Объектно-ориентированное программирование

Содержание

Слайд 2

Рассматриваемые вопросы

Процедурное и объектно-ориентированное программирование
Принципы ООП
Классы и объекты
Конструктор в Java
Ключевое слово this

Рассматриваемые вопросы Процедурное и объектно-ориентированное программирование Принципы ООП Классы и объекты Конструктор
в Java
Перегрузка
Стэк и очередь
Передача объектов в методы
Java varargs

Слайд 3

Рассматриваемые вопросы

Рекурсия
Сборщик мусора и метод finalize
Наследование
Ключевое слово super в Java
Модификаторы доступа
Геттеры и

Рассматриваемые вопросы Рекурсия Сборщик мусора и метод finalize Наследование Ключевое слово super
сеттеры
Переопределение методов
Абстрактные классы
Ключевое слово final

Слайд 4

Процедурное и объектно-ориентированное программирование

Выделяют две основные методики программирования:
процедурное
объектно-ориентированное программирование (ООП)

Процедурное и объектно-ориентированное программирование Выделяют две основные методики программирования: процедурное объектно-ориентированное программирование (ООП)

Слайд 5

Процедурное программирование

Процедурное программирование - это тип программирования, в котором инструкции для решения

Процедурное программирование Процедурное программирование - это тип программирования, в котором инструкции для
задачи выполняются одна за другой, сверху вниз, иногда возникают изменения в их последовательности. Когда программа становится более сложной на помощь приходят методы. Но современные программы настолько сложны, что даже разделение на методы не делают программу проще. И здесь на помощь приходит объектно-ориентированное программирование. Все программы, кроме кота, которые мы рассматривали до сих пор, написаны в процедурном стиле. Даже несмотря на то, что весь код прописан в классе.

Слайд 6

Объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - методика программирования, в которой основными концепциями являются

Объектно-ориентированное программирование Объектно-ориентированное программирование (ООП) - методика программирования, в которой основными концепциями
понятия объектов и классов. Прежде чем начать писать инструкции для решения задачи, в задаче выделяются объекты и описываются с помощью классов. В классе прописывается поведение объектов с помощью методов и характеристики или свойства объекта с помощью переменных класса. Одной из ключевых особенностей языка Java является ООП.

Слайд 7

Принципы ООП

Инкапсуляция — это свойство системы, позволяющее объединить данные и методы в классе,

Принципы ООП Инкапсуляция — это свойство системы, позволяющее объединить данные и методы
и скрыть детали реализации от пользователя.
Наследование — это свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью. В Java класс, от которого производится наследование, называется базовым, родительским или суперклассом. Новый класс — потомком, наследником или производным классом.
Полиморфизм — буквально означает много форм. Это свойство системы использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта. “Один интерфейс, множество методов”. Реализации полиморфизма в языке Java - это перегрузка и переопределение методов, интерфейсы.
Абстракция данных — это способ выделить набор значимых характеристик объекта, исключая из рассмотрения не значимые. Соответственно, абстракция — это набор всех таких характеристик.

Слайд 8

Что такое объект и класс?

Класс - это шаблон для создания объекта, а

Что такое объект и класс? Класс - это шаблон для создания объекта,
объект - это экземпляр класса. Класс определяет структуру и поведение, которые будут совместно использоваться набором объектов. Класс содержит переменные и методы, которые называются элементами класса, членами класса. Он составляет основу инкапсуляции в Java. Каждый объект данного класса содержит структуру и поведение, которые определены классом. Иногда объекты называют экземплярами класса.
Методы используются для описания того, что объект класса умеет делать или что можно с ним сделать. Переменные - для описания свойств или характеристик объекта.

Слайд 9

Как создать класс

Рассмотрим как создать класс в языке Java. Упрощенная общая форма определения

Как создать класс Рассмотрим как создать класс в языке Java. Упрощенная общая
класса:

class ИмяКласса{
тип переменнаяЭкземпляра1;
тип переменнаяЭкземпляра2;
// ...
тип переменнаяЭкземпляраN;
тип имяМетода1 ( список параметров) { // тело метода }
тип имяМетода2 (список параметров) { // тело метода }
тип имяМетодаN (список параметров ) { // тело метода }
}

public class Box {
double width;
double height;
double depth;
}

Слайд 10

Создание объекта

Объявление класса создает только шаблон, но не конкретный объект. Чтобы создать

Создание объекта Объявление класса создает только шаблон, но не конкретный объект. Чтобы
объект класса Вох в Java, нужно воспользоваться оператором наподобие следующего:
При создании экземпляра класса, создается объект, который содержит собственную копию каждой переменной экземпляра, определенной в данном классе. Создание объектов класса представляет собой двух этапный процесс:
Объявление переменной типа класса. Эта переменная не определяет объект. Она является лишь переменной, которая ссылается на объект:
Создание объекта. С помощью оператора new динамически (то есть во время выполнения) резервируется память для объекта и возвращается ссылка на него:

