Абстрактные типы данных. Структуры данных

Содержание

Слайд 2

Приоритетная очередь
(priority queue)

Абстрактные типы данных

Приоритетная очередь (priority queue) Абстрактные типы данных

Слайд 3

Приоритетная очередь (англ. priority queue)

Предположим, что для каждого элемента определён некоторый приоритет.

Приоритетная очередь (англ. priority queue) Предположим, что для каждого элемента определён некоторый
В простейшем случае значение приоритета может совпадать со значением элемента. В общем случае соотношение элемента и приоритета может быть произвольным.

Приоритетной очередью называется такой абстрактный тип данных, интерфейс которого включает в себя следующие операции:

PullHighestPriorityElement() — поиск и удаление элемента с самым высоким приоритетом;

InsertWithPriority(x, prior(x)) — добавление элемента x с указанным приоритетом

Слайд 4

Хотя приоритетные очереди часто ассоциируются с кучами, они концептуально отличаются от куч.

Хотя приоритетные очереди часто ассоциируются с кучами, они концептуально отличаются от куч.

Приоритетная очередь — это абстрактное понятие.
По аналогии с тем, как список (list) может быть реализован с помощью связного списка (linked list) или массива (array), приоритетная очередь (priority queue) может быть реализована с помощью кучи (heap) или другими способами (stack, queue, deque …)

Слайд 5

Бинарная куча (binary heap) Биномиальная куча (binomial heap) Куча Фибоначчи (Fibonacci heap ) 

Структуры данных

Бинарная куча (binary heap) Биномиальная куча (binomial heap) Куча Фибоначчи (Fibonacci heap ) Структуры данных

Слайд 6

Куча (англ. heap) — специализированная древовидная структура данных, которая удовлетворяет свойству кучи.

Куча (англ. heap) — специализированная древовидная структура данных, которая удовлетворяет свойству кучи.

В вершинах древовидной структуры хранятся ключи.
Различают два варианта куч: min-heap и max-heap.

если вершина с ключом y является потомком вершины с ключом x, то x ≤ y.

если вершина с ключом y является потомком вершины с ключом x, то x ≥ y.

Cвойство кучи для max-heap

В дальнейшем, если не оговорено иное, будем считать, что при работе с кучей у нас вариант min-heap.

Слайд 7

Существует много способов реализации структуры данных «куча» с помощью корневых деревьев:

1.

Существует много способов реализации структуры данных «куча» с помощью корневых деревьев: 1.
Бинарная куча (англ. binary heap), или пирамида – реализация кучи с помощью полного бинарного дерева.

2. Биномиальная куча – реализация кучи с помощью семейства биномиальных деревьев

3. Куча Фибоначчи – реализация с помощью семейства корневых деревьев

Слайд 8

GetMin() — поиск минимального ключа;

IncreaseKey
DecreaseKey
— модификация ключа вершины на заданную

GetMin() — поиск минимального ключа; IncreaseKey DecreaseKey — модификация ключа вершины на
величину
(предполагается, что известна позиция вершины внутри структуры данных);

Базовый набор операций:

Расширенный набор операций:

ExtractMin() — удаление минимального ключа;

Insert(x) — добавление ключа x.

Heapify — построение кучи для последовательности из n ключей.

Слайд 9

Бинарная куча (англ. binary heap)

Полное бинарное дерево —
это такое корневое дерево,

Бинарная куча (англ. binary heap) Полное бинарное дерево — это такое корневое
в котором каждая вершина имеет не более двух сыновей, а заполнение вершин осуществляется в порядке от верхних уровней к нижним, причём на одном уровне заполнение вершинами производится слева направо. Пока уровень полностью не заполнен, к следующему уровню не переходят.
Последний уровень в полном бинарном дереве может быть заполнен не полностью.

Бинарная куча, или пирамида – реализация кучи с помощью полного бинарного дерева.

верхний уровень

нижний уровень

Слайд 10

20

21

20

21

Максимальное число вершин в полном бинарном дереве высоты h

Минимальное число вершин в

20 21 20 21 Максимальное число вершин в полном бинарном дереве высоты
полном бинарном дереве высоты h

Слайд 11

Высота h полного бинарного дерева, содержащего n вершин, — O(log n).

