства, спорта и т.д.

Слайд 9

Три измерения философии: разумность того, что существует (теория), жажда справедливости (этика) и

Три измерения философии: разумность того, что существует (теория), жажда справедливости (этика) и
поиски спасения (мудрость)
Люк Ферри
Специфика философских проблем – их предельный характер и концентрация вокруг проблемы человека.

Слайд 10

Философия формирует мировоззрение:

Мировоззрение - устойчивое представление об окружающем мире; совокупность взглядов

Философия формирует мировоззрение: Мировоззрение - устойчивое представление об окружающем мире; совокупность взглядов
и убеждений, ценностей, идеалов и установок, определяющих отношение человека к миру
Типы мировоззрений:
мифологическое
религиозное
философское
научное
«Какова позиция «Я», таково и восприятие мира»
Ж.-П. Сартр

Слайд 11

ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК

Тело – живой организм в его сопряженности или соотнесенности с

ТЕЛО, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК Тело – живой организм в его сопряженности или соотнесенности
душой. Уже в античности было проведено различие между физическим телом и телом одушевленным
Тело, понятое как выражение души, не тождественно телу как системе физико-химических элементов, сил и процессов.
Мы воспринимаем жизнь через данное нам тело: оно выступает в качестве проводника. Оно репрезентирует нас в мире.
Тело – способ нашей жизни, только с его помощью мы есть: «тело есть непосредственное человеческое бытие – бытие сознания» (М.Мерло-Понти), сознание не может пребывать вне тела. Человек – тело мыслящее
Наше мышление ограничено возможностями нашего биологического тела, но не подчинено телу абсолютно
Проблема: соотношение тела и души (сознания, мышления)

Слайд 12

Тело, мышление язык Мышление

Человек (homo sapiens sapiens) обрабатывает информацию о мире посредством мышления,

Тело, мышление язык Мышление Человек (homo sapiens sapiens) обрабатывает информацию о мире
а не рефлексов и инстинктов, как животные
Мышление – это процесс обработки информации о мире. Оно противопоставляется «низшим» формам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным.
Мышление формирует автономию личности. Эта функция осуществляется онтогенетически, то есть с самого начала индивидуального развития.
В результате работы мышления реальность перестает влиять на меня напрямую, потому что между нами появляется граница.
Мышление образное (миф, искусство, религия) и абстрактное (наука, философия).

Слайд 13

Типы мыслительной деятельности:

Рассудок. Основные формы рассудочного мышления: понятие – определение, отражающее в

Типы мыслительной деятельности: Рассудок. Основные формы рассудочного мышления: понятие – определение, отражающее
обобщенной форме общие и специальные признаки явлений действительности и существенные связи между ними; суждение – высказывание, отражающее отдельные вещи, явления, процессы, их свойства, связи и отношения и индуктивные и дедуктивные умозаключения - мыслительные действия, посредством которых выводится новое знание.
Разум – «бесконечное» мышление, высший уровень рационального мышления, творческое оперирование сложившимися абстракциями, критическое их переосмысление. Разум направлен на постижение сущности и закономерностей различных явлений и процессов мира.

Слайд 14

что такое клиповое мышление?

Атрибутами клипового мышления являются: алогичность, фрагментарность, нелинейность, нацеленность на

что такое клиповое мышление? Атрибутами клипового мышления являются: алогичность, фрагментарность, нелинейность, нацеленность
развлекательно-релаксирующий контент
Мышление цифровое: алгоритмичность, модульность, рациональность, многозадачность, оценка информации как высшей ценности.

Слайд 15

«Дурная голова ногам покоя не дает»: как соотносятся мышление и тело?

- мышление

«Дурная голова ногам покоя не дает»: как соотносятся мышление и тело? -
подчинено телесным желаниям, оно лишь продолжение инстинктов и рефлексов;
- мышление управляет телом, мышление может функционировать независимо от тела;
- мышление и тело взаимосвязаны – лишаясь способности мыслить, человек превращается в животное; лишаясь способности чувствовать, воспринимать человек превращается в растение.

Слайд 16

„На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия Америки, в то

„На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия Америки, в то
время как испанцы снаряжали исследовательские комиссии, чтобы установить, есть ли у туземцев душа, сами туземцы обходились тем, что белых узников бросали в воду, чтобы проверить, путем продолжительного наблюдения, подвержены ли их трупы гниению.“ (К.Леви-Стросс „Раса и история“)
В чем проблема?

