Зарождение правовых идей в Древней Греции

Содержание

Слайд 2

Политическая и правовая мысль Древней Греции, как и в других стра­нах, формировалась

Политическая и правовая мысль Древней Греции, как и в других стра­нах, формировалась
в процессе разложения мифа и выделения относитель­но самостоятельных форм общественного сознания.
Зарождение первых политико –правовых идей относится к IХ-УШ вв. до н. э. В этот период мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Эти процессы в своих поэмах отражает Гомер. Зевс изображается как всесильный защитник всеобщей справедливости (дике), сурово и неотвратимо карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Справедливость выступает у Гомера как основа и принцип сложившейся традиции, обычно­го права (темис). Обычное же право, на момент творчества Гомера (УШ в.до н. э.),

Слайд 4

В это время основаны Карфаген, Рим, Сиракузы, Византия. Жил Гомер. Появились первые

В это время основаны Карфаген, Рим, Сиракузы, Византия. Жил Гомер. Появились первые
в Европе писаные законы: правитель греческой колонии Локры (юго-запад современной Италии) Залевк приказал записать местные правовые нормы. Эти древнейшие в Европе писаные законы закрепляли имущественные права, моральные принципы. Появились Законы Драконта, которые впоследствии смягчил Солон. Первые наиболее значимые результаты становления правовой науки связываются с деятельностью семи греческих мудрецов VI— IV вв. до н. э. (Фалес Милетский, Солон Афинский, Питтак из Митилены и др.), сформировавших ряд нравственных требований (гном), не утративших значения и по настоящее время. В частности, ими была сформулирована одна из важнейших библейских заповедей: не делай другому того, чего не желаешь для себя, — а также такие гномы, как «взятое в долг следует отдавать», «народное правление лучше тирании», «законам покорствуй», «познай самого себя».

Ранний период

Слайд 5

Это период торжества полисного строя, расцвета рабовладельческой демократии. В исторической литературе он

Это период торжества полисного строя, расцвета рабовладельческой демократии. В исторической литературе он
назван «золотым веком» афинской демократии. В это время творили Эсхилл, Софокл, Еврипид, Геродот, Сократ, Протагор, Аристофан, Гиппократ, Демокрит, Платон и Аристотель. Философия в Греции переживает период расцвета.
На политической авансцене греческого мира в V н.э. в условиях расцвета античной демократии появляются софисты. Софистами (от гр. «софой» - мудрый) называли философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательства и ораторского искусства. Традиционно софистов разделяют на старших и младших. Старшие, такие как Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт – последовательно отстаивали идеи демократии. Политические теории младших - Фрасимаха, Ликофрона, Алкидаманта - в итоге переродились в нигилистическое отношение к праву.
В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущественно сторонников демократии вырождается. Преподавательская деятельность софистов все больше ограничивается областью риторики, теории доказательств, логики. Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь Платона и Аристотеля, термин «софистика» приобретает значение мнимой, поверхностной философии и со временем становится именем нарицательным для обозначения рассуждений, основанных на преднамеренном нарушении законов логики.

Расцвет (классический период)

Слайд 6

Период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) –

Период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) –
время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.
Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Основателем стоицизма был Зенон.
Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Период эллинизма

Слайд 7

Под этим именем известны семь древнегреческих ученых, живших в УII-У1 в. до

Под этим именем известны семь древнегреческих ученых, живших в УII-У1 в. до
н. э. К ним обычно причисляют­ся Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.
Эти мудрецы настойчиво подчеркивали особую роль законов в жизни государства и общества. Закон является гарантией стабильности государства. Их идеи являются первой попыткой сформулироватъ теорию правового государства.

Древнегреческие мудрецы

Слайд 8

Выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580-500 до н. э.) выдвинул идею необходимости преобразования общественных

Выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580-500 до н. э.) выдвинул идею необходимости преобразования
и политико-правовых порядков. Основа этих идей - эквивалентность человеческих отношений, воздаяние равным за равное. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы, основанные на полном равенстве всех участников правоотношений.
Заметное место в истории античной политико-правовой мысли занима­ет Гераклит. Он выступает последовательным противником демократии. Идеальная форма правления, по Гераклиту, - аристократическая республика, предполагающая «власть лучших», наиболее достойных граждан, обладаю­щих наивысшим интеллектуальным уровнем и способных познать истину.

Слайд 9

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) предпринял одну из первых попыток рассмотреть

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) предпринял одну из первых попыток рассмотреть
возникновение общества и государства как часть естественного процесса мирового развития. По Демокриту государство призвано представлять общее благо и справедливость. Демокрит являлся убежденным сторонником демократии. Однако в его работах встречаются и суждения о необходимости отстранения от участия в государственных делах граждан недостойных, не обладающих необходимыми гражданину моральными качествами.Законы по Демокриту призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но достижение этой цели предполагает активные действия самих граждан.
Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до и. э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркива­ли равенство граждан, незыблемость закона как гаранта гражданских прав, защищали права собственников на имущество, указывая на положительную роль богатства в государственной жизни, доказывали преимущества демократического строя по сравнению с другими формами государства, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.   

Слайд 10

Сократ (469--399 до н. э.) - одна из популярнейших и интереснейших фигур

Сократ (469--399 до н. э.) - одна из популярнейших и интереснейших фигур
в духовной истории человечества.
Древнегреческий философ разделял естественное право и писаные законы полиса, призванные только выражать положения естественного пра­ва. Он считал, что обе эти регулятивные системы восходят к единому ра­зумному началу.
Сократ являлся убежденным сторонником законности. Закон, по мне­нию философа должен быть исполнен во что бы то ни стало. В этом - га­рантия нерушимости государственных и общественных устоев, а так же разумности правления. Учеником и последователем Сократа выступил основоположник объективного идеализма Платон (427-347 до н. э.).
Идеальное государство, по Платону, ассоциируется с понятием справедливости, которая, по его мнению, состоит в том, чтобы каждый член общества и каждая социальная группа занимались бы своим делом, не вмешиваясь в функции друг друга, Платон, отстаивает нерушимость сословного деления общества. Идеальное государство, по Платону, - правление на осно­ве справедливых законов, осуществляемое лучшими людьми общества - ари­стократическая республика.

Слайд 11

Уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили

Уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили
дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.
Имя файла: Зарождение-правовых-идей-в-Древней-Греции.pptx
Количество просмотров: 89
Количество скачиваний: 0