Высота h полного бинарного дерева, содержащего n вершин, — O(log n).

Слайд 12

В памяти компьютера полное бинарное дерево легко реализуется с помощью массива.
Если предположить,

В памяти компьютера полное бинарное дерево легко реализуется с помощью массива. Если
что индексы массива начинаются с единицы, то для элемента с индекcом i сыновьями являются элементы с индексами 2i и 2i + 1, а родителем является элемент массива по индексу ⌊i/2⌋.

В памяти компьютера бинарная куча будет храниться в массиве следующим образом:

n=11
(число элементов в куче)

Пример.

Слайд 13

В памяти компьютера указанное бинарная куча будет храниться в массиве следующим образом:

В памяти компьютера указанное бинарная куча будет храниться в массиве следующим образом:

Если предположить, что индексы массива начинаются с нуля, то для перехода от 1-индексации к 0-индексации:
вместо i подставим i′=i+1,
затем из результата вычтем 1.
Cыновьями элемента i являются элементы с индексами
2(i+1)−1 = 2i+1,
[2(i+1)+1]−1 = 2i+2.
Родителем элемента i является элемент
⌊(i + 1)/2⌋ − 1 = ⌊(i − 1)/2⌋.

Пример.

Слайд 14

GetMin() — поиск минимального ключа

1

3

2

3

5

4

1

9

9

7

8

def GetMin(a):
return a[0]

GetMin() — поиск минимального ключа 1 3 2 3 5 4 1

Слайд 15

ExtractMin() — удаление минимального ключа

1

3

2

3

5

4

1

9

9

7

8

n=11

a

i

n=10

1

3

2

3

5

4

9

9

7

8

n=10

1

9

2

9

ExtractMin() — удаление минимального ключа 1 3 2 3 5 4 1

Слайд 16

def ExtractMin(a):
a[0] = a[len(a) - 1]
a.pop()
i = 0
while

def ExtractMin(a): a[0] = a[len(a) - 1] a.pop() i = 0 while
2 * i + 1 < len(a):
if (2 * i + 2 == len(a)) or (a[2 * i + 1] < a[2 * i + 2]):
j = 2 * i + 1 # left child
else:
j = 2 * i + 2 # right child
if a[i] <= a[j]:
break
a[i], a[j] = a[j], a[i] # swap
i = j

Слайд 17

ExtractMin() — удаление минимального ключа

ExtractMin() — удаление минимального ключа

Слайд 18

Insert(x) — добавление ключа x

1

3

2

3

5

4

1

9

9

7

8

n=11

a

i

n=12

n=12

1

3

2

3

5

4

1

9

7

8

0

1

3

5

6

9

8

7

2

4

9

10

0

11

3

0

1

0

1

0

Insert(x) — добавление ключа x 1 3 2 3 5 4 1

Слайд 19

def Insert(a, x):
a.append(x)
i = len(a) - 1
while i >

def Insert(a, x): a.append(x) i = len(a) - 1 while i >
0:
j = (i - 1) // 2 # a[j] is the parent of a[i]
if a[j] <= a[i]:
break
a[i], a[j] = a[j], a[i] # swap
i = j

Слайд 20

Insert(x) — добавление ключа x

Insert(x) — добавление ключа x

Слайд 21

DecreaseKey
уменьшение ключа вершины на заданную величину
(предполагается, что известна позиция вершины

DecreaseKey уменьшение ключа вершины на заданную величину (предполагается, что известна позиция вершины
внутри структуры данных);

1

3

2

3

5

4

1

9

9

7

8

1

3

2

3

0

4

1

9

9

7

8

до модификации

в момент модификации
(элемент по индексу 4 уменьшили на число 5)

после модификации

1

3

3

0

4

1

9

9

7

8

2

3

0

1

0

Слайд 22

IncreaseKey
увеличение ключа вершины на заданную величину
(предполагается, что известна позиция вершины

IncreaseKey увеличение ключа вершины на заданную величину (предполагается, что известна позиция вершины
внутри структуры данных);

