Теологическая философия средних веков Леонидова 9-23

Содержание

Слайд 2

Средневековой теологической философией

называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V
— XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творением.

Слайд 3

Если в древнем Риме образование носило светский характер, то в средневековье было

Если в древнем Риме образование носило светский характер, то в средневековье было
подчинено служению церкви.

Монах за книгой.
Миниатюра (XII в.)

Слайд 4

Духовная культура средневековья получает воплощение в философии (схоластике )

Духовная культура средневековья получает воплощение в философии (схоластике )

Слайд 5

Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V

Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V
вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э.

Слайд 6

Расцвет средневековой философии приходится на время каролингского Возрождения. (8-9 вв.)

Расцвет средневековой философии приходится на время каролингского Возрождения. (8-9 вв.)

Слайд 7

Наиболее яркие представители средневековой теологической философии:

Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Августин

Наиболее яркие представители средневековой теологической философии: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Августин
Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в).

Слайд 8

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

Слайд 9

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся

Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся
Бог);
изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

Слайд 10

3. господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом)

3. господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом)
и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);
4. человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

Слайд 11

5. провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
6. выдвигалась идея

5. провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; 6. выдвигалась
о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

Слайд 12

7. выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога

7. выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога
в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
8. мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Слайд 13

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое,

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое,
оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом и назидательностью.

Слайд 14

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

Слайд 15

Согласно догмату творения:

• Бог сотворил окружающий мир из ничего;
• творение мира есть

Согласно догмату творения: • Бог сотворил окружающий мир из ничего; • творение
результат акта Божественной воли;
• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
• природа не может творить сама себя;

Слайд 16

• единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
• Бог вечен, постоянен и

• единственным творческим началом во Вселенной является Бог; • Бог вечен, постоянен
всепроникающ;
• подлинным бытием является только Бог;
• сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

Слайд 17

• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога),

• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога),
он непостоянен, изменчив и временен;
• нет четкой границы между Богом и Его творением.

Слайд 18

Согласно догмату откровения:

• мир можно познать, только познав Бога;
• Бог недоступен

Согласно догмату откровения: • мир можно познать, только познав Бога; • Бог
для познания;
• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

Слайд 19

• единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
• Бога

• единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; •
можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.

Слайд 20

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Слайд 21

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

• окружающий мир всецело

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения: • окружающий мир
сотворен Богом;
• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

Слайд 22

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против
Бога;
• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

Слайд 23

• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку

• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку
мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

Слайд 24

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов)

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов)
теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

Слайд 25

Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и

Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и
идею (форму). Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью — бытием,

Слайд 26

теологическая философия разделяет на:

• бытие (существование) - экзистенцию;
• сущность — эссенцию.

теологическая философия разделяет на: • бытие (существование) - экзистенцию; • сущность — эссенцию.

Слайд 27

Экзистенция

(бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
существует).

Слайд 28

Эссенция

(сущность) характеризует вещь:
• Что такое вещь?
• Какая вещь?
• Для чего она

Эссенция (сущность) характеризует вещь: • Что такое вещь? • Какая вещь? • Для чего она существует?
существует?

Слайд 29

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве,

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве,
как единую сущность — бытие.

Слайд 30

Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без

Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без
существования). Чтобы стать существующим (бытием -экзистенцией), сущность (признаки -эссенция) должна быть сотворена Богом.

Слайд 31

Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы -сродни платоновским "чистым идеям") витает в

Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы -сродни платоновским "чистым идеям") витает в
сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.

Слайд 32

Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное

Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное
для такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) — только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.

Слайд 33

Схоластика

— господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от

Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность
реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Слайд 34

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии
несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

Слайд 35

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

Слайд 36

Схоласты подразделяли знание на два вида:

• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть

Схоласты подразделяли знание на два вида: • сверхъестественное, даваемое в откровении (то
то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

Слайд 37

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в
которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

Слайд 38

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм.
реализм.

Слайд 39

Реализм

- направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е.

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е.
подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные вещи).

Слайд 40

Яркими представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Ансельм Кентерберийский епископ Кентерберийский

Гийом

Яркими представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Ансельм Кентерберийский епископ Кентерберийский Гийом из Шампо
из Шампо

Слайд 41

Номинализм

(от лат. nотеn — имена) — направление теологической философии, сторонники которого считали

Номинализм (от лат. nотеn — имена) — направление теологической философии, сторонники которого
реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" — определяемые материальные вещи.)
Имя файла: Теологическая-философия-средних-веков-Леонидова-9-23.pptx
Количество просмотров: 69
Количество скачиваний: 0