Слайд 2Цель досуговой журналистики
Журналистика сферы досуга направлена на самообразование читателя, приобщение его к
культуре, посвящен занятиям спортом, хобби, моде, домашнему хозяйству, общению по интересам, играм.
Следовательно, СМИ сферы досуга, занимая свободное время, развивают навыки его организации, поскольку посвящаются разным формам досугового времяпрепровождения.
Слайд 3Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 4Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 5Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 6Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 7Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 8Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 9Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 10Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 11Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 12Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга:
Слайд 13Соответствие форм проведения досуга и видов журналистики досуга
Вывод: Анализ приведенных соответствий позволяет
сделать вывод: журналистика досуга в отдельных сегментах смыкается то с рекламной индустрией, то с иными типами СМИ.
Задание. Приведите примеры СМИ для каждого пункта таблицы.
Слайд 14Жанры и формы подачи материала досуговой журналистики
В досуговой журналистике применяют следующие жанры
и формы:
заметка,
репортаж,
аналитическая или критическая статья,
новостные,
игровые и образовательные формы,
научно-популярный и документальный фильм,
трансляция концертов и спектаклей и т. д.
Слайд 15Жанры и формы подачи материала досуговой журналистики
Некоторые из медиапроектов имеют весьма опосредованное
отношение к журналистике (например, циклы лекций, радиопостановки или экранизации классики и т. п.), тем не менее СМИ выступают в данном случае как организаторы культурного времяпрепровождения массовой аудитории. Нередко такие проекты сопровождаются комментариями экспертов.
Слайд 16Жанры и формы подачи материала досуговой журналистики
Вывод: Эта деятельность сегодня имеет огромное
социальное значение, так как для очень многих людей телевидение, радио и другие СМК предоставляют едва ли не единственную возможность приобщиться к миру культуры.
Слайд 17Тенденции развития досуговой журналистики
1. Консьюмеризм.
Это организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение
и защиту прав потребителей (покупателей). Термин происходит от consumer — потребитель.
Слайд 18Тенденции развития досуговой журналистики
Потребительство сегодня осознается как проблема общемирового масштаба, так как
оно опосредованно способствует загрязнению среды и истощению природных ресурсов, оно подчеркивает социальное неравенство и углубляет психологическое напряжение у людей, и так уже травмированных конкурентным способом существования.
Слайд 19Тенденции развития досуговой журналистики
Также оно способствует развитию последствий потребительской лихорадки, получивших название
«аффлюэнца» (книга Джон Де Граафа и др. «Affluenza»). Окказионализм «аффлюэнца» составлен из слов «influenza» (грипп) и «affluence» (богатство) и «обозначает „эпидемию“ чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением».
Слайд 20Тенденции развития досуговой журналистики
Консьюмеризм стал основой для появления гламурных изданий, направленных на
формирование стилей жизни, обновление вещной среды, на создание стандартов потребления через информационное приобщение к миру celebrities — звезд шоу-бизнеса, массовой культуры, спорта с их «праздничным» образом жизни.
Слайд 21Тенденции развития досуговой журналистики
На рубеже 1960–1970-х годов для противостояния «гламурной» журналистике появилось
особое направление — потребительская журналистика. Цель — просвещенное, рациональное потребление, а не продвижение товаров и услуг, не вовлечение в шопинг. Она соответствует модели социально ответственной журналистики.
Слайд 22Тенденции развития досуговой журналистики
2. Медиатизация.
Это воздействие системы массмедиа на современное общество
и культуру.
Слайд 23Тенденции развития досуговой журналистики
Специфика современных форм досуга заключается в том, что они
испытывают на себе все большее влияние массмедиа, развитие которых осмысляется современными исследователями в рамках концепции медиатизации
Слайд 24Тенденции развития досуговой журналистики
В. Шульц, один из теоретиков концепции медиатизации, выделяет четыре
составляющие этого процесса:
расширение коммуникативных возможностей человека во времени и пространстве;
замещение реальной социальной деятельности на медиаопосредованную;
размывание отчетливых границ между реальной и медийной деятельностью;
распространение и утверждение медиа-логики на иные сферы общественной жизни.
Слайд 25Тенденции развития досуговой журналистики
Пример:
Многие современные досуговые практики, осуществлявшиеся прежде в реальном времени
и пространстве, оказываются вытесненными в медиапространство: общение в социальных сетях, просмотр спортивных соревнований и развлекательных шоу по телевизору или интернет-трансляции.
Слайд 26Тенденции развития досуговой журналистики
Пример:
Современные медиа делают возможным появление специфических смешанных форм медиадосуга,
таких как, например, киберспорт, копьютерные игры, виртуальный туризм — «путешествия» в киберпространстве компьютерных игр. Эти новые формы досуга не требуют физического перемещения в реальном пространстве или вовлечения в реальные социальные практики. Они реализуются только в пространстве медиа и невозможны вне их.
Слайд 27Классификация специализированных досуговых СМИ
Социально-демографические характеристики дифференцируют издания в зависимости от:
а) возраста
— детские («Gеоленок»), подростковые («Пять углов»), молодежные (Oops!), для пожилых 119 людей («Полезно для пенсионера»);
б) пола — мужские («Maxim») и женские («Лиза»).
Слайд 28Классификация специализированных досуговых СМИ
Содержательно-тематические запросы аудитории предопределяют появление изданий:
а) по сфере
интересов (эстетические, научно-технические, утилитарно-бытовые и др.);
б) по тематике (искусство, туризм, кулинария, домоводство, садоводство, рукоделие, коллекционирование и т. д.);
в) по формам проведения досуга (просветительские, справочные, эмоциональные, развлекательные, психологической разрядки, коммуникативные).