1

3

2

3

5

4

1

5

9

7

8

до модификации

1

2

3

1

5

9

7

8

после модификации

5

4

9

4

9

5

9

Слайд 23

DecreaseKey
уменьшение ключа вершины на заданную величину
IncreaseKey
увеличение ключа вершины

DecreaseKey уменьшение ключа вершины на заданную величину IncreaseKey увеличение ключа вершины на
на заданную величину
предполагается, что известна позиция вершины внутри структуры данных

Слайд 24

Heapify построение кучи для последовательности из n ключей.

n=11

1. Строим полное бинарное дерево

1

3

6

0

8

7

2

9

0

1

2.

Heapify построение кучи для последовательности из n ключей. n=11 1. Строим полное
Просеивание

2

Пример.
Построить бинарную кучу для последовательности элементов: 7,3,1,8,2,0,6,1,2,0,9

2

0

8

1

1

0

3

0

2

3

7

0

7

1

?

n=11

Слайд 25

Для того, чтобы оценить время работы построения бинарной кучи для последовательности из

Для того, чтобы оценить время работы построения бинарной кучи для последовательности из
n элементов, необходимо оценить суммарное число всех просеиваний. Число просеиваний равно сумме высот всех вершин дерева.

Слайд 26

Так как число вершин полного бинарного дерева высоты h удовлетворяет неравенствам:

Получаем оценку

Так как число вершин полного бинарного дерева высоты h удовлетворяет неравенствам: Получаем
сверху на число просеиваний:

Время работы алгоритма построения бинарной кучи:

Слайд 27

Heapify построение кучи для последовательности из n ключей:

Heapify построение кучи для последовательности из n ключей:

Слайд 28

GetMin()
поиск минимального ключа;

IncreaseKey
DecreaseKey
модификация ключа вершины на заданную величину
(предполагается,

GetMin() поиск минимального ключа; IncreaseKey DecreaseKey модификация ключа вершины на заданную величину
что известна позиция вершины внутри структуры данных);

Базовый набор операций:

Расширенный набор операций:

ExtractMin() —
удаление минимального ключа;

Insert(x) —
добавление ключа x.

Heapify —
построение кучи для последовательности из n ключей.

Время выполнения базовых операций для бинарной кучи, содержащей n вершин:

Слайд 29

На практике бинарную кучу редко приходится реализовывать самостоятельно, поскольку готовые решения есть

На практике бинарную кучу редко приходится реализовывать самостоятельно, поскольку готовые решения есть
в стандартных библиотеках многих языков программирования. Однако важно понимать, как именно устроена эта структура данных.

Слайд 30

Биномиальная куча

B0

B1

B2

B3

Семейство биномиальных деревьев:

у биномиального дерева высоты h на глубине d находится

Биномиальная куча B0 B1 B2 B3 Семейство биномиальных деревьев: у биномиального дерева
ровно Сdh вершин


Биномиальная куча – это биномиальный лес, для которого выполняются следующие свойства:
Инвариант 1: каждая вершина удовлетворяет основному свойству кучи: приоритет отца не ниже приоритета каждого из его сыновей;
Инвариант 2: в семействе биномиальных деревьев нет двух деревьев с корнями одинакового ранга (ранг вершины – количество её сыновей, ранг дерева – ранг корня).

в биномиальном дереве у вершины высоты h сыновья – биномиальные деревья B0 ,B1 ,…., Bh-1

Слайд 31

Свойства семейства биномиальных деревьев:


по построению биномиальное деревоBh содержит 2h вершин;

для биномиального

Свойства семейства биномиальных деревьев: по построению биномиальное деревоBh содержит 2h вершин; для
дерева ранг любой вершины совпадает с её высотой;

если в дереве Bh содержится n вершин, то его высота h=log n;

Любая последовательность из n элементов может быть представлена единственным образом как семейство биномиальных деревьев, в котором не более одного дерева каждого ранга.
Разложим число n по степеням 2. Например, если n=13=23+22+20, то семейство биномиальных деревьев состоит из деревьев B3, B2 , B0

Пусть в семействе из k уникальных биномиальных деревьев n вершин (обозначим через nmin минимально возможное число вершин в таком семействе):

так как ранг дерева равен его высоте, то для дерева Bh его ранг равен log n, где n – число вершин дерева;

B0

B1

B2

B3

Слайд 32

Дополнительные вспомогательные операции link и cut, которые нужны для выполнения базовых операций

x

y

x

y

+

link(x,y)

cut(y)

x

y

z

u

x

z

u

y

x≤y

Дополнительные вспомогательные операции link и cut, которые нужны для выполнения базовых операций

Слайд 33

1

0

4

3

5

4

9

7

8

2

7

Insert(x) — добавление ключа x.

