Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

Содержание

Слайд 2

Код-система знаков для представления информации.
Кодирование информации – переход от одной формы

Код-система знаков для представления информации. Кодирование информации – переход от одной формы
представления информации к другой, более удобной для хранения.
Декодирование  – процесс обратный кодированию. Существуют три основных вида кодирования текста:
графический
числовой
символьный

Слайд 3

Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме, называется

Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме, называется текстовой информацией

текстовой информацией

Слайд 4

Сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.
Криптография – это тайнопись,

Сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха. Криптография – это
система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непросвещенных лиц.
Азбука Морзэ или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представляет своей комбинацией точек и тире.

Виды кодирования текста:

Слайд 5

Код Цезаря

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й

Код Цезаря А Б В Г Д Е Ё Ж З И
К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я1

Юлий Цезарь
(I век до н.э.)

Замени каждую букву шифруемого текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов!

Закодируем Б А Й Т – сместим на 2 символа вправо

Получим:

Г

В

Л

Ф

Слайд 6

Задание:

Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл - тцфхя фзужщз

Задание: Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл - тцфхя
фхгрзх ёогксп», закодированную с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой.

Руми
1207-1273

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Слайд 7

Кодирование символов

Текстовый файл

на экране (символы)
в памяти – двоичные коды

Кодирование символов Текстовый файл на экране (символы) в памяти – двоичные коды

Слайд 8

Двоичное кодирование текстовой информации

Для кодирования 1 символа используется
1 байт информации.

1 байт

256

Двоичное кодирование текстовой информации Для кодирования 1 символа используется 1 байт информации.
символов

66 букв
русского
алфавита

52 буквы
английского
алфавита

0-9
цифры

Знаки
препинания

Слайд 9


При обработке текстовой информации в компьютере каждый символ представляется двоичным

При обработке текстовой информации в компьютере каждый символ представляется двоичным кодом 1
кодом

1 символ

8 битов

От 00000000 до 11111111


Присвоение знаку конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице

Слайд 10

Кодовая таблица ASCII

American Standard Code for Information Interchange

коды
от 0 до

Кодовая таблица ASCII American Standard Code for Information Interchange коды от 0
32

функциональные
клавиши

коды
от 33
до 127

буквы английского алфавита,
знаки математических
операций, знаки препинаний

Слайд 11

8-битные кодировки (1 байт на символ)

таблица ASCII
(международная)

расширение
(национальный алфавит)

ASCII = American Standard

8-битные кодировки (1 байт на символ) таблица ASCII (международная) расширение (национальный алфавит)
Code for Information Interchange
0-31 управляющие символы: 7 – звонок, 10 – новая строка, 13 – возврат каретки, 27 – Esc.
32 пробел
знаки препинания: . , : ; ! ?
специальные знаки: + - * / () {} []
48-57 цифры 0..9
65-90 заглавные латинские буквы A-Z
97-122 строчные латинские буквы a-z
Кодовая страница (расширенная таблица ASCII) для русского языка:
CP-866 для системы MS DOS
CP-1251 для системы Windows (Интернет)
КОИ8-Р для системы UNIX (Интернет)

Слайд 12

Таблицы кодировки русскоязычных символов

КОИ-8

MAC

ISO

CP1251

Таблицы кодировки русскоязычных символов КОИ-8 MAC ISO CP1251

Слайд 13

КОИ8
СР1251
СР866
Мас
ISO

Другие кодировочные таблицы для кодирования русских символов

1 символ
=1 байт

КОИ8 СР1251 СР866 Мас ISO Другие кодировочные таблицы для кодирования русских символов 1 символ =1 байт

Слайд 14

1 байт на символ – файлы небольшого размера!
просто обрабатывать в программах

нельзя использовать

1 байт на символ – файлы небольшого размера! просто обрабатывать в программах
символы разных кодовых страниц одновременно (русские и французские буквы, и т.п.)
неясно, в какой кодировке текст (перебор вариантов!)
для каждой кодировки нужен свой шрифт (изображения символов)

8-битные кодировки (1 байт на символ)

Слайд 15

Кодировка Unicode

1 символ - 2 байта (16 бит), которыми можно закодировать

65 536

Кодировка Unicode 1 символ - 2 байта (16 бит), которыми можно закодировать
символов

N=216=65 536

Юникод включает практически все современные письменности, в том числе: арабскую, армянскую, бенгальскую, бирманскую, греческую, грузинскую, деванагари, иврит, кириллицу, коптскую, кхмерскую, латинскую, тамильскую, хангыль, хань (Китай, Япония, Корея), чероки, эфиопскую, японскую (катакана, хирагана, кандзи) и другие.

