Ужасное как эстетическая доминанта мировосприятия

Содержание

Слайд 2

УЖАСНОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА МИРОВОСПРИЯТИЯ БЫЛО СВОЙСТВЕННО СРЕДНЕВЕКОВОМУ РЕЛИГИОЗНОМУ СОЗНАНИЮ, КОТОРОЕ ПУГАЛО

УЖАСНОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА МИРОВОСПРИЯТИЯ БЫЛО СВОЙСТВЕННО СРЕДНЕВЕКОВОМУ РЕЛИГИОЗНОМУ СОЗНАНИЮ, КОТОРОЕ ПУГАЛО
ГРЕШНИКОВ АДОВЫМИ МУКАМИ И ГРЯДУЩИМ СТРАШНЫМ СУДОМ.

Слайд 3

Категория ужасного охватывает те явления действительности, которыми человек свободно не владеет и

Категория ужасного охватывает те явления действительности, которыми человек свободно не владеет и
которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).

Слайд 4

В "ГАМЛЕТЕ" ШЕКСПИРА УЖАСНОЕ - ОТТЕНОК ТРАГИЧЕСКОГО. РАССКАЗ ПРИЗРАКА ВЫДЕРЖАН В ЭСТЕТИЧЕСКОМ

В "ГАМЛЕТЕ" ШЕКСПИРА УЖАСНОЕ - ОТТЕНОК ТРАГИЧЕСКОГО. РАССКАЗ ПРИЗРАКА ВЫДЕРЖАН В ЭСТЕТИЧЕСКОМ
КЛЮЧЕ УЖАСНОГО:

Я скошен был в цвету моих грехов,
Врасплох, непричащен и непомазан;
Не сведши счетов, призван был к ответу
Под бременем моих несовершенств.
О ужас! Ужас! О великий ужас!*
* (Шекспир У. Полн. собр. соч., т. 6, с. 35.)

Слайд 5

Герой картины испанского художника Хосе Риберы "Самоубийство Катона Утического" не похож на

Герой картины испанского художника Хосе Риберы "Самоубийство Катона Утического" не похож на
могучих титанов шекспировских трагедий. Гибель его не трагична, а ужасна: социальные аспекты жизни человека приглушены, во всем сквозит безысходность, и на полотне запечатлен биологический страх смерти жалкого существа, жившего без разумного назначения. Умирая, герой наполняет мир предсмертным криком отчаяния.

Слайд 6

РАЗРАБОТКА ДИДРО

Проблема ужасного разрабатывалась Дидро. На этой разработке лежит печать предреволюционной эпохи.

РАЗРАБОТКА ДИДРО Проблема ужасного разрабатывалась Дидро. На этой разработке лежит печать предреволюционной
Философ как бы предугадывает грядущие социальные столкновения. В "Опыте о живописи" Дидро вменяет художнику в обязанность клеймить всеми почитаемый порок, ужасать тиранов; показывать брошенного на растерзание зверям человека, чтобы зритель увидел его на полотне растерзанным их клыками и услышал крики радости и ужаса вокруг его трупа.

Слайд 8

Ужасное внушает не страх, а ужас. Различая эти аффекты, Бердяев писал: "Страх,

Ужасное внушает не страх, а ужас. Различая эти аффекты, Бердяев писал: "Страх,
всегда связанный с эмпирической опасностью, нужно отличать от ужаса, который связан не с эмпирической опасностью, а с трансцендентным, с тоской бытия и небытия. Тоска и ужас имеют родство. Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то поражающее человека. Тоска мягче и тягучее. Очень сильное переживание ужаса может даже излечить от тоски. Когда же ужас переходит в тоску, то острая болезнь переходит в хроническую. Печаль душевна и связана с прошлым. Тургенев - художник печали по преимуществу. Достоевский - художник ужаса. Ужас связан с вечностью. Печаль лирична. Ужас драматичен".

Слайд 9

Безобразное, низменное, ужасное - это негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые искусством

Безобразное, низменное, ужасное - это негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые
и отражающиеся в системе эстетических категорий. Они занимают важное место в искусстве XX в. Без них нельзя понять, например, произведения, отражающие ужасы фашизма. И не случайно данные категории вошли в систему современной эстетической науки.

Слайд 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ипгарден, Р. Исследования по эстетике : пер. с пол. /

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ипгарден, Р. Исследования по эстетике : пер. с пол.
Р. Ингарден. — М.: Изд-во иностр. лит., 1962.
 Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве: пер. с нем. / Г. Вельфлин. — М.: Изд-во В. Шевчук, 2009.
Борев Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2
Имя файла: Ужасное-как-эстетическая-доминанта-мировосприятия.pptx
Количество просмотров: 56
Количество скачиваний: 0