3

0

4

3

5

4

9

7

8

2

7

3

Инвариант 1 всегда будет выполняться.
Для восстановления

1 0 4 3 5 4 9 7 8 2 7 Insert(x)
инварианта 2
выполним серию операций link над деревьями одного ранга:

B0

Так как каждый link уменьшает число деревьев на 1, а число деревьев в биномиальном семействе из n вершин есть O(log n), то время работы операции добавления ключа:

1

Слайд 34

1

0

4

3

5

4

9

7

8

2

7


GetMin() — поиск минимального ключа;

хранят указатель на корень дерева с

1 0 4 3 5 4 9 7 8 2 7 GetMin()
минимальным ключом и поддерживают его в процессе выполнения других операций;

Слайд 35

1

0

4

3

5

4

9

7

8

2

7


ExtractMin() — удаление минимального ключа;

4

3

5

4

9

7

8

2

7

1

4

3

5

4

9

7

8

2

7

1) после серии
cut:

2) выполним серию

1 0 4 3 5 4 9 7 8 2 7 ExtractMin()
операций link над деревьями одинакового ранга для восстановления инварианта 2:

Так как каждый link уменьшает число деревьев на 1, а число деревьев в семействе есть O(log n), то время работы операции удаления минимального элемента:

1

Слайд 36

Heapify — построение кучи для последовательности из n ключей

Биномиальную кучу будем строить

Heapify — построение кучи для последовательности из n ключей Биномиальную кучу будем
вызовом n раз функции Insert(x).

1-й элемент:

2-й элемент:

3-й элемент:

n-й элемент:

Оценим число биномиальных деревьев
после выполнения каждой операции Insert (x)

0+1- t1

(1- t1)+1-t2=2-(t1+t2)

2-(t1+t2) +1-t3=3-(t1+t2+t3)

n-(t1+t2+t3+…+ tn)


Обозначение
ti - число операций link, которые были выполнены при добавлении элемента x.

Слайд 37

то время работы алгоритма Heapify построения кучи для последовательности из n ключей

то время работы алгоритма Heapify построения кучи для последовательности из n ключей
в худшем случае есть

Усреднённая оценка операции добавления элемента в биномиальную кучу:
предположим, что в биномиальной куче было изначально z0 деревьев;
выполним k раз операцию Insert(x);
просуммируем затраченное в худшем случае время;
разделим полученное значение на число выполненных операций.

Так как

Слайд 38

Предполагается, что задана позиция вершины внутри структуры данных.

0

4

3

5

2

9

7

8

DecreaseKey (уменьшение ключа)

Уменьшаем ключ

Предполагается, что задана позиция вершины внутри структуры данных. 0 4 3 5
вершины x и просеиваем (обменами с отцом) элемент x до тех пор, пока для него не выполнится свойство кучи.

Так как один обмен выполняется за O(1), а количество обменов ограничено высотой дерева h=O(logn), то описанный алгоритм выполнит операцию уменьшения ключа за время:

1

1

2

1

7

Слайд 39

IncreaseKey(увеличение ключа)

Увеличиваем ключ вершины x.
Если после этого для x нарушается

IncreaseKey(увеличение ключа) Увеличиваем ключ вершины x. Если после этого для x нарушается
свойство кучи, то просеиваем её (обменами с наименьшим из сыновей) тех пор, пока не выполнится инвариант 1.

Так как одно просеивание выполняется за O(log n), а число просеиваний ограничено высотой дерева h= O(log n), то алгоритм 1 выполнит операцию увеличения ключа за время:

0

4

3

5

2

9

7

8

Алгоритм 1

8

8

8

2

7

x

Слайд 40

Увеличиваем ключ вершине x.