Слайд 17

РЕШЕНИЕ:
Европейцы мыслили мир на основании сведения к телесному, им казалось
очевидным, что

РЕШЕНИЕ: Европейцы мыслили мир на основании сведения к телесному, им казалось очевидным,
единство мира покоится в его материальности, что тела устроены
единообразно – состоят из вещества (плоти), имеют форму, подчиняются в своем
существовании природной целесообразности, заложенной в мир Богом и возникают
по причинам, имеющим естественный характер. Любое живое тело таково. Поэтому то, что индейцы имеют
сходную телесность не вызывало сомнений. Но вот имеют ли они бессмертную, данную
Богом душу? Или это просто животные? Во-втором случае, разумеется нет смысла жечь
их на кострах за неприятие истинной веры.
Индейцы мыслили мир на основе принципов 1) „анимизма“ - все одушевлено,
2) тотемизма – души людей и не-людей (животных, растений, камней) не разделены,
но связаны. Любое тело одушевлено (вернее душа может быть телесна), это не
проблема – проблема в специфике Телесности. Каково тело испанца? Как у рыбы
или как у черепахи? Оно дышит в воде? А огня боится? Или испанец больше
камень (в его-то доспехах) чем животное?
Разные идеи соотнесения „тела“ и „души“ организуют разный опыт и
ставят вопрос: а откуда мы вообще можем что-то знать об этом? Душа индейца
неочевидна испанцу, как и тело испанца индейцу.

Слайд 18

MIND — BODY проблема
Проблема соотношения: души и тела, мышления и мозга, мышления

MIND — BODY проблема Проблема соотношения: души и тела, мышления и мозга,
и бытия
Онтологический аспект: в каком смысле они существуют?
Гносеологический аспект: как они познаются?
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА: ЧТО ПЕРВИЧНО?

МОНИЗМ

ИДЕАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ

ОБЪЕКТИВНЫЙ

СУБЪЕКТИВНЫЙ

ДУАЛИЗМ

ФИЗИКАЛИЗМ

ЭМЕРДЖЕНТИЗМ

ПАНПСИХИЗМ

ТЕОРИЯ ДВУХ АСПЕКТОВ

Слайд 19

Онтологическая постановка вопроса

Соотношение тела и души интерпретируется либо дуалистически, когда они составляют

Онтологическая постановка вопроса Соотношение тела и души интерпретируется либо дуалистически, когда они
две принципиально различные субстанции, либо монистически, когда они составляют два разных способа существования и проявления одной субстанции, которая может быть понята спиритуалистически (тело тождественно душе) или материалистически (душа–функция тела). Античная философия подчеркивала решающее значение души как начала, вдохновляющего тело и приводящего его в движение.
Для Спинозы тело и душа – два способа существования одной и той же субстанции (монизм).
Для немецких романтиков тело есть символ души, природа – символическое выражение душевно-духовных процессов, осознание которых является задачей трансцендентального идеализма

Слайд 20

Р. Декарт (1596-1650): «Я мыслю, следовательно, существую»
Две субстанции – мыслящая (духовная) и

Р. Декарт (1596-1650): «Я мыслю, следовательно, существую» Две субстанции – мыслящая (духовная)
протяженная (телесная), не зависят друг от друга. Рождение психофизической проблемы.
„Тело“ - это „механизм“, подчиненный законам природы. „Мышление“ принципиально несводимо к природе. „Тела“ действуют „потому-что“, а „душа“ - „для того, чтобы“ (телеологизм) Концепция Декарта приводит к дуализму „тела“ и „мышления“

Слайд 21

Феноменология тела

Морис Мерло-Понти (1908 - 1961гг.)

Тело и мысль невозможно разделить в духе

Феноменология тела Морис Мерло-Понти (1908 - 1961гг.) Тело и мысль невозможно разделить
Декарта. Источником смыслопорождения выступает „тело“.
Тело это не „объект науки“ - оно может им стать, но это просто часть научного способа зрения.
Тело не принадлежит к миру объектов (оно всегда мое), но не сводится и к тому знанию, которое может иметь о нем рефлексия (его невозможно подчинить мысли). Тело противоречиво, это двусмысленное существование. В опыте тела рефлексия обнаруживает свой предел.
„Тело – это наш общий способ обладания миром“ (через движение-овладение пространством, что обеспечивает выживание; через жесты, имитирующие и обыгрывающие первичные движения – танец; через создание орудий и проектирование уже мира культуры)
Язык – это телесное выражение.
„Тело можно сравнить не с физическим объектом, а, скорее, с
произведением искусства“

Слайд 22

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА два типа доступа к знанию о себе, о своем мышлении

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА два типа доступа к знанию о себе, о своем
и своей телесности: доступ от „первого лица“ (к ментальному) и доступ от „третьего лица“ (к физическому)
Доступ от «первого лица» - это наш непосредственно переживаемый субъективный опыт. Способ интеллектуальной работы на уровне „доступа от первого лица“ - рефлексия, осознание самого сознания, мышление о мышлении – я не только сознаю нечто, но и сознаю себя сознающим.
Доступ от «третьего лица» - тот опыт, который мы получаем об объектах, не принимая во внимание субъективный опыт этих объектов „изнутри“.