Слайд 17

Кодирование графической информации. Растровое представление графической информации

Кодирование графической информации. Растровое представление графической информации

Слайд 18

Графическая информация
может быть представлена в
аналоговой и дискретной форме

живописное полотно

цифровая фотография

Графическая информация может быть представлена в аналоговой и дискретной форме живописное полотно цифровая фотография

Слайд 19

Преобразование изображения из аналоговой (непрерывной) в цифровую (дискретную) форму называется
пространственной дискретизацией

Аналоговая

Преобразование изображения из аналоговой (непрерывной) в цифровую (дискретную) форму называется пространственной дискретизацией
форма

Дискретная форма

мозаика
сканирование

Слайд 20

В процессе пространственной дискретизации изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты, точки -

В процессе пространственной дискретизации изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты, точки - пиксели пиксель
пиксели

пиксель

Слайд 21

Пиксель – минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет.

В

Пиксель – минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет.
результате пространственной дискретизации графическая информация представляется в виде растрового изображения.

Слайд 22

Разрешающая способность растрового изображения определяется количеством точек по горизонтали и вертикали на

Разрешающая способность растрового изображения определяется количеством точек по горизонтали и вертикали на единицу длины изображения.
единицу длины изображения.

Слайд 23

Чем меньше размер точки, тем больше разрешающая способность, а значит, выше качество

Чем меньше размер точки, тем больше разрешающая способность, а значит, выше качество
изображения.

Величина разрешающей способности выражается в dpi
(dot per inch – точек на дюйм), т.е. количество точек в полоске изображения длиной один дюйм (1 дюйм=2,54 см.)

Слайд 24

В процессе дискретизации используются различные палитры цветов (наборы цветов, которые могут принять

В процессе дискретизации используются различные палитры цветов (наборы цветов, которые могут принять
точки изображения).

Количество информации, которое используется для кодирования цвета точки изображения, называется глубиной цвета.

Количество цветов N в палитре и количество информации I, необходимое для кодирования цвета каждой точки, могут быть вычислены по формуле: N=2

I

Слайд 25

Пример:
Для кодирования черно-белого изображения (без градации серого) используются всего два цвета –

Пример: Для кодирования черно-белого изображения (без градации серого) используются всего два цвета
черный и белый. По формуле N=2 можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать цвет каждой точки:

I

2=2

I

2=2

1

I = 1 бит

Для кодирования одной точки черно-белого изображения
достаточно 1 бита.

Слайд 26

Зная глубину цвета, можно вычислить количество цветов в палитре.

8

16

24

Глубина цвета

Зная глубину цвета, можно вычислить количество цветов в палитре. 8 16 24
и количество цветов в палитре

Слайд 27

1. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение с 16 градациями серого цвета

1. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение с 16 градациями серого цвета
размером 10х10 пикселей. Каков информационный объем этого файла?

Задачи:

Решение: 16 = 2 ; 10*10*4 = 400 бит

2. 256-цветный рисунок содержит 120 байт информации. Из скольких точек он состоит?

Решение:
120 байт = 120*8 бит; 256 = 2 (8 бит – 1 точка).
120*8/8 = 120

8

4

Слайд 28

Ответ: 65536 цветов

Задание 4
Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 16

Ответ: 65536 цветов Задание 4 Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 16 бит.
бит.

Слайд 29

Задание 5
Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение
имеет размер

Задание 5 Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет
10х10 точек.
Какой объем памяти в байтах займет это изображение?

Ответ: 100 байт

Слайд 30

Задание 6
В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536

Задание 6 В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с
до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой памяти?

Ответ: в 4 раза

Слайд 31

Растровые изображения на экране монитора

Качество изображения на экране монитора зависит от величины
пространственного

Растровые изображения на экране монитора Качество изображения на экране монитора зависит от
разрешения и глубины цвета.

определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке
(800*600
1024*768
1400*1050 и выше)

характеризует количество цветов, которое могут принимать точки изображения
(измеряется в битах)

Слайд 32

Формирование растрового изображения на экране монитора

1 2 3 4 ………………………………….. 800

2
3
600

….……….

Всего
480

Формирование растрового изображения на экране монитора 1 2 3 4 ………………………………….. 800
000 точек

Слайд 33

Объем видеопамяти.
Информационный объем требуемой видеопамяти можно рассчитать по формуле: In = I×

Объем видеопамяти. Информационный объем требуемой видеопамяти можно рассчитать по формуле: In =
X×Y,
где In - информационный объем видеопамяти в битах;
X × У - количество точек изображения
(X - количество точек по горизонтали, Y - по вертикали);
I - глубина цвета в битах на точку.

Слайд 34

Пример:
Необходимый объем видеопамяти для графического режима с пространственным разрешением 800 х

Пример: Необходимый объем видеопамяти для графического режима с пространственным разрешением 800 х
600 точек и глубиной цвета 24 бита равен:
In = I× X×Y = 24 бита × 800 × 600 =
=11 520 000 бит :8= 1 440 000 байт :1024=
= 1 406,25 Кбайт :1024= 1,37 Мбайт.

Слайд 35

Задачи:

Рассчитайте объём памяти, необходимый для кодирования
рисунка, построенного при графическом разрешении монитора 800х600

Задачи: Рассчитайте объём памяти, необходимый для кодирования рисунка, построенного при графическом разрешении
с палитрой 32 цвета.

2. Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения при условии, что разрешающая способность дисплея 640х480 точек с палитрой 32 цвета?

Решение:
32 = 25
800*600*5 бит = 2400000 бит : 8 : 1024 = 293 Кбайт

Решение:
640*480*5*4 = 6144000 бит : 8 : 1024 = 750 Кбайт

Слайд 36

Ответ: достаточно

Задание 7
Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт
для работы монитора в

Ответ: достаточно Задание 7 Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы
режиме 640х480 и палитрой из 16 цветов?

Слайд 37

Кодирование звуковой информации

Кодирование звуковой информации

Слайд 38

Способы хранения звука

Звукозапись – процесс сохранения информации о параметрах звуковых волн

Способы хранения

Способы хранения звука Звукозапись – процесс сохранения информации о параметрах звуковых волн Способы хранения

Слайд 39

Звук – это волна с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой

Чем больше амплитуда,

Звук – это волна с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой Чем больше
тем громче звук Чем больше частота, тем больше тон

Слайд 41

Для измерения громкости звука применяется специальная единица "децибел" (дбл)

Для измерения громкости звука применяется специальная единица "децибел" (дбл)

Слайд 42

Некоторые значения уровней шума

Некоторые значения уровней шума

Слайд 43

Кодирование звуковой информации

С начала 90-х годов персональные
компьютеры получили возможность
работать со звуковой информацией.
Каждый

Кодирование звуковой информации С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать
компьютер, имеющий звуковую
плату, микрофон и колонки, может
записывать, сохранять и воспроизводить
звуковую информацию.

Слайд 44

Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть

Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть
преобразован в цифровую дискретную форму с помощью временной дискретизации.

Слайд 45

Дискретизация - это преобразование непрерывных сигналов в набор дискретных значений, каждому из

Дискретизация - это преобразование непрерывных сигналов в набор дискретных значений, каждому из
которых присваивается определенный код.   

Аналоговый сигнал

Дискретный сигнал

Слайд 47

Характеристика цифрового звука: 1. Частота 2. Глубина

Характеристика цифрового звука: 1. Частота 2. Глубина

Слайд 48

Частота дискретизации звука - это количество измерений громкости звука за одну секунду

Частота дискретизации звука - это количество измерений громкости звука за одну секунду

Слайд 49

Частота дискретизации

Количество измерений уровней сигнала за 1 секунду.
Измеряется в Герцах.
1 измерение

Частота дискретизации Количество измерений уровней сигнала за 1 секунду. Измеряется в Герцах.
в секунду – 1 Гц
1000 измерений в секунду – 1кГц
Изменяется в диапазоне от 8кГц до 48 кГц

Слайд 50

Чем большее количество измерений производится за 1 секунду (чем больше частота дискретизации),

Чем большее количество измерений производится за 1 секунду (чем больше частота дискретизации),
тем точнее "лесенка" цифрового звукового сигнала повторяет кривую диалогового сигнала

Слайд 51

Глубина (разрядность) кодирования звука - это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных

Глубина (разрядность) кодирования звука - это количество информации, которое необходимо для кодирования
уровней громкости цифрового звука.

Слайд 53

Если известна глубина кодирования, то количество уровней громкости цифрового звука можно рассчитать

Если известна глубина кодирования, то количество уровней громкости цифрового звука можно рассчитать
по формуле N = 2I. Пусть глубина кодирования звука составляет 16 битов, тогда количество уровней громкости звука равно: N = 2I = 216 = 65 536.

Слайд 54

Режимы

Режимы

Слайд 55

Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте

Самое низкое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству телефонной связи, получается при частоте
дискретизации 8000 раз в секунду, глубине дискретизации 8 битов и записи одной звуковой дорожки (режим "моно"). Самое высокое качество оцифрованного звука, соответствующее качеству аудио-CD, достигается при частоте дискретизации 48 000 раз в секунду, глубине дискретизации 16 битов и записи двух звуковых дорожек (режим "стерео").

Слайд 56

Объем файла (бит) = частота (Гц) * глубина (бит) * время (сек) *

Объем файла (бит) = частота (Гц) * глубина (бит) * время (сек)
режим (моно = 1, стерео = 2)

Слайд 57

Задача Определить информационный объем стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при

Задача Определить информационный объем стерео аудио файла длительностью звучания 1 секунда при
высоком качестве звука(16 битов, 48 кГц).

Запись условия
T=1 сек
I=16 бит
H= 48 кГц
Стерео - ×2
V=?

Решение
V= T ×I × H × 2
V=1 ×16 × 48 000 × 2=
1536000 бит/8 =192000 байт/1024 = 187,5 Кбайт

Слайд 58

Задача

Если глубина кодирования звука составляет 16 битов рассчитайте количество уровней громкости звука

Задача Если глубина кодирования звука составляет 16 битов рассчитайте количество уровней громкости

N = 2I
N = 2I = 216 = 65 536.
Имя файла: Кодирование-текстовой,-графической-и-звуковой-информации.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0