Время работы алгоритма:

Если инвариант 1 для x

Увеличиваем ключ вершине x. Время работы алгоритма: Если инвариант 1 для x
НЕ выполняется, то
3.1. Применяем операцию cut к самой вершине x и ко всем её сыновьям.
Пусть f – отец вершины x.
3.2. Восстанавливаем инвариант 2:серия операций link над «отрезанными» деревьями одного ранга (каждое из этих деревьев – биномиальное).
Суммарное число link - O(log n).
3.3. Полученное дерево «прикрепляем» к f.

Алгоритм 2

IncreaseKey(увеличение ключа)

2. Если инвариант 1 для x выполняется, то процедура увеличения ключа завершена.

Слайд 41

0

4

3

5

2

9

7

8

1

6

7

8

2

4

5

6

3

4

3

5

2

9

7

8

6

7

8

4

5

6

Алгоритм 2

f

x

f

3

2

0

0 4 3 5 2 9 7 8 1 6 7 8

Слайд 42

GetMin() — поиск минимального ключа;

IncreaseKey
DecreaseKey
— модификация ключа вершины на заданную

GetMin() — поиск минимального ключа; IncreaseKey DecreaseKey — модификация ключа вершины на
величину
(предполагается, что известна позиция вершины внутри структуры данных);

Базовый набор операций:

Расширенный набор операций:

ExtractMin() — удаление минимального ключа;

Insert(x) — добавление ключа x.

Heapify — построение кучи для последовательности из n ключей.

Время выполнения базовых операций для биномиальной кучи, содержащей n вершин:

Слайд 43

Куча Фибоначчи
(Fibonacci heap)
была предложена Майклом Фридманом
и
Робертом Тарьяном
в 1984 году.

Куча Фибоначчи (Fibonacci heap) была предложена Майклом Фридманом и Робертом Тарьяном в 1984 году.

Слайд 44

Куча Фибоначчи – это семейство корневых деревьев, для которого выполняются следующие свойства

Куча Фибоначчи – это семейство корневых деревьев, для которого выполняются следующие свойства
(инварианты):
Инвариант 1. Каждая вершина в куче Фибоначчи удовлетворяет основному свойству кучи: приоритет отца не ниже приоритета каждого из его сыновей.
Инвариант 2. В семействе корневых деревьев нет двух деревьев с корнями одинакового ранга.
Инвариант 3. Каждая некорневая вершина в куче Фибоначчи может потерять не более одного сына при выполнении процедуры cut.

Название «кучи Фибоначчи» обусловлено тем, что для доказательства оценок трудоемкости операций используются числа Фибоначчи.

ранг любого узла в куче Фибоначчи
не превосходит:

если в куче n вершин, то число деревьев в ней:

В.М. Котов, Е. П. Соболевская, А. А. Толстиков. «Алгоритмы и структуры данных»: учеб. пособие Минск: БГУ, 2011г. C. 97 – 109.

Слайд 45

DecreaseKey (уменьшение ключа)

-1

3

5

2

9

7

8

1

7

8

2

5

6

0

операции cut, которые выполняются для восстановления инварианта 1 будем

DecreaseKey (уменьшение ключа) -1 3 5 2 9 7 8 1 7
называть исходными cut (cut)

операции cut, которые выполняются для восстановления инварианта 3 будем называть порождёнными cut (cut')
(на рисунке синяя заливка у некорневых вершин, которые ранее уже теряли сына)

cut(0)

cut'(2)

cut'(1)

Восстановление инварианта 3:
серия порожденных cut'

Восстановление инварианта 2:
серия операций link над деревьями одного ранга

Восстановление инварианта 1:
одна исходная операция cut

Выполнены:

3

5

2

9

7

8

1

7

8

2

6

0

-1

Слайд 46

3

5

2

9

7

8

1

7

8

2

9

9

cut(7)

cut'(2)

cut'(1)

Восстановление инварианта 3:
серия порожденных cut'

Восстановление инварианта 2:
серия операций link над корневыми деревьями

3 5 2 9 7 8 1 7 8 2 9 9
одного ранга

Восстановление инварианта 1:
исходные операция cut - O(log n)

Выполнены:

3

5

2

9

7

8

1

8

7

2

7

-1

7

8

cut(8)

cut'(9)

9

9

8

(на рисунке синяя заливка у некорневых вершин, которые уже потеряли 1 сына)

В худшем случае не можем оценить время работы алгоритма модификации ключа, так как не известна высота дерева.
Будем оценивать усреднённое время работы операции.

