Философские школы эпохи эллинизма Подготовили Сильченко Денис Рекин Сергей (группа Т-111)

Содержание

Слайд 2

Философские школы эпохи эллинизма

К культурным особенностям эпохи эллинизма относится распространение античной культуры

Философские школы эпохи эллинизма К культурным особенностям эпохи эллинизма относится распространение античной
на Восток, где она соединялась с местными традициями. Происходило взаимопроникновение культурных начал античного мира и восточных цивилизаций. В свою очередь античная культура утрачивает, принимая культурные влияния с Востока, некоторые черты, придававшие ей чёткую специфику в классический период. В частности, с Востока проникают зародившиеся там религиозные культы, которые получают всё большее распространение в античной Греции, а затем и в Риме. Среди этих культов самыми известными были культы Митры, Изиды, Сераписа и пр.

Слайд 3

Философские школы эпохи эллинизма Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6

Философские школы эпохи эллинизма Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. –
в. н.э.) можно подразделить на два периода:

 1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.).

В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников, функционируют Академия и Ликей.

2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.).

В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм.

Слайд 4

Философские школы эпохи эллинизма .

В эллинистический период происходит размежевание философии и частных наук:

Философские школы эпохи эллинизма . В эллинистический период происходит размежевание философии и
появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.). Центром развития наук становится Александрия с её Мусейоном и знаменитой библиотекой. Одновременно всё чаще встречались философы, занимающиеся лишь сугубо философскими (как правило, этическими) вопросами и не принадлежащие собственно сфере науки (Эпиктет, Цицерон, Марк Аврелий). Для раннего и классического этапа античной философии такое разделение философии и наук нехарактерно. (Невозможно точно разделить в наследии Фалеса, Демокрита или Аристотеля, где у них пролегает граница между научной и философской деятельностью.)

Слайд 5

Философские школы эпохи эллинизма

Скептицизм.

Субъективно-идеалистическим направлением в философии поздней античности, был скептицизм, утверждавший

Философские школы эпохи эллинизма Скептицизм. Субъективно-идеалистическим направлением в философии поздней античности, был
непознаваемость мира и необходимость сомнения в любом утверждении о мире. «Скепсис» в переводе с греческого означает «исследование». Основными представителями античного скептицизма были Пиррон (3 в. до н. э.), Энесидем и Секст Эмпирик (2 в. н. э.), автор дошедших до нас трудов «Против учёных», «Пирроновы положения». К скептицизму в эллинистический период примкнули многие представители академической (преподававших в основанной Платоном Академии) философии.

Слайд 6

Философские школы эпохи эллинизма

Неоплатонизм является последним значительным учением, порождённым античной философией. Он

Философские школы эпохи эллинизма Неоплатонизм является последним значительным учением, порождённым античной философией.
возник в эпоху развивающегося системного кризиса греко-римской цивилизации. Во многих своих чертах неоплатонизм предшествует средневековому миропониманию (отрицательное отношение к телесности и материи, стремление изобразить сущее в виде иерархии и пр.). В течение некоторого времени неоплатонизм составлял серьёзную конкуренцию распространявшемуся христианству.

Неоплатонизм

Слайд 7

Философские школы эпохи эллинизма

Основоположником неоплатонизма был Плотин (203 – 269). Плотин родился

Философские школы эпохи эллинизма Основоположником неоплатонизма был Плотин (203 – 269). Плотин
и долгое время прожил в Египте, в конце жизни он переезжает в Рим и становится близким ко двору императора. Плотин написал ряд трактатов, объединённых после его смерти в 7 «эннеад» (девяток) по близости обсуждаемых в них вопросов. Сочинения Плотина весьма сложны для понимания, содержа очень тонкие диалектические рассуждения по основным вопросам онтологии, психологии, теологии. По сути, Плотин, хотя и считал себя последователем Платона, создал оригинальное философское учение, мало напоминающее систему Платона.

Слайд 8

Философские школы эпохи эллинизма

В мировоззрении же Плотина социальная реальность совершенно не отражена.  Истоком

Философские школы эпохи эллинизма В мировоззрении же Плотина социальная реальность совершенно не
мироздания Плотин считал Единое, в котором пропадают все различия. О Едином невозможно ничего высказать, оно лишено всех качеств и недоступно рациональному постижению. Поэтому познать Единое можно только мистически, в состоянии экстаза. Появление всего остального неоплатонизм представлял в качестве эманации (излияния) Единого в небытие. В результате образуются по мере ослабления потока Единого всё менее совершенные формы бытия: Ум, Душа, Материя. Материя для Плотина - отрицательная величина «не сущее», тьма, мрак. Учение о Едином, а также проповедь мистического постижения первоначала оказали влияние на становление христианской догматики, преимущественно в Византии. Вместе с тем, учение об эманации стало основой для многочисленных средневековых ересей, которые противопоставляли эманацию креационизму, принятому в христианстве и исламе.  Из последователей Плотина следует отметить как наиболее значительных Порфирия, Прокла и Гипатию.