Тема 4 -

Содержание

Слайд 2

ПЛАН:

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2. ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА
- ДЖОРДАНО БРУНО
-ДАНТЕ АЛИГЪЕРИ

ПЛАН: 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 2. ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА - ДЖОРДАНО БРУНО
- МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
-ТОМАС МОР
- НИКОЛЛО МАКИАВЕЛЛИ

Слайд 3

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал Rinascimento; от ”ri”- “Снова” или “заново рождённый” ) — эпоха в истории

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал Rinascimento; от ”ri”- “Снова”
культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Это эпоха великих открытий:Парацельс и Везалий положили начало медицине и анатомии; Иоганн Гутенберг способствовал появлению книгопечатания; Николай Коперник открыл гелиоцентрическую систему мира; был изобретен компас и порох; Галилео Галилей изобрел телескоп(1609).

Слайд 4

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм
Гуманизм
Эстетическое

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Антропоцентризм Гуманизм Эстетическое

Слайд 6

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Антропоцентризм - учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ Антропоцентризм - учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель
в мире событий.
Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
Антропоцентризм — неотъемлемая человеческая черта, и он проявляет себя во всем, чем бы человек не занимался. Его менталитет, система восприятия и интерпретации всего окружающего, мотивировки действий как в практической, так и в «духовной» деятельности — все базируется на антропоцентризме.

Слайд 7

ГУМАНИЗМ

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности

ГУМАНИЗМ Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на
человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения.
Спор шел принципиальный — о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей.
Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Слайд 8

Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека.
В

Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В
средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в ис­кусстве, и в политике, и в технике.
Человек эпохи Воз­рождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

Слайд 9

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко
моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное.
Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодо­го человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 частей.
Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Слайд 10

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Николай Кузанский
(1401-1464)

Николай Кузанский внёс вклад в развитие

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Николай Кузанский (1401-1464) Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений,
представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в.
В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства.
Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены.
Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога.

Слайд 11

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли,

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли,
которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения.
Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.
В 1445—1449 гг. написал трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) — о спрямлении окружности. Основной его результат для приближённого спрямления дуги окружности в современных обозначениях можно выразить формулой:
В 1451 году он изобрёл рассеивающую линзу для очков.

Слайд 12

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Джордано Бруно (1548 - 1600)

Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Джордано Бруно (1548 - 1600) Одним из крупнейших мыслителей эпохи
был Джордано Бруно. Представитель пантеизма. На его философию оказали существенное влияние идеи Н.Кузанского. Н. Кузанский предварил и подготовил коперниковскую революцию в астрономии, которая устранила геоцентризм картины мира Аристотеля-Птолемея.
Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных яв­лений.
По решению светского суда 17февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов. 
Последние слова Бруно: «Сжечь – не значит опровергнуть».

Слайд 13

Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так

Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так
как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы.
Пантеизм Бруно - самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, т.к. в постановке и решении важней­ших проблем он пошел дальше своих предшественников.
Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной.
Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной.
Земля - малая пылинка в беспре­дельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра.

Слайд 14

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Данте Алигьери
(1265 - 1321)

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Данте Алигьери (1265 - 1321) У истоков философской культуры Ренессанса
фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем.
Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке.
Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием.
Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

Слайд 15

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией,

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией,
теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.
Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства.
Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила
Данте создать в “Божественной комедии”-это первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Слайд 16

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Франческо Петрарака
(1304 - 1374)

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Франческо Петрарака (1304 - 1374) Начало гуманизма, определившего собой основное
мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки.
Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.
Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени.
Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Слайд 17

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Мишель де Монтень
(1533—1592)

Мишель Эйкем де Монтень - выдающийся философ и

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Мишель де Монтень (1533—1592) Мишель Эйкем де Монтень - выдающийся
писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека.
Политический деятель Франции, которого можно с полным основанием считать последним гуманистом Возрождения и первым моралистом Нового времени. 
“Опыты” Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще.
По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения.
Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Слайд 18

Девиз Монтеня: «Que sais-je?» ( «А что я знаю?»)

Исходный пункт учения — скептицизм. В

Девиз Монтеня: «Que sais-je?» ( «А что я знаю?») Исходный пункт учения
отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы.

Слайд 19

Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным

Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это
и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.
Главный принцип морали Монтеня: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Монтень идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства.

Слайд 20

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Томас Мор (1478-1535)

Томас Мор - английский мыслитель, один из самых

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Томас Мор (1478-1535) Томас Мор - английский мыслитель, один из
известных гуманистов, автор книги "Утопия", давшей имя и положившей начало утопии, как жанру литературы, и более широко - форме духовно-интеллектуального опыта, характеризующей гуманизм как специфический тип культурно-исторической практики.
Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Мор является автором манифеста «в защиту семи таинств» – ответа Мартину Лютеру и реформаторскому движению в целом. Но верность католической церкви, которая так подняла его в глазах короля, в конце концов, и привела его к гибели.
17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году. 

Слайд 21

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых
друг от друга.
Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков. Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии забот о тружениках.
Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о замене смертной казни принудительными работами.
Вторая часть написана в форме рассказа о путешествии, который ве­дется от имени вымышленного лица Гитлодея, который оказывается на острове Утопия, затерянного в просторах Индийского океана.

Слайд 22

На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу

На острове Утопия нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу
общества составляет семейный и трудовой коллектив.
Труд обязателен для всех. Все граждане осва­ивают какое-нибудь ремесло и поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами. Коллективизм воспитывают так­же совместные трапезы граждан. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.
Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на выборности всех должностных лиц.
Ни одно важное дело не решается без сената и народного собрания.
Главная забота государства - организация производства и распределения. Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечи­вает охрану страны от агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение мира.

Слайд 23

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал

ФИЛОСОФЫ РЕНЕССАНСА Никколо Макиавелли (1469-1527) Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления
применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году, автор других военно-теоретических трудов.
Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители.
Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

Слайд 24

Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет

Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет
тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве.
Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие - открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.
Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению. В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть не встречающим сопротивления негодяям.
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

Слайд 25

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ Н.МАКИАВЕЛЛИ

«Цель оправдывает средство»
«Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ Н.МАКИАВЕЛЛИ «Цель оправдывает средство» «Тот, кто желает сохранить власть, должен
злу»
«Пусть судьба растопчет меня,я посмотрю, не станет ли ей стыдно»
«Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен»
«Свидетельство моей честности и верности – моя бедность»

Слайд 26

Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность

Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность
присущих ей закономерностей, свободных от вмешательства, философия эпохи Возрождения открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания и созданию основ философии Нового времени и эпохи Просвещения.