IncreaseKey
(увеличение ключа)

-1

Слайд 47

Предположим, что мы выполнили некоторое число исходных операций cut, а они привели

Предположим, что мы выполнили некоторое число исходных операций cut, а они привели
к выполнению серии порождённых операций cut' и link.
Справедливы следующие утверждения:

2. Число процедур link равно, как максимум, m плюс число всех процедур cut, где m – начальное число корневых деревьев:
n(link) ≤ m + n(cut') + n(cut )

Общее число порожденных операций cut' не превышает общего числа исходных cut :
n(cut') ≤ n(cut )

В.М. Котов, Е. П. Соболевская, А. А. Толстиков. «Алгоритмы и структуры данных»: учеб. пособие Минск: БГУ, 2011г. C. 97 – 109.

Слайд 48

Усреднённая оценка трудоемкости операции добавления нового элемента:

Усреднённая оценка трудоемкости операции уменьшения

Усреднённая оценка трудоемкости операции добавления нового элемента: Усреднённая оценка трудоемкости операции уменьшения
ключа (задана ссылка на элемент в структуре):

Усреднённая оценка трудоемкости операции увеличения ключа (задана ссылка на элемент в структуре):

Усреднённая оценка трудоемкости операции удаления минимального элемента:

Куча Фибоначчи

Слайд 49

Применение на практике

Применение на практике

Слайд 50

ExtractMin() — удаление минимального ключа;

Heapify —
строим бинарную кучу для последовательности

ExtractMin() — удаление минимального ключа; Heapify — строим бинарную кучу для последовательности
из n ключей.

2. Пока куча не станет пустой:

Пирамидальная сортировка («сортировка кучей», англ. heapsort)

Время работы сортировки кучей в худшем случае:

Слайд 51

C++ std::sort()
Основой служит алгоритм быстрой сортировки – модифицированный QuickSort, он же

C++ std::sort() Основой служит алгоритм быстрой сортировки – модифицированный QuickSort, он же
IntroSort, разработанный специально для stl. Отличие от QuickSort состоит в том, что количество рекурсивных операций не идет до самого конца, как в чистом QuickSort. Если количество итераций (процедур разделения массива) превысило 1.5*log2(n), где n - длина всего массива, то рекурсивные операции прекращаются:
если количество оставшихся элементов меньше 32-х, то оставшийся фрагмент сортируется методом вставки InsertionSort;
если количество оставшихся элементов более 32-х элементов, то этот фрагмент сортируется пирамидальным методом HeapSort в чистом его виде.

Слайд 52

Сжатие информации.
Алгоритм префиксного кодирования Хаффмана

Сжатие информации. Алгоритм префиксного кодирования Хаффмана

Слайд 53

Метод разработан в 1952 году 
аспирантом Массачусетского технологического института 
Дэвидом Хаффманом при написании им курсовой работы

Метод разработан в 1952 году аспирантом Массачусетского технологического института Дэвидом Хаффманом при написании им курсовой работы

Слайд 54

На вход поступает текст. По тексту строится таблица частот встречаемости символов.
Строится

На вход поступает текст. По тексту строится таблица частот встречаемости символов. Строится
дерево кодирования Хаффмана (Н-дерево).
По H-дереву символам текста ставится в соответствие код - последовательность бит:
код - переменной длины, т.е. символам, которые встречаются чаще, соответствует битовый код меньшей длины;
код - префиксный, т.е. ни один из полученных кодов не является префиксом другого, что позволяет однозначно выполнять декодирование).

