Медиа и массовая культура

Содержание

Слайд 2

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Массовая культура сложилась как явление в 20 веке в

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Массовая культура сложилась как явление в 20 веке
результате действия многих факторов:
стремительная урбанизация и индустриализация жизни,
как следствие – увеличение времени досуга,
слияние городской культуры и народной культуры сельского населения, хлынувшего в города,
технический прогресс в сфере медиа.

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся в период информационных технологий.
Ее

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Массовая культура – исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно
отличительными особенностями являются ориентация на вкусы и потребности „среднего человека“,
исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предметы массового потребления.
Массовая культура передается через средства массовой коммуникации.
Массовая культура – все, что хорошо продается и пользуется массовым спросом.

Слайд 4

ОЦЕНКА ЯВЛЕНИЯ

Как правило, массовая культура противопоставляется элитарной по определенным этическим и эстетическим критериям.
Причем

ОЦЕНКА ЯВЛЕНИЯ Как правило, массовая культура противопоставляется элитарной по определенным этическим и
массовая культура может рассматриваться не только как явление отрицательное – вульгаризирующее и тривиализирующее подлинные ценности,
но и как явление положительное – демократизирующее культуру, которое делает высокие ценности доступными для массового человека и тем самым гуманизирующее его.

Слайд 5

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Массовая культура предлагает зрителю имитацию реальности, то есть своеобразную виртуальную реальность,

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА Массовая культура предлагает зрителю имитацию реальности, то есть своеобразную виртуальную
отличающуюся жизнеподобием, но живущую по собственным законам.
Человек, которого формирует массовая культура, представляется «одномерным» (Г. Маркузе), общество – «обществом спектакля» (Ги Дебор), реальность заменялась «реальностью масс-медиа» (Н. Луман), полной «симулякров» (Ж. Бодрийяр).

Слайд 6

ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ

Герберт Маркузе считал, что негативной стороной технического прогресса, демократии и капитализма

ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ Герберт Маркузе считал, что негативной стороной технического прогресса, демократии и
стала потеря индивидуального мышления и способности человека жить по собственным правилам.
в одномерной реальности человек ассоциирует себя больше со своими вещами, нежели с мыслями.
«Если я — то, что я имею, и если то, что я имею, потеряно, — кто же тогда я?»
Откуда берутся навязанные ценности, символы успеха? Что значит успешный человек?
И при чем тут массовая культура?

Слайд 7

ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС

Аскетизм, отказ от стремления к материальным благам,
самопознание и саморазвитие как

ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС Аскетизм, отказ от стремления к материальным благам, самопознание и саморазвитие
вариант ухода от реальности.

Слайд 8

БОДРИЙЯР «СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИИ» (1981 Г.)

Чем больше становится информации, тем меньше смысла, хотя,

БОДРИЙЯР «СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИИ» (1981 Г.) Чем больше становится информации, тем меньше
по логике, всё должно быть наоборот.
Тезис об «утрате реальности», на смену которой приходит «гиперреальность».
Кибернетическая революция: человек я или машина?
Генетическая революция: человек я или виртуальный клон?
Сексуальная революция: мужчина я или женщина?
Согласно Бодрийяру, вся наша реальность, в том числе и трагические события прошлого, была пропущена через средства массовой информации.
Это означает, что сейчас уже слишком поздно все проверять и исторически осмысливать, так как для нашей эпохи характерно исчезновение всех средств для выяснения исторической правды.

Слайд 9

КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ

Теодор Адорно Макс Хоркхаймер, Диалектика Просвещения(1947 г.)
Хосе Ортега-и-Гассет, Дегуманизация искусства (1925 г.)
«Свобода,

КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ Теодор Адорно Макс Хоркхаймер, Диалектика Просвещения(1947 г.) Хосе Ортега-и-Гассет, Дегуманизация
которую обещает нам развлечение, — это свобода от раздумий, которые могли бы вылиться в возражения»,
Массовая культура выполняет свою основную задачу — заставляет «не думать, забыть о страдании, даже находясь перед его лицом».
Культурной индустрии удалось без проволочек осуществить перевод искусства в сферу потребления.
Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

Слайд 10

СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Главный концепт массовой культуры – «успех» во всех сферах востребованности

СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Главный концепт массовой культуры – «успех» во всех сферах
личности: в карьере, в общении, в семье. Сопутствующие характеристики «успеха» – «популярность», «статус».
Действенным каналом распространения образцов массовой культуры является индустрия развлекательного досуга.
Она включает в себя все виды художественной культуры,
Информационное общество поставило человека в новые условия восприятия информации, что привело к появлению таких новых форм артефактов, как плагиат, сюжетно-смысловое заимствование, произвольное сокращение или увеличение текста вплоть до искажения смысла.
Распространенным принципом обращения с оригинальным уникальным произведением стало его репродуцирование в виде интерпретативных артефактов, основанных на идее «для каждого поколения свое прочтение произведения»: ремейков, инсценировок, экранизаций.

Слайд 11

УРОВНИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

«Низкий» ранг или «кич-культура» – популярный и узнаваемый код для

УРОВНИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ «Низкий» ранг или «кич-культура» – популярный и узнаваемый код
читателя/зрителя – тип культурных продуктов, которые отличаются схематизмом и шаблонностью построения сюжетных линий, персонажей, принятых в целом в мировой литературной практике. Иными словами, это примитивные, лишенные художественной ценности произведения; низкопробная, вульгарная культура, а также реклама и «желтая» пресса.
«Средний» ранг – интертекстуальность, работа над внутренними монологами.
«Высокий» ранг или «арт-культура» – включение текста в сложные ценностносмысловые контексты, создание его новой интерпретации или исключительного смысла.

Слайд 12

МЕЙНСТРИМ

«Мейнстрим» – ранг текстов массовой культуры, объединяющий престижные культурные продукты, которые одобрены

МЕЙНСТРИМ «Мейнстрим» – ранг текстов массовой культуры, объединяющий престижные культурные продукты, которые
общественным мнением в определенный период, «топовые», «рейтинговые», широко обсуждаемые критиками, исследователями из разных областей знаний, представителями СМИ.
«Периферийный» ранг – индикатор актуальности произведений: статус текста зависит от востребованности у потребителя того или иного образа, сюжета.
Тексты «мейнстрима» с течением времени утрачивают престижное положение и становятся «периферийными»: ряд текстов получает второе рождение в виде ремейка и занимает уровень мейнстрима.

Слайд 13

ПРИМЕРЫ

Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели

ПРИМЕРЫ Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они
первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве. Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.
Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».
Некоторые произведения, которые относили к массовой культуре, стали классикой - романы Агаты Кристи и Ж. Сименона, музыка Битлз (которую исполняет и симфонический оркестр), картины Энди Уорхола - значительные явления культуры XX века.

Слайд 14

СБЛИЖЕНИЕ С ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРОЙ

Сближение проходит различными путями, один из которых - включение

СБЛИЖЕНИЕ С ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРОЙ Сближение проходит различными путями, один из которых -
литературных, музыкальных, художественных произведений в циркуляцию индустрии массовой культуры.
Видеозаписи и Интернет делают широко доступными любые художественные произведения, что ведет к небывалому ранее расширению сферы массовой культуры.
Мы можем побывать в крупнейших музеях мира, не выходя из дома; классические произведения мировой литературы существуют в кино- или телевизионных версиях и т.д.

Слайд 15

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И МАСС-МЕДИА

Современная массовая культура настолько тесно переплетена с масс-медиа, что

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И МАСС-МЕДИА Современная массовая культура настолько тесно переплетена с масс-медиа,
трудно выделить в них какие-либо автономные области.
Текст массовой культуры быстро «переводится» на языки различных медиа: бестселлеры трансформируются в телесериалы (и наоборот), песни существуют в форме клипов, на основе популярных фильмов тут же создаются компьютерные игры.
Таким образом, популярная культура проникает во все сферы человеческой жизни.
Массовая культура уже не представляет собой единого пространства, она сложно структурирована и включает в себя не только присущие ей формы и жанры, но захватывает и «высокую» культуру, включает ее в свою область, заставляет ее говорить своим языком.

Слайд 16

ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИА ДЛЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Средства массовой коммуникации обладают огромными возможностями в распространении

ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИА ДЛЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ Средства массовой коммуникации обладают огромными возможностями в
классической и современной культуры.
Трансляция эстетических ценностей миллионным аудиториям — одна из форм воздействия средств массовой коммуникации на современную культуру.
Благодаря своей технической природе новые медиа
обеспечили возможность массового охвата численно рассредоточенных аудиторий,
документальную фиксацию и демонстрацию материала,
способствовали целому ряду новых эстетических качеств прочно войти в арсенал современной культуры.

Слайд 17

МЕДИАПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

На базе платформы «Большой музей», которую развивают «Яндекс» и Политехнический музей,

МЕДИАПРОЕКТЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ На базе платформы «Большой музей», которую развивают «Яндекс»
запустилось одноименное просветительское медиа о культурном наследии России.
«На основе редких и интересных материалов из музейных и частных коллекций редакция создает новые истории — и рассказывает их в современных медиаформатах»
На сайте есть четыре раздела: «Искусство», «История», «Антропология» и «Наука». Уже сейчас можно прочитать, как цензоры в разные времена прикрывали произведения искусства, каким природным приметам доверяли и продолжают доверять метеорологи, почему Александр Дейнека переименовал картину «После душа» в «После боя», а также чем занимались скучающие следователи в годы Большого террора.
«Музеи не просто показывают экспонаты, а погружают в неизвестную реальность и заставляют переживать новый опыт. Музеи выходят за пределы своих стен, устраивают экспедиции, учатся работать с трудным прошлым, примирять, спорить, объединять»

Слайд 18

ПОДКАСТЫ

ЗАКАТ ИМПЕРИИ. СЕКС, НАРКОТИКИ И НИКОЛАЙ II
Каждый выпуск независимого подкаста «Закат Империи» —

ПОДКАСТЫ ЗАКАТ ИМПЕРИИ. СЕКС, НАРКОТИКИ И НИКОЛАЙ II Каждый выпуск независимого подкаста
это небольшая зарисовка о России накануне революции. Автор проекта Андрей Аксенов переносит слушателей в эпоху Николая II, рассказывая о том, чего нет в учебниках истории, например, об отношении к сексу в разных сословиях или роли наркотиков в светской и культурной жизни.
Материалы на портале о кино, Татьяна Шорохова и Мария Кувшинова «Кимкибабадук». 
Так 20 апреля в сети появился ГУЛ (Город удивительных людей) —Основой нового медиа стали онлайн-трансляции с участием известных журналистов, блогеров, деятелей культуры — Михаила Зыгаря, Ильи Варламова, Никиты Кукушкина и других. В результате на платформе ‎ГУЛ за первые два работы прошли 100 прямых эфиров, которые посмотрели больше 10 миллионов раз, а проект из временного медиа превратился в постоянное ‎и продолжает рассказывать о Выксе и десятилетней истории «Арт-Оврага».
Армен Захарян рассказывает о шедеврах мировой литературы в своем подкасте «‎Армен и Федор». Армен ведет подкаст в аудио- и видеоверсиях, а еще отвечает на вопросы подписчиков в своем телеграм-канале. Подкаст уже получил премию Russian Podcast Awards 2019 и Блог-Пост 2020 за лучший книжный блог. ‎
 «‎Голый землекоп». Биолог и журналист ‎Илья Колмановский говорит о самых важных научных открытиях и беседует с теми, кто их совершает. 

Слайд 19

ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА «МЕДИААРТЛАБ» 

— независимая некоммерческая организация в сфере культуры и медиатехнологий,

ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА «МЕДИААРТЛАБ» — независимая некоммерческая организация в сфере культуры
а также сообщество режиссёров, художников, искусствоведов и других медиа-активистов.
Центр занимается определением понятия медиакультуры, её продвижением в России и обсуждением проблем, а также поиском медиатехнологий и использованием их в культуре. МедиаАртЛаб формирует аудиовизуальный архив, который включает видео-арт, документальное, интерактивное и экспериментальное кино, музыкальные арт-клипы, ТВ-арт, различные медийные проекты, видеоакционизм, компьютерную графику, software art, CD-ROM-art и другое.
Центр организует всероссийские и международные проекты и мероприятия, занимается образовательной деятельностью, устраивает популярные лекции, с 2012 по 2015 год при центре работала открытая школа.

Слайд 20

ИСКУССТВО В РЕКЛАМЕ

Отсылки к искусству в рекламе — это хорошие охваты, большая прибыль и верный путь

ИСКУССТВО В РЕКЛАМЕ Отсылки к искусству в рекламе — это хорошие охваты,
к наградам в рекламной индустрии. Одно из главных достоинств такого подхода — узнаваемость образов: даже если зритель не вспомнит, что перед ним картина Ван Гога, он все равно поймет, что «где-то это уже видел», и реклама завладеет его вниманием.
Еще один плюс: художники знают, как воздействовать на зрителя с помощью изображения или видеоряда. 
и искусство, и реклама нацелены на донесение определенной идеи и это является определенным «мостиком» между ними. Еще один такой мостик между искусством и рекламой был построен Энди Уорхолом, который создал известную серию картин баночки супа Campbell в 1962, насмехаясь с потребительской культуры. Затем он рисовал картины для других товаров, но тем самым и разрушил рекламу как искусство.

Слайд 21

РЕКЛАМА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ

Реклама аромата Chanel №5 с Николь Кидман. Рекламный ролик

РЕКЛАМА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ Реклама аромата Chanel №5 с Николь Кидман. Рекламный
снят по мотивам фильма «Мулен Руж» является не только самым дорогим в истории рекламной деятельности, но и самым зрелищным.
Двухминутный фильм снят именитым режиссером Базом Лурманом и рассказывает историю о любви между блистательной актрисой кабаре и талантливым писателем без гроша в кармане.
В ключевой сцене Николь Кидман стоит на фоне панорамы города, оперевшись на логотип Chanel. Так она стала символом всего далекого и недоступного.
За эти считанные минуты зритель успевает не только проникнуться трогательной историей любви, но и почувствовать на себе всю атмосферу и антураж модного дома.
И теперь уже каждая девушка захочет прикоснуться к легендарному аромату Chanel №5.