Вох myBox = new Вох();

Вох myBox;

myBox = new Вох();

Слайд 11

Создание объекта

Создание объекта

Слайд 12

Создание объекта

После объявления объекта класса Box, всем переменным класса присваивается значение по

Создание объекта После объявления объекта класса Box, всем переменным класса присваивается значение
умолчанию для заданного типа. Для того, чтобы обратиться к переменной класса и изменить ее или получить значение, используется имя переменной объекта:
BoxDemo1
BoxDemo7

public class BoxDemo1 {
public static void main(String[] args) {
Box myBox = new Box();
// присвоить значение переменным экземпляра mybox myBox.width = 10;
myBox.height = 20; myBox.depth = 15;
// рассчитать объем параллелепипеда
double volume = myBox.width * myBox.height * myBox.depth;
System.out.println("Объем равен " + volume);
}
}

Слайд 13

Присваивание переменным ссылок на объекты

Возможна ситуация, когда две переменные указывают на один

Присваивание переменным ссылок на объекты Возможна ситуация, когда две переменные указывают на
и тот же объект в памяти:
BoxDemo6

Слайд 14

Добавление методов в класс

Кроме переменных класс может содержать методы. В следующем примере

Добавление методов в класс Кроме переменных класс может содержать методы. В следующем
в класс Box добавляется два метода:
getVolume() - для вычисления объема коробки и
setDim() - для установки размера коробки.
Обратите внимание, что теперь мы объявляем методы нестатические (без ключевого слова static). В обоих методах мы имеем доступ к переменным класса.
BoxDemo2

Слайд 15

Что такое конструктор?

В языке Java существует такая конструкция как конструктор, который инициализирует

Что такое конструктор? В языке Java существует такая конструкция как конструктор, который
объект непосредственно во время его создания. При создании объекта, то что пишется после ключевого слова new, это и есть конструктор:

Box myBox = new Box();

Слайд 16

Конструктор с параметрами

Конструктор также как и метод может принимать на вход параметры.

Конструктор с параметрами Конструктор также как и метод может принимать на вход
Такие конструкторы еще называются параметризированными.
Код конструктора должен заниматься только инициализацией объекта. Следует избегать вызовов из конструктора других методов, за исключением final. Метод может быть переопределен в подклассе и исказить процесс инициализации объекта.
BoxDemo4

Слайд 17

Ссылка на текущий объект. this

Иногда требуется, чтобы метод ссылался на вызвавший его

Ссылка на текущий объект. this Иногда требуется, чтобы метод ссылался на вызвавший
объект. Ключевое слово this в Java используется в теле любого метода для ссылки на текущий объект.
Рассмотрим конструктор, в котором параметры имеют те же имена, что и переменные класса. В этом случае параметры перекрывают область видимости переменных класса и мы не можем напрямую обратится к переменным класса. Чтобы это сделать используется ключевое слово this:

Box(double width, double height, double depth) {
this.width = width;
this.height = height;
this.depth = depth;
}

Слайд 18

this() в конструкторе

Второй вариант использования ключевого слова this() - с его помощью

this() в конструкторе Второй вариант использования ключевого слова this() - с его
можно вызвать один конструктор из другого. Вызов this() может находиться только в первой строчке конструктора. Toy, ToyDemo

Слайд 19

Перегрузка методов

В Java разрешается в одном и том же классе определять два

Перегрузка методов В Java разрешается в одном и том же классе определять
или более метода с одним именем, если только объявления их параметров отличаются. Это называется перегрузкой методов. Overloading1, Overloading2
Как же JVM различает какой метод необходимо вызвать? Для этого в Java используется тип и/или количество аргументов метода.
Перегрузка методов является одним из способов поддержки полиморфизма в Java. 
Возвращаемые типы перегружаемых методов могут отличаться, но самого возвращаемого типа недостаточно для того, чтобы отличать два разных варианта метода.