Слайд 55

Каждому символу ставим в соответствие узел дерева, вес узла – частота встречаемости

Каждому символу ставим в соответствие узел дерева, вес узла – частота встречаемости
символа в тексте.
Полагаем все узлы - свободными.
Пока не останется 1 свободный узел, выполняем следующие действия:
находим 2 свободных узла v и w с минимальным весом и исключаем их из множества свободных узлов;
формируем новый свободный узел r, полагая v и w сыновьями r;
вес узла r определяем как сумму весов v и w.
4) Обходим дерево, ставя метки дугам дерева «0» или «1» (например, «0» – левому сыну, а «1» – правому).

Н-дерево

Слайд 56

2

ё -1

г -1

и -3

6

к -4

3

ж -1

б -10

15

9

е -5

a -12

22

37

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Н-дерево

2 ё -1 г -1 и -3 6 к -4 3 ж

Слайд 57

2

ё
1

г
1

и
3

6

к
4

3

ж 1

б
10

15

9

е
5

a
12

22

37

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Битовый код символа –
строка бит

2 ё 1 г 1 и 3 6 к 4 3 ж
на пути от корня к этому символу.

Слайд 58

Текст :
кажжекaa …
Закодированный текст:

Кодирование:

(010)(11 )( 0001)(0001)(011)(010)(11)(11)

к а ж ж

Текст : кажжекaa … Закодированный текст: Кодирование: (010)(11 )( 0001)(0001)(011)(010)(11)(11) к а
е к a a

Слайд 59

2

ё -1

г -1

и -3

6

к -4

3

ж -1

б -10

15

9

е -5

a -12

22

37

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Декодирование:
для декодирования требуется

2 ё -1 г -1 и -3 6 к -4 3 ж
H-дерево;
становимся на начало текста и в корень H-дерева;
двигаемся параллельно по тексту и дереву, пока не дойдём до листа дерева;
выписываем символ, который соответствует листу;
продолжаем далее движение по тексту, а в дереве становимся снова в корень;

1011100101100001000101011

Что закодировано в сообщении?

Слайд 60

ЗАДАЧА
На вход поступает таблица частот встречаемости символов текста, который будет закодирован классическим

ЗАДАЧА На вход поступает таблица частот встречаемости символов текста, который будет закодирован
алгоритмом Хаффмана. Вам дали эту таблицу, упорядочив символы в соответствии с их частотой встречаемости (сначала идут символы, которые реже всего встречаются в тексте).
Необходимо разработать эффективный! алгоритм, который определяет длину в битах текста после сжатия его методом Хаффмана (само сжатие выполнять не нужно) и оценить его время работы, указав используемые структуры данных.

Слайд 61

2

ё -1

г -1

и -3

6

к -4

3

ж -1

б -10

15

9

е -5

a -12

22

37

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

по таблице частот строим

2 ё -1 г -1 и -3 6 к -4 3 ж
H-дерево;
находим для каждого листа (=символа) его глубину (битовую длина символа);
перемножаем для каждого символа битовую длину на частоту встречаемости этого символа в тексте (это битовая длина всех вхождений символа в текст);
суммируем значения, полученные в (3), по всем символам текста;

(12*2) + (10*2) + (1*5) + (5*3) + (1*5) + (1*4) + (4*3) + (3*3) = 94 бита
если не сжимать текст, то получили: 37 * 8 бит = 296 бит

Наивный алгоритм

ответ

Слайд 62

Какое время работы у Вашего «наивного алгоритма»?
Разработайте более эффективный алгоритм и проверьте

Какое время работы у Вашего «наивного алгоритма»? Разработайте более эффективный алгоритм и
себя, решив эту задачу в iRunner:

Кодирование Хаффмана

Слайд 64

???

ЗАДАНИЕ

Выполнить общие задачи в iRunner
Тема 3. Структуры данных
0.3. Бинарная куча (проверка на соответствие

??? ЗАДАНИЕ Выполнить общие задачи в iRunner Тема 3. Структуры данных 0.3.
структуре) 0.4. Биномиальная куча (понимание структуры)

ФПМИ БГУ

43. Кодирование Хаффмана

Имя файла: Абстрактные-типы-данных.-Структуры-данных.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 0