Содержание
- 2. Архаическая нравственность 1. Свойственный древности. Архаический стиль. 2. Вышедший из употребления. Архаическое выражение. Архаический обычай.
- 3. Архаическая нравственность отвечает характеру трудовой деятельности, достаточной лишь для самосохранения, выживания и приспособления рода к природным
- 4. Существует много способов и возможностей осмысления архаической нравственности. Ее можно рассматривать в контексте мифа как своего
- 5. Табу религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо
- 6. Средством теоретического объяснения архаической нравственности могут служить различные теории родства. Они показывают, что нормы общения, правила
- 7. Психологические теории мифа рассматривают миф либо как особый тип мышления и рассуждения (К. Леви-Стросс), либо как
- 8. Предметом философии и антропологии миф становится в ХIХ--ХХ вв. в эпоху фальсифицированных мифов массовой культуры, когда
- 9. Философы, напротив, только начали систематизировать мифы, обратились к закономерностям мифологического сознания, увидели в мифологемах шифр к
- 10. Имеются многочисленные данные об анимистических, фетишистских, тотемических воззрениях архаического человека. На них основывается религиозная трактовка первобытной
- 11. Теории табу фиксируют феномен первобытного коллективного сознания, выражающий самоограничение, сказанное "нельзя". Табуирование вещей, имен, действий, контактов
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Архаическая нравственность
1. Свойственный древности. Архаический стиль.
2. Вышедший из употребления. Архаическое выражение. Архаический
Архаическая нравственность
1. Свойственный древности. Архаический стиль.
2. Вышедший из употребления. Архаическое выражение. Архаический
Слайд 3Архаическая нравственность отвечает характеру трудовой деятельности, достаточной лишь для самосохранения, выживания и
Архаическая нравственность отвечает характеру трудовой деятельности, достаточной лишь для самосохранения, выживания и
В первобытно-родовом обществе социальная pегyляция характеризуется слитностью, нерасчлененностью обычаев, норм, предписаний, стереотипов, их синкретизмом. Объектом регулирования являются все индивидуальные и коллективные действия. Нравственность представляет собой оттенок или функцию этого целостного регулятивного комплекса. Чтобы понять архаическую нравственность, необходимо понять ее контекст. Специфическая моральная терминология еще не кристаллизовалась.
Моральное сознание как особая форма общественного сознания и нравственное мировоззрение, отстаивающее определенные идеи и ценности, основанное на познании и мышлении, не свойственны этой эпохе.
Слайд 4 Существует много способов и возможностей осмысления архаической нравственности. Ее можно рассматривать
Существует много способов и возможностей осмысления архаической нравственности. Ее можно рассматривать
Иным способом раскрывает сущность первобытной морали теория табу, акцентирующая внимание на значении запретительных норм, которые, так же как и мифологическая деятельность, являются универсальным признаком примитивных сообществ.
Ядром первобытной нравственности иногда считают тотемную идентификацию и культ предков, вокруг которого концентрируются обязанности, выполняемые со всей тщательностью, сопровождаемые особыми переживаниями.
Слайд 5Табу
религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого
Табу
религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого
Слайд 6 Средством теоретического объяснения архаической нравственности могут служить различные теории родства. Они
Средством теоретического объяснения архаической нравственности могут служить различные теории родства. Они
Контекстом, из которого впоследствии выделяется и от которого избавляется нравственная норма, выступает ритуал. Это также универсальная черта традиционных обществ, общественная форма поведения, дополняющая или подменяющая целесообразность действий.
Теории дарения (дара) выводят нравственность из взаимоотношений, связанных с обменом материальными ценностями, когда постепенно идеальная ценность взаимности отделяется от непосредственной ощутимой выгоды обмена вещами, услугами.
Слайд 7 Психологические теории мифа рассматривают миф либо как особый тип мышления и
Психологические теории мифа рассматривают миф либо как особый тип мышления и
Теории мифа, объясняющие архаическую нравственность как применение мифологемы, сценическую форму мифа, придерживаются феноменологического понятия морали, отождествляют нравственность с ментальным продуктом, пытаются через миф и идеальные представления понять систему норм и действия архаического человека.
Слайд 8 Предметом философии и антропологии миф становится в ХIХ--ХХ вв. в эпоху
Предметом философии и антропологии миф становится в ХIХ--ХХ вв. в эпоху
Слайд 9Философы, напротив, только начали систематизировать мифы, обратились к закономерностям мифологического сознания, увидели
Философы, напротив, только начали систематизировать мифы, обратились к закономерностям мифологического сознания, увидели
Теория мифа искажает картину антропогенеза и придает примитивной нравственности несвойственные ей рассудочные и идеалистические черты. На самом деле идеальное, абстракции и самодостаточные ментальные формы не являются специальным продуктом деятельности первобытного общества и не положены в его основании. Аналогичным образом вещное богатство, производство не являются главной целью архаического общества. Справедливо утверждение Ю.М. Бородая: "Первобытно-родовую организацию невозможно объяснить, исходя исключительно из "сознания", "разума", например, как продукт сознательного "договора" разумных существ; не раскрывается сущность первобытно-родовой связи и через понятия "труд", "производство"; первобытный род это отнюдь не производственно-хозяйственная кооперация"1. На первобытной стадии разворачивается естественная история нравственности. Много позже жизнь нравственности будет протекать во многом в мире бестелесных идеальных сущностей.
Слайд 10 Имеются многочисленные данные об анимистических, фетишистских, тотемических воззрениях архаического человека. На
Имеются многочисленные данные об анимистических, фетишистских, тотемических воззрениях архаического человека. На
Слайд 11 Теории табу фиксируют феномен первобытного коллективного сознания, выражающий самоограничение, сказанное "нельзя".
Теории табу фиксируют феномен первобытного коллективного сознания, выражающий самоограничение, сказанное "нельзя".