Слайд 20

Перегрузка конструкторов

Конструкторы похожи на методы, поэтому они тоже могут быть перегружены -

Перегрузка конструкторов Конструкторы похожи на методы, поэтому они тоже могут быть перегружены
вы можете объявлять в одном классе несколько конструкторов, которые различаются количеством и типом переменных. В следующем примере добавлены три конструктора в класс Box6. При создании объекта вызывается только один из них - тот, который кажется наиболее подходящим.

Слайд 21

Память. Куча

Структура памяти в Java достаточно сложна, но на начальном этапе обучения

Память. Куча Структура памяти в Java достаточно сложна, но на начальном этапе
изучим две ее области: стек (stack) и куча (heap).
Java Heap (куча) используется Java Runtime для выделения памяти под объекты и JRE классы. Создание нового объекта также происходит в куче. Здесь работает сборщик мусора: освобождает память путем удаления объектов, на которые нет каких-либо ссылок.
Любой объект, созданный в куче, имеет глобальный доступ и на него могут ссылаться из любой части приложения.
TestDemo, ReturnObject

Слайд 22

Память. Стэк

Стековая память в Java работает по схеме LIFO (Последний-зашел-Первый-вышел). Всякий раз,

Память. Стэк Стековая память в Java работает по схеме LIFO (Последний-зашел-Первый-вышел). Всякий
когда вызывается метод, в памяти стека создается новый блок, который содержит примитивы и ссылки на другие объекты в методе. Как только метод заканчивает работу, блок также перестает использоваться, тем самым предоставляя доступ для следующего метода.
Размер стека намного меньше объема памяти в куче.
Всякий раз, когда создается объект, он всегда хранится в куче, а в памяти стека содержится ссылка на него. Память стека содержит только локальные переменные примитивных типов и ссылки на объекты в куче.

Слайд 23

varargs

В языке Java существуют методы, которые могут принимать переменное количество аргументов. Они

varargs В языке Java существуют методы, которые могут принимать переменное количество аргументов.
называются методами с аргументами переменной длины (var-args).
Для указания аргументов переменной длины служат три точки ( . . . ). Например:
Наряду с параметром переменной длины у метода могут быть и "обычные" параметры. Но параметр переменной длины должен быть последним среди всех параметров, объявляемых в методе. Например:
VarArgs,VarArgs2,VarArgs3

static void test(int... array)

static void test(double d, int... array)

Слайд 24

Рекурсия

Рекурсия - это средство, которое позволяет методу вызывать самого себя. Такой метод

Рекурсия Рекурсия - это средство, которое позволяет методу вызывать самого себя. Такой
называется рекурсивным.
Когда рекурсивный метод вызывает самого себя, новым локальным переменным и параметрам выделяется место в стеке и код метода выполняется с этими новыми исходными значениями. При каждом возврате из вызова рекурсивного метода прежние локальные переменные и параметры удаляются из стека, а выполнение продолжается с точки вызова в самом методе.

Слайд 25

Сборщик мусора и метод finalize

Каждый раз при создании объекта под него выделяется

Сборщик мусора и метод finalize Каждый раз при создании объекта под него
память. Память не резиновая и может закончится. В некоторых языках программирования разработчики должны сами контролировать освобождение памяти. В Java же освобождение памяти выполняется автоматически. Используемая для выполнения этой задачи технология называется сборщиком мусора. Есть возможность запросить сборку мусора самим, для чего используется метод System.gc(). НО - JVM сама решит выполнять ли ваш запрос!
Сборка мусора проходит следующим образом: при отсутствии каких либо ссылок на объект программа заключает, что этот объект больше не нужен, и занимаемую объектом память можно освободить.
Метод finalize() не вызывается при выходе объекта из области действия. Заранее неизвестно, когда будет (и будет ли вообще) выполняться метод finalize(). И самое главное - начиная с Java 9 этот метод не рекомендуется к использованию. ( Spoon, Cup)

Слайд 26

Что такое наследование?

Наследование - свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе

Что такое наследование? Наследование - свойство системы, позволяющее описать новый класс на
уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью.

