Пантеизм как специфическая черта натурфилософии эпохи возрождения

Содержание

Слайд 2

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI ВВ.
Что повлияло на развитие новоевропейской культуры в

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI ВВ. Что повлияло на развитие новоевропейской культуры в
целом и теоретического мышления в частности?
Реформация (протестантизм)
Секуляризация
Отвержение церковной иерархии
Противопоставление веры и знания
Признание особой ценности технических и научных изобретений

Становление капитализма (возрастание роли денежного хозяйства и предпринимательства)

Возникновение экспериментально-математического естествознания и развитие техники

Слайд 3

Кто он, человек эпохи Возрождения?
Автономизация всех сфер жизни. Индивид приобретает все большую

Кто он, человек эпохи Возрождения? Автономизация всех сфер жизни. Индивид приобретает все
самостоятельность
Развитие индивидуального сознания, уникальности. Гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта отличает «ренессансного человека». Сознательно культивируется отличие от других. Дарование и мастерство – средство удовлетворения честолюбия. Стремление к разностороннему образованию и всестороннему развитию личности
"Пробуждение индивидуальности, проявляется также в преувеличенном взгляде на самостоятельное развитие, в утверждении, что нравственное или умственное состояние индивидуума складывается независимо от родителей и предков, в отрицании наследственности"
Я. Буркгардт

ОТ ТЕОЦЕНТРИЗМА СРЕДНИХ ВЕКОВ К АНТРОПОЦЕНТРИЗМУ РЕНЕССАНСА

Слайд 4

Противопоставление себя средневековому христианству. «Новое язычество»

Возрождение античной культуры, античного образа жизни, образа

Противопоставление себя средневековому христианству. «Новое язычество» Возрождение античной культуры, античного образа жизни,
мышления и чувствования понимается как возвращение в лоно природы. Развитие натурфилософии.

Леонардо да Винчи
(1452-1519)

"Если живописец пожелает увидеть прекрасно вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над ними он властелин и Бог... И действительно, все, что существует во Вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках..."

«Обожествление человека». Одаренных, выдающихся людей окружают буквально религиозным поклонением, чтут, как в античности –героев, в средние века-святых. Сакральное отношение к человеческой деятельности. Сначала человек подражает Творцу мира и природы, а затем сам начинает творить мир и вторую - природу.

Слайд 5

«ПАНТЕИЗМ» от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос)

«ПАНТЕИЗМ» от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос)
— «Бог, божество». Термин был введен нидерландским теологом И. Фаем (1709)
Пантеизм— философское учение, отождествляющее бога и мир
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Пантеизм — учение, отождествляющее Бога и Вселенную, Космос, Природу; идея, отрицающая существование надприродной божественной личности и признающая существование безличного Духа, тождественного некоему космическому Разуму.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 268
Идеалистический – природа растворяется в Боге (Кузанский)
Материалестический (натуралистический) – Бог растворяется в природе. Признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. (Бруно)

ПАНТЕИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЧЕРТА НАТУРФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм
Гуманизм
Пантеизм

Слайд 6

Раннее Возрождение
Данте Али­гьери (1265 -1321)
Франческо Петрарка (1304-1374)
Джованни Боккаччо (1313-1375)
Период расцвета (Высокое Возрождение )
(Неоплатонический

Раннее Возрождение Данте Али­гьери (1265 -1321) Франческо Петрарка (1304-1374) Джованни Боккаччо (1313-1375)
период)
Марсилио Фичино (1433-1499)
Пико делла Мирандолла (1463-1494)
Николай Кребс (Кузанский) (1401-1464)
Позднее (модифицированное) Воз­рождение
Джордано (Филиппо) Бруно (1548-1600)
Галилео Галилей (1564-1642)

Марсилио Фичино

Пико делла Мирандолла

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 7

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ

1401—1464 гг.

Родился в местечке Кузы Юж. Германии в крестьянской семье, получил

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ 1401—1464 гг. Родился в местечке Кузы Юж. Германии в крестьянской
хорошее светское (математика, медицина) и богословское образование
Достиг высших постов в иерархии Римо-католической церкви
кардинала легата по всей Германии (1450 г.)
генерального викария в Риме при папе Пие II

Философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель

Слайд 8

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ

Кузанец видит в Платоне мыслителя, создавшего понятие "единого" – центральное понятие

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ Кузанец видит в Платоне мыслителя, создавшего понятие "единого" – центральное
также и у Кузанца
Чтобы пояснить, как соотносятся между собой Бог, разум, душа и тело, – эти "четыре единства", как их называет Кузанец, он прибегает к аналогии с понятиями точки, линии, плоскости и объема
Единое тождественно бесконечному, абсолютный минимум – абсолютному максимуму. «Божество есть бесконечное единство»
Философское учение Н. Кузанца не просто продолжение неоплатонистской традиции, а существенное перетолкование ее принципов
Ансельм Кентрберийский:
«Бог – абсолютный максимум – то, больше чего нельзя ничего помыслить»

Николай Кузанский

Слайд 9

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Качества противоположны друг другу
Градиент – переход от одного абсолюта к другому
Бог

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ Качества противоположны друг другу Градиент – переход от одного абсолюта
как абсолютная полнота качеств, так и отсутствие – одно и то же
Если мыслить Бога как абсолютное множество – все – и абсолютный минимум – никаких частей не обнаружить, но мин существует
Мысли о единице – условие существования всего числового ряда
Единица не число, а эталон – возможность что-то сравнивать
Бог как абсолютный минимум вещами и эталоном и 1
Вещь – набор качеств (можно пересчитать)
Единица одновременно число и условие возможного существования всех чисел, так как все числа состоят из единиц
Применительно к вещам ту же роль играет абсолютный минимум и абсолютный максимум
Числа развертываются из единицы, а вещи развертываются из абсолютного минимума

Слайд 10

ДИАЛЕКТИКА КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО

Бог – абсолютный максимум и абсолютный минимум
Мир одновременно

ДИАЛЕКТИКА КОНЕЧНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО Бог – абсолютный максимум и абсолютный минимум Мир
единое и множественное
Развертывание мира из Бога , чисел из единицы
Бог присутствует в каждой вещи
Бог раскрывается в индивидуальности каждой вещи
Н. Кузанский особенно рассматривал фигуру Христа в части учения как конкретного максимума
Качество каждой вещи можно наращивать:
Жадный -> более жадный -> еще более жадный
Вещь в своем роде будет конечна
Бесконечная совокупность человеческих качеств, доведенных до абсолютного максимума – Иисус–конкретный максимум
Человек же – конкретный набор качеств, Иисус – абсолютный максимум

Слайд 11

ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОЙ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ

Совпадение противоположностей – coincidentia oppositorum – оказывается

ПРОБЛЕМА АКТУАЛЬНОЙ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ Совпадение противоположностей – coincidentia oppositorum – оказывается
важнейшим методологическим принципом философии Кузанца
Место понятия единого занимает понятие актуальной бесконечности, которое есть, собственно, продукт совмещения противоположностей - единого и беспредельного
актуально-бесконечное – Бог, Абсолютное, являющее собой тождество абсолютного максимума и абсолютного минимума бытия.
потенциально бесконечное - мир идей в уме Бога, которые суть сущности (формы, энергии, числа) индивидуальных вещей
конечное - индивидуальные вещи конечного мира
бесконечный Бог стремится в конечный мир, а конечный мир в Бога, никогда не совпадая, подобно функции и пределу, либо многоугольнику с потенциально-бесконечным числом конечных сторон и окружности, в которую он вписывается
Потенциальная бесконечность конечна, но может быть увеличена за счет добавления качеств
Потенциальная бесконечность актуальной никогда не станет

Слайд 12

ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ В УЧЕНИИ Н. КУЗАНСКОГО

Абсолютная истина абстрактна
Познание, которое

ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ В УЧЕНИИ Н. КУЗАНСКОГО Абсолютная истина абстрактна Познание,
идет к набору качеств незнания бесконечно, но потенциально (о разуме)
Вера – высший источник познания – дает желание искать абсолютную истину при том что известно, что абсолютная истина недостижима, вера же дает желание двигаться к ее постижению

Сколько необходимо учиться, чтобы добраться до абсолютной истины ?
– неизвестно / известно – бесконечно много

Человеческий разум не постигнет абсолютный максимум
Вера дает желание познавать абсолютный максимум
Без веры человечество не стремилось бы познать непознаваемое
Поэтому познание по Кузанцу – ученое незнание

Слайд 13

ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ В УЧЕНИИ Н. КУЗАНСКОГО

Кузанец считает неприменимым по отношению

ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ В УЧЕНИИ Н. КУЗАНСКОГО Кузанец считает неприменимым по
к божественному первоначалу закон тождества, но полагает, что мы можем постигнуть Бога особым образом - путем нарушения основного закона мышления, который и объявляется главным принципом уже не ума, а рассудка.
Совпадение противоположностей требует отмены закона тождества
Кузанец называет познание с помощью принципа совпадения противоположностей "умудренным неведением", т.е. "знанием о незнании"

«Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание»

Слайд 14

ВЛИЯНИЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО НА НАУЧНУЮ И ФИЛОСОФСКУЮ МЫСЛЬ XV-XVII ВВ

Джордано Бруно,

ВЛИЯНИЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО НА НАУЧНУЮ И ФИЛОСОФСКУЮ МЫСЛЬ XV-XVII ВВ Джордано Бруно,
развивший основные принципы учения Кузанца в направлении углубляющегося пантеизма
Леонардо да Винчи вдохновлялся геометрическими идеями, развитыми Николаем Кузанским
Н. Коперник – в космологии Коперника находит свое дальнейшее развитие идея Кузанца о "привативной бесконечности" космоса, а также его убеждение в том, что Земля - такое же небесное тело, как Солнце и Луна. Так же как и Кузанец, Коперник пользуется принципом относительности и на нем теперь основывает новую астрономическую систему
Несомненно также влияние Кузанца на Кеплера, сказавшееся в понимании последним значения математики для развития космологии, а также в разработке им исчиcления бесконечно малых
Теория познания Кузанца оказала воздействие также и на Декарта, в частности, на его концепцию "универсальной науки", и далее (возможно, отчасти через Бруно) на Лейбница
Но особенно важным для становления науки нового времени было влияние, оказанное Кузанцем на Галилея