Учение о морали Гегеля и Фейербаха: свобода или счастье?

Содержание

Слайд 2

План:

Краткая биография Л. Фейербаха

План: Краткая биография Л. Фейербаха

Слайд 3

1. Людвиг Андреас фон Фейербах

Немецкий философ родился 28 июля 1804 года в

1. Людвиг Андреас фон Фейербах Немецкий философ родился 28 июля 1804 года
Баварии.
Посвятил жизнь философии.
Придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.

«Где мораль утверждается на теологии, а право — на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи».
Людвиг Фейербах

Слайд 4

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета.
Молодой философ увлеченно изучал богословие.

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие.

Его любимым преподавателем был Карл Дауб.

Слайд 5

Курсы были построены на философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем.

Курсы были построены на философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым

Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает Берлин.

Слайд 6

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене.
Его лекции по логике, метафизике,

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике,
новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Слайд 7

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый
поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград.

Слайд 8

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг вместе со совей

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг вместе со совей
семьёй.
Прожил философ до 1872 года.
Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.

Слайд 9

2. Учение Л. Фейербаха о морали

Фейербах настойчиво отстаивал и проводил своё антропологическое

2. Учение Л. Фейербаха о морали Фейербах настойчиво отстаивал и проводил своё
понимание человека в учении о морали.

Слайд 10

Человек стремится к тому, что  для него является добром, избегает того, что является злом.
Добро вызывает в

Человек стремится к тому, что для него является добром, избегает того, что
нас чувство удовлетворения, радости, восторга, зло — чувство боли, скорби, недостатка, утраты, унижения. 

Я считаю, что в основе всех поступков человека лежит стремление к счастью.

Слайд 11

Фейербах противопоставляет две морали:

Аскетическая лицемерная и религиозная мораль

Мораль, опирающаяся

Фейербах противопоставляет две морали: Аскетическая лицемерная и религиозная мораль Мораль, опирающаяся на
на стремление человека к удовлетворению своих потребностей в достижении счастья.

VS

Слайд 12

”Эгоизм” этики Фейербаха направлен против религиозно-идеалистической морали, приписывающей человеку чуждые ему нормы поведения, отрицающей правомерность

”Эгоизм” этики Фейербаха направлен против религиозно-идеалистической морали, приписывающей человеку чуждые ему нормы
его стремления к благополучию.

Слайд 13

Свои этические воззрения в сокращенном виде философ изложил в работе «Эвдемонизм» (1867-1869). 

*Эвдемонизм,

Свои этические воззрения в сокращенном виде философ изложил в работе «Эвдемонизм» (1867-1869).
т.е. учение, обосновывающее нравственность стремлением  к счастью.

Каждый индивид имеет  право на счастье и стремится  к нему. Даже такое, казалось бы, противоположное счастью действие, как самоубийство, можно объяснить тем, что человек избирает смерть, чтобы уйти от зол и несчастий. Всеобщих образцов счастья нет, оно индивидуально. 

Слайд 14

Фейербах иронизирует над немецким идеализмом, который исходил из приоритета духовного и поэтому

Фейербах иронизирует над немецким идеализмом, который исходил из приоритета духовного и поэтому
не одобрял ни бытовой, ни философский эвдемонизм.

 «Какова страна, каков народ и человек, такого и его счастье. Чем ты, европеец, являешься, тем не являюсь я, азиат, именно индиец…и, следовательно, то, что является твоим счастьем, не является моим, то, что тебя ужасает, меня приводит в восторг, то, что для тебя является Медузой, для меня является Мадонной»

*Медуза – в древнегреческой мифологии имя одной из Горгон, взгляд которой превращал любую вещь в камень. Действие Медузы Фейербах понимает исходя из метафоры "окаменеть от ужаса", и противопоставляет такому окаменению умиление (растроганность) перед образом Мадонны.

Слайд 15

Фейербах принадлежит к тем мыслителям, которые, не создав развернутой системы взглядов, подготовили почву для дальнейшего

Фейербах принадлежит к тем мыслителям, которые, не создав развернутой системы взглядов, подготовили
движения теоретической мысли. Главная заслуга Фейербаха –критика  иллюзорных форм сознания –идеализма  и религии – и утверждение реального человека как конкретной индивидуальности.  

…«заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой».

Главный недостаток, по словам Карла Маркса…

Слайд 16

3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гегель появился на свет 27 августа 1770 года

3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель появился на свет 27 августа 1770
в немецком городке Штутгарт.
Отец работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

«Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».
Г. Гегель

Слайд 17

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил
в 1793.
В университете он уделял много внимания теологии и философии.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук.

Слайд 18

В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию целостного

В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию целостного
человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение человека.
Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа.

Слайд 19

Основные сочинения Гегеля

«Феноменология духа» (1807 г.)

«Наука логики» (1812—1815 гг.)

«Энциклопедия философских наук»

Основные сочинения Гегеля «Феноменология духа» (1807 г.) «Наука логики» (1812—1815 гг.) «Энциклопедия

«Основы философии права»

Слайд 20

В августе 1831 года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия

В августе 1831 года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия
холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего.
Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре 1831 года он скончался.

Слайд 21

4. Учение Г. Гегеля о морали

В отличие от Канта, Гегель ориентирован не

4. Учение Г. Гегеля о морали В отличие от Канта, Гегель ориентирован
на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. 

Слайд 22

Принципиальным для Гегеля было различение понятий «мораль» и «нравственность».
противостоянию двух подходов к

Принципиальным для Гегеля было различение понятий «мораль» и «нравственность». противостоянию двух подходов
морали в европейской этической рефлексии :

Это привело к

мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами.

мораль как сфера социально детерминированного поведения.

Слайд 23

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически
анализирует такие категории, как:

Умысел и вина

Намерение и благо

Добро и совесть

Слайд 24

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра,

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание
сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". 

Слайд 25

Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся

Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся
над первой (индивидуальной).
Тремя последовательными формами ее развития являются:

семья

гражданское общество

государство

*Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству".

Слайд 26

Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность,

Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность,
т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Слайд 27

Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного

Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного
права, выраженного в формальной свободе индивида, к государству как всеобщей и объективной свободе.

Слайд 28

Список использованных источников:

https://mystroimmir.ru/filosofiya/fejerbah.html
https://studref.com/306063/etika_i_estetika/etika_lyudviga_feyerbaha
https://profilib.org/chtenie/31346/lyudvig-feyerbakh-stremlenie-k-schastyu-s-kommentariyami-i-obyasneniyami-47.php
https://germanexpert.ru/gegel/
http://etika-education.ru/otvety-na-voprosy-po-etike-g-gegel-o-razvitii-form-morali-i-svobode-voli-cheloveka.html

Список использованных источников: https://mystroimmir.ru/filosofiya/fejerbah.html https://studref.com/306063/etika_i_estetika/etika_lyudviga_feyerbaha https://profilib.org/chtenie/31346/lyudvig-feyerbakh-stremlenie-k-schastyu-s-kommentariyami-i-obyasneniyami-47.php https://germanexpert.ru/gegel/ http://etika-education.ru/otvety-na-voprosy-po-etike-g-gegel-o-razvitii-form-morali-i-svobode-voli-cheloveka.html
Имя файла: Учение-о-морали-Гегеля-и-Фейербаха:-свобода-или-счастье?.pptx
Количество просмотров: 94
Количество скачиваний: 0