Слайд 27

Наследование

Общая форма объявления класса, который наследуется от суперкласса:
DifferentBoxDemo1
Задание.
Создать Класс Product, добавить

Наследование Общая форма объявления класса, который наследуется от суперкласса: DifferentBoxDemo1 Задание. Создать
2 поля, 2 метода.
Создать 2 класса потомка.

class имяПодкласса extends имяСуперКласса {
// тело класса
}

Слайд 28

Доступ к членам класса и наследование

Несмотря на то, что подкласс включает в

Доступ к членам класса и наследование Несмотря на то, что подкласс включает
себя все члены своего суперкласса, он не может иметь доступ к тем членам суперкласса, которые объявлены как private:
Из класса B, который является наследником класса A, невозможно напрямую обратиться к private переменной класса A. Доступ к ним можно получить через геттер методы:

public class A {
public int value1;
private int value2;
}

public class B extends A {
public int sum() {
// return value1 + value2;
return value1 + getValue2();
}
}

Слайд 29

Переменная суперкласса может ссылаться на объект подкласса

Ссылочной переменной суперкласса может быть присвоена

Переменная суперкласса может ссылаться на объект подкласса Ссылочной переменной суперкласса может быть
ссылка на любой его подкласс.
Например, переменная heavyBox объявлена как Box, но она указывает на объект типа HeavyBox:
Обратное не верно! Нельзя написать так:
HeavyBox heavyBox = new Box(15, 10, 20).
DifferentBoxDemo2

Box heavyBox = new HeavyBox(15, 10, 20, 5);
Box colorBox = new ColorBox(25, 12, 20, "красный");

Слайд 30

Создание многоуровневой иерархии

Можно строить иерархии, состоящие из любого количества уровней наследования. Например,

Создание многоуровневой иерархии Можно строить иерархии, состоящие из любого количества уровней наследования.
добавим класс Shipment, расширяющий HeavyBox:

Слайд 31

Порядок вызова конструкторов в многоуровневой иерархии

В иерархии классов конструкторы выполняются в порядке

Порядок вызова конструкторов в многоуровневой иерархии В иерархии классов конструкторы выполняются в
наследования, начиная с суперкласса и кончая подклассом. CallingConstructors

Слайд 32

Использование ключевого слова super

Ключевое слово super в Java используется когда подклассу требуется

Использование ключевого слова super Ключевое слово super в Java используется когда подклассу
сослаться на его непосредственный суперкласс.
У ключевого слова super имеются две общие формы:
Для вызова конструктора суперкласса: super(списокАргументов);​
Для обращения к члену суперкласса, скрываемому членом подкласса:
suреr.member;

Слайд 33

Вызов конструкторов суперкласса через super

Если в иерархии классов требуется передать параметры конструктору

Вызов конструкторов суперкласса через super Если в иерархии классов требуется передать параметры
суперкласса, то все подклассы должны передавать эти параметры вверх по иерархии. То есть из конструктора подкласса надо вызвать конструктор суперкласса с помощью super(). Когда метод super() вызывается из подкласса, вызывается конструктор его непосредственного суперкласса. Это справедливо даже для многоуровневой иерархии.
Вызов метода super() должен быть всегда в первом операторе, выполняемом в теле конструктора подкласса.
!Если в конструкторе наследника нет явного вызова super().
HeavyBox1

Слайд 34

Обращения к члену суперкласса через super

С помощью ключевого слова super можно обратиться

Обращения к члену суперкласса через super С помощью ключевого слова super можно
к члену суперкласса из класса наследника. Чаще всего это можно сделать не используя super, но в этом примере рассмотрим случаи, когда без него не обойтись.
UseSuper

Слайд 35

Модификаторы досутпа

Очень часто в Java доступ к некоторым членам класса желательно ограничить.

Модификаторы досутпа Очень часто в Java доступ к некоторым членам класса желательно
Для этого и нужны модификаторы доступа, которые могут присутствовать в объявлении члена класса.
Ограничение уровня доступа к членам класса - это еще один механизм реализации принципа инкапсуляции.

Слайд 36

Модификаторы досутпа

Существует три модификатора доступа: public, private и protected и четыре уровня

Модификаторы досутпа Существует три модификатора доступа: public, private и protected и четыре
доступа:
public (открытый) - когда член объявляется с модификатором доступа public, он становится доступным из любого другого кода.
private (закрытый) - когда член класса объявляется с модификатором доступа private, он доступен только другим членам этого же класса.
protected (защищенный) - применяется только при наследовании.
package-friendly - в отсутствие модификатора доступа по умолчанию член класса считается открытым в своем пакете, но недоступным для кода, находящегося за пределами этого пакета.
Modificators, ModificatorsDemo2, ModificatorsDemo3, Parent, Child

Слайд 37

Уровни доