Философия общества и бытие человека

Содержание

Слайд 2

План:
1. Структура и функции истории философии, формационный и цивилизационный подходы к истории.

План: 1. Структура и функции истории философии, формационный и цивилизационный подходы к

2. Анализ и различные подходы понятия «цивилизация».
3. Философский анализ общества.
4. Человек как загадка мироздания и предмет философской рефлексии. Смысл человеческой жизни.

Слайд 3

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Слайд 4

Термин «философия истории» впервые употребил Вольтер.

Термин «философия истории» впервые употребил Вольтер.

Слайд 5

Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803) в работе «Идеи к философии истории

Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803) в работе «Идеи к философии истории
человечества» (1784) впервые выдвинул идею единства исторического процесса, в который вовлекаются народы, приходящие к единому общечеловеческому будущему.

Слайд 6

Структура философии истории или историософского знания

Структура философии истории или историософского знания

Слайд 8

нет никаких пределов в развитии человеческих способностей, поэтому «никогда история не пойдет

нет никаких пределов в развитии человеческих способностей, поэтому «никогда история не пойдет
вспять», хотя прогресс может иметь разную скорость на разных этапах.

Жан Антуан Кондорсе (1743—1794)

Слайд 9

Рассматривал историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимой

Рассматривал историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимой
и своеобразной, представляет собой закономерную ступень в общем развитии человечества.
Гегель делил весь всемирно-исторический процесс на периоды господства «духа» определенных исторических народов, выделив 4 таких периода — восточный, греческий, римский и германский.

Теория развития Гегеля

Слайд 10

Развитие истории рассматривалось как естественно-исторический, закономерный процесс, в основе которого лежат объективные

Развитие истории рассматривалось как естественно-исторический, закономерный процесс, в основе которого лежат объективные
условия, потребности материальной жизни общества, преломляющиеся в интересах основных классов и реализующиеся в антогонистическом обществе посредством классовой борьбы.

Материалистический взгляд на общество и историю его развития

Слайд 11

Со второй половины ХХ века появляются новые варианты циклического подхода к развитию

Со второй половины ХХ века появляются новые варианты циклического подхода к развитию
истории, представленные в творчестве Шпенглера, Тойнби, П. Сорокина и др.

Слайд 14

3. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Согласно формационной модели всемирной истории, человечество движется от одной

3. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Согласно формационной модели всемирной истории, человечество движется от одной
стадии к другой, более высокой, как по лестнице.

Слайд 15

3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Суть его заключается в том, чтобы рассматривать
общество в

3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД Суть его заключается в том, чтобы рассматривать общество в контексте развития цивилизации.
контексте развития цивилизации.

Слайд 16

(от лат. civilize — гражданский, государственный) понятие претерпело значительную эволюцию и используется

(от лат. civilize — гражданский, государственный) понятие претерпело значительную эволюцию и используется
до сих пор многозначно.

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Слайд 17

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ

Слайд 18

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ

Слайд 19

О. ШПЕНГЛЕР ПОДЧЕРКИВАЯ ОСОБУЮ РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

О. ШПЕНГЛЕР ПОДЧЕРКИВАЯ ОСОБУЮ РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Слайд 20

А. ТОЙНБИ КРИТЕРИЯМИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАЗЫВАЕТ РЕЛИГИЮ, ИСТОРИЮ, ЯЗЫК, ОБЫЧАИ И КУЛЬТУРУ

А. ТОЙНБИ КРИТЕРИЯМИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАЗЫВАЕТ РЕЛИГИЮ, ИСТОРИЮ, ЯЗЫК, ОБЫЧАИ И КУЛЬТУРУ

Слайд 21

Н. ДАНИЛЕВСКИЙ ВЫДЕЛЯЛ 10 ЦИВИЛИЗАЦИЙ ИЛИ, КАК ОН ИХ НАЗЫВАЛ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ

Н. ДАНИЛЕВСКИЙ ВЫДЕЛЯЛ 10 ЦИВИЛИЗАЦИЙ ИЛИ, КАК ОН ИХ НАЗЫВАЛ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ

Слайд 22

П. СОРОКИН ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ КАКИМ-ТО ТИПОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ,

П. СОРОКИН ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ КАКИМ-ТО ТИПОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ).
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ).

Слайд 24

«В различных модификациях изначальная полярность (Востока и Запада-М.А.) сохраняла свою жизненность на

«В различных модификациях изначальная полярность (Востока и Запада-М.А.) сохраняла свою жизненность на
протяжении веков... Греки и персы, деление Римской империи на Западную и Восточную, западное и восточное христианство, западный мир и ислам, Европа и Азия — таковы последовательно сменяющие друг друга образы этого противостояния...».

С КОНЦА ХХ ВЕКА КОНЦЕПЦИЯ ДВУПОЛУШАРНОГО СТРОЕНИЯ МИРА И МЕГАЦИКЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА ЕГО ИСТОРИИ

К. Ясперс (1883—1969)

Слайд 25

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО

Слайд 26

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Социальная философия
- это система теоретического
знания о наиболее общих
закономерностях

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих
и тенденциях
взаимодействия социальных
явлений, функционирования
и развития общества

Социальные философия
изучает
законы, согласно которым
в обществе складываются
группы людей, отношения
между этими группами, их
связи и роль в обществе.

Слайд 27

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО

Слайд 28

ИСЛАМ - УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
Отсюда проповедь сми­рения, терпения, покорности
основными регуляторами

ИСЛАМ - УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ Отсюда проповедь сми­рения, терпения, покорности основными
общества нравственные принципы и нормы.

Слайд 29

ПЛАТОН ОБЩЕСТВО ВОЗНИКАЕТ ИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

ПЛАТОН ОБЩЕСТВО ВОЗНИКАЕТ ИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

Слайд 30

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ПО ПЛАТОНУ

в идеальном государстве будет отсутствовать имущественное неравенство,
мужчины и

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ПО ПЛАТОНУ в идеальном государстве будет отсутствовать имущественное неравенство, мужчины
женщины будут равны в правах,
а жены и дети будут общими.

Слайд 31

АРИСТОТЕЛЬ ОБЩЕСТВО «ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ»

АРИСТОТЕЛЬ ОБЩЕСТВО «ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ»

Слайд 32

АРИСТОТЕЛЬ

социальная справедливость может быть уравнительной - каждому одинаково, и относительной - каждому

АРИСТОТЕЛЬ социальная справедливость может быть уравнительной - каждому одинаково, и относительной -
в зависимости от его достоинств и личного вклада для пользы общества.

Слайд 33

ТРИ ОСНОВНЫХ СЛОЯ ПО ЦИЦЕРОНУ 

ТРИ ОСНОВНЫХ СЛОЯ ПО ЦИЦЕРОНУ

Слайд 34

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВО – «БОЖЬЕ СОЗДАНИЕ»

оно необхо­димо для достижения людьми совершенства.
Фараби

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВО – «БОЖЬЕ СОЗДАНИЕ» оно необхо­димо для достижения людьми совершенства. Фараби

Слайд 35

АБУ РАЙХОНА БЕРУНИ

Необходимым условием построения справедливого общества, являются опора и развитие нравственных ценностей. Вместе с

АБУ РАЙХОНА БЕРУНИ Необходимым условием построения справедливого общества, являются опора и развитие
тем, в таком государстве важное место должно отводиться формированию атмосферы общественного согласия.

Слайд 36

АБУ АЛИ ИБН СИНА

Возвышение духовно-нравственных ценностей обеспечивает всестороннее благополучие и устойчивость общества. Благополучие общества

АБУ АЛИ ИБН СИНА Возвышение духовно-нравственных ценностей обеспечивает всестороннее благополучие и устойчивость
напрямую связано с установлением в государстве равноправия, наличием справедливой власти, осуществлением каждой личностью общественно-полезной деятельности. 

Слайд 37

АЛИШЕР НАВОИ

Основными факторами формирования справедливого общества  такие человеческие достоинства, как справедливость, милосердие, трудолюбие, честность,

АЛИШЕР НАВОИ Основными факторами формирования справедливого общества такие человеческие достоинства, как справедливость,
патриотизм, добросовестность, гуманность, героизм.

Слайд 38

НОВОЕ ВРЕМЯ

Люди заключили обще­ственный договор и стали подчиняться законам в целях самосохранения.

Т.

НОВОЕ ВРЕМЯ Люди заключили обще­ственный договор и стали подчиняться законам в целях
Гоббс,
Дж. Локк,
Б. Спиноза,
Ж.-Ж. Руссо

Слайд 39

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

определял общество как надиндивидуаль ную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

общество –

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ определял общество как надиндивидуаль ную духовную реальность, основанную на коллективных
это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий.

Э.Дюркгейм

М.Вебер

Слайд 40

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях,

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и
образующих культуру.

общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

К.Марк

Т.Парсонс

Слайд 42

это совокупность всех форм объединения людей и всех способов их взаимо­связи и

это совокупность всех форм объединения людей и всех способов их взаимо­связи и взаимодействия. ОБЩЕСТВО
взаимодействия.

ОБЩЕСТВО

Слайд 43

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Слайд 44

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Слайд 45

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

прежде всего производство, распределение и обмен потребление разного рода

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА прежде всего производство, распределение и обмен потребление разного рода предметов и услуг.
предметов и услуг.

Слайд 46

ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В соответствии со ст. 53 Конституции основу

ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В соответствии со ст. 53 Конституции
экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах.

Слайд 47

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Категории «власть», «политика» тесно взаимодействуют с фундаментальными философскими категориями,

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Категории «власть», «политика» тесно взаимодействуют с фундаментальными философскими категориями,
как «свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное, классовое и общечеловеческое.

Слайд 48

«ОТ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА – К СИЛЬНОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ»

В настоящее время Узбекистан находится

«ОТ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА – К СИЛЬНОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ» В настоящее время Узбекистан
на закономерном этапе своего развития, который характеризуется как период активного реформирования и модернизации страны.

Слайд 49

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017-2021 ГОДАХ

Указ Президента Республики

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017-2021 ГОДАХ
Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947

Слайд 50

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017-2021 ГОДАХ

I. Приоритетные

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В 2017-2021 ГОДАХ
направления совершенствования системы государственного и общественного строительства
II. Приоритетные направления обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы
III. Приоритетные направления развития и либерализации экономики
IV. Приоритетные направления развития социальной сферы
V. Приоритетные направления в сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики

Слайд 51

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

есть совокупность всех существующих в нем общностей, взятых в

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА есть совокупность всех существующих в нем общностей, взятых в
их взаимосвязи и взаимодействии. Выделяют следующие типы структуры общества: демографическая, этническая, социально-классовая, поселенческая, территориаль­ная, профессионально-образовательная структу­ра и т. д.

Слайд 52

В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Слайд 53

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА К СРЕДНЕМУ КЛАССУ ОТНОСИЛИ

В НАЧАЛЕ XX ВЕКА К СРЕДНЕМУ КЛАССУ ОТНОСИЛИ

Слайд 54

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАЗВИТЫХ СТРАН

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАЗВИТЫХ СТРАН

Слайд 55

В УЗБЕКИСТАНЕ

В УЗБЕКИСТАНЕ

Слайд 56

ДУХОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением

ДУХОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением
духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Слайд 57

ДУХОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование

ДУХОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена
всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). 

Слайд 58

«Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно

«Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно
велик». Омар Хайям
«Самый главный предмет в мире - человек, ибо он для себя самая последняя цель».
И. Кант

Слайд 59

педагогика

психология
Научные дисциплины изучающие различные стороны деятельности человека

медицина

физиология

педагогика психология Научные дисциплины изучающие различные стороны деятельности человека медицина физиология

Слайд 60

Философская антропология изучает:

Сущность и природу человека
Антропогенез
Проблему существования человека
Духовное развитие человека
Перспективы эволюции человека
Проблему

Философская антропология изучает: Сущность и природу человека Антропогенез Проблему существования человека Духовное
свободу и ответственности человека
Проблемы антропологической биоэтики

Слайд 61


«Из всех наук, - писал Гиппократ, - самыми великими и почита­емыми

«Из всех наук, - писал Гиппократ, - самыми великими и почита­емыми мыслю
мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека».

Философия и медицина имеют один объект исследования - чело­века.

Слайд 62

ИСТОРИЯ НАУКИ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК — САМЫЙ ТРУДНЫЙ ОБЪЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.

ИСТОРИЯ НАУКИ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК — САМЫЙ ТРУДНЫЙ ОБЪЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ.

Слайд 63

Еще Сократ в 5 в. до н.э. в основу своей философии поставил

Еще Сократ в 5 в. до н.э. в основу своей философии поставил
задачу: «Познай самого себя».

Гете считал, что «главным предметом изучения человечества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир.

Слайд 64

Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела

Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела
и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

Слайд 65

В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой

В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой
человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духовность чело­века состоит в его совести, совести с Богом, реализу­ется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

Слайд 66

ВОСТОЧНО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

К проблеме человека можно обнаружить два основных подхода.
Один из них

ВОСТОЧНО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ К проблеме человека можно обнаружить два основных подхода. Один из
делает преимущественный упор на исламский догмат о предопределении.
Другой утверждает, что человека сам имеет право определить свой путь.

Слайд 67

В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное

В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное
содержание души — это сознание.
Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три — рассудок, способность суждения, разум.

Слайд 68

Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях,

Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях,
либо это действие, как у Маркса, понимается в общественном смысле. Главное в обществе — труд (деятельность), а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения.

Слайд 69

Последнее изобретение философии Нового време­ни — это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум пони­мается

Последнее изобретение философии Нового време­ни — это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум пони­мается
как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и вообще всякой хилости.

Слайд 70

Философия XX века продолжает поиск подлин­ности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой

Философия XX века продолжает поиск подлин­ности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой
человека опыт его сознания — образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

Слайд 71

Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — существо эротическое. Глубинная сущность

Главная идея Фрейда была довольно простой: человек — существо эротическое. Глубинная сущность
человека — сексуальное влечение — либидо. Это влечение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами.

Слайд 73

В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Согласно вышеперечисленным концепциям

В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Согласно вышеперечисленным концепциям
можно сказать следующее о человеке:

Слайд 74

• Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет

• Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет
равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

Слайд 75

• Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека —

• Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека —
это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общественным.

Слайд 76

• Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный,

• Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный,
чувственный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.
• Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

Слайд 77

• Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично

• Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично
внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.
• Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.

Слайд 78

Специфически философскими вопросами проблемы человека можно считать следующие:
а) сущность человека как

Специфически философскими вопросами проблемы человека можно считать следующие: а) сущность человека как
материального объекта;
б) соотношение социального (общественного) и биологического (природного) в человеке;
в) свобода человеческой личности;
г) диалектика существования (бытия) и сущности человека;
д) цель и смысл жизни человека.

Слайд 79

«От всех животных человек отличителен особыми свойствами, ибо у него имеется душа,

«От всех животных человек отличителен особыми свойствами, ибо у него имеется душа,
из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум».
Аль-Фараби

Слайд 81

Сознание не только чудо мироздания, но и крест.
СУИЦИД – чисто человеческий

Сознание не только чудо мироздания, но и крест. СУИЦИД – чисто человеческий акт.
акт.

Слайд 82

Материализм

Пантеизм

Подходы к философскому анализу сознания

Идеализм

Дуализм

Гилозоизм
БОГ ПРИРОДА ДУША

Особая форма
отражения

Духовное,

Материализм Пантеизм Подходы к философскому анализу сознания Идеализм Дуализм Гилозоизм БОГ ПРИРОДА
идеальное как
фактор, не завися
щий от материаль
ного,предшествую
щих и даже
порождающий его

В основе бытия
существуют 2
независимых,
равноправных
начала
- материальное,
духовное.
Философское учения,
отрицающее грань
между живой
природой, полагающее
всю материю в той
или иной степени живой,
одушевленней,
наделенной
чувствами, психикой,
душой

Отражение – это способность самого сложного из
известных сегодня материальных образований –
человеческого мозга – отражать окружающий мир
в форме идеальных образов.

Дуализм
Максимально сближающие
понятия

Материализм

Слайд 83

Философско-
мировоззренческие
походы по проблеме
происхождения сознания

Современная наука

Религиозный

Сознание

Философско- мировоззренческие походы по проблеме происхождения сознания Современная наука Религиозный Сознание (душа)
(душа)
возникает
в результате акта
божественного творения

Труд, общения, язык

Идеалистический

Материалис-
тический

Сознание обусловлено
обществом является
его продуктом
и помимо общества
развеваться не может

Редукционизм
(вульгарный
материализм)

Физикализм

Душа состоит
из атомов
(Демократ),
мысль – это
особое
выделяемое
мозгом, вещество
(Бюхнер, Фогт,
Молешотт)

Сознание
определенный
вид материи

Идеализм допускает
существование идеального,
духовной сущности
вне и до какой – либо
материальной деятельности

Слайд 84

Формы
сознания

Сомнение

Мнение

Вера

Убеждение

Знание

Внутренне
воспринимается
субъектом
как верная,
истинная,

Формы сознания Сомнение Мнение Вера Убеждение Знание Внутренне воспринимается субъектом как верная,
достоверная
и логическая не
противоречивая.

Объединяющей,
синтезирующей
в себе мнение,
убеждение и
сомнение, которая уже
известна субъекту, по
изученных и познанных
им. Акцент на
объективность,
достоверность

Глубоко личное значение,
выражающая убежденность
человека в правоте
высказанных положений,
даже таких которые
не опираются на
объективные
доказательства.
Акцент делятся на
субъективную убежденность
человека.

Точка
зрения
потому
или иному
вопросу

Когда нету твердых
знаний и
убеждений по
поводу данных

Слайд 85

Функции сознания

Творческая
функция
Рефлексивная
функция

Самосознание
“Познание самого себя“

Предполагает
активность
сознания в постановке
цели,
прогнозировании,

Функции сознания Творческая функция Рефлексивная функция Самосознание “Познание самого себя“ Предполагает активность

предвидении
ожидаемого
результата действий
человека

Герменевтическая
функция

Понимания

Связана с обеспечением
осмысленного
поведения и
ориентации индивида
в природной и
социальной среде

самоанализирование,
самонаблюдение
самопознание,
самооценка

Слайд 86

Структура
сознания

Восприятие

Воля

Память

Эмоции

Мышление

Ощущение

Структура сознания Восприятие Воля Память Эмоции Мышление Ощущение

Слайд 87

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Слайд 88

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Слайд 89

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИОДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО!

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИОДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО!

Слайд 91

Индивида «делают» личностью его социально-психологические свойства: разум, воля, темпера­мент, социальное положение и

Индивида «делают» личностью его социально-психологические свойства: разум, воля, темпера­мент, социальное положение и
связанные с ним ориентиры, ценностные пристрастия и морально-этические установки.

Слайд 92

индивидуализм

приоритет целей и потребностей самого индивида над инте­ресами основных групп общества.

Два типа

индивидуализм приоритет целей и потребностей самого индивида над инте­ресами основных групп общества.
личностных ориентировок

коллективизм

интересы и запросы личности ориентированы исключительно на общественные потребности и нужды.

Слайд 93

Ещё Аристотель полагал, что «назначение человека в разумной деятельности».

А Джами призывал:

Ещё Аристотель полагал, что «назначение человека в разумной деятельности». А Джами призывал:
«Берись за ежедневный труд, пока жива, крепка твоя рука», а Ибн Сина предупреждал: «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».

Слайд 95

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятель­ности людей и зависят от

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятель­ности людей и зависят от
их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации.

Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу?

Слайд 97

В чем смысл человеческой жизни?

В чем смысл человеческой жизни?

Слайд 98

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ

ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ

Слайд 99

СМЕРТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ВПОЛНЕ РАЗУМНЫМ ИТОГОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮБОГО ЖИВОГО ОРГАНИЗМА.

СМЕРТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ВПОЛНЕ РАЗУМНЫМ ИТОГОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮБОГО ЖИВОГО ОРГАНИЗМА.

Слайд 100

Платон, передавая слова Сократа, писал: «Бояться смерти есть не что иное, как

Платон, передавая слова Сократа, писал: «Бояться смерти есть не что иное, как
думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол».

Слайд 101

СЕГОДНЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВСЕМ МИРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К

СЕГОДНЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВСЕМ МИРЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕ К
ЖИЗНИ КАК К НАИВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ.

Слайд 102

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?
2. Что такое «общество» и

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»? 2. Что такое
из каких сфер оно общество?
3. Какие различные трактовки общество имеются в истории философии?
4. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?
5. Раскройте соотношений понятий человек, индивид, личность.
6. Человек изначально знает о своей смертности. Как это отражается в философии, мифологии, фольклоре, литературе, традициях и т.п.?

Слайд 103

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Философия для бакалавров. Пржиленский В.И. Ростов-на Дону: Феникс, 2007. 2. Чумаков

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Философия для бакалавров. Пржиленский В.И. Ростов-на Дону: Феникс, 2007.
А.Н. Философия. учебник. 2-издание.-Москва: ИНФРА-М, 2018.
3. Основы философии. Учебник. Под ред. М.Ахмедовой и В.Хана. - Т., 2004.
4. Саифназаров И.С., Касымов Б.У., Мухтаров А.М. Философия. – Т.: Шарк, 2002.
5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: 2006.
6. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Никитина. – М., 2000.
7. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. – Ростов н./Д: Феникс, 1999.
8. Davronov Z., Shermuhamedova N, Qahharova M, Nurmatova M, Husanov B, Sultonova A. Falsafa. -Toshkent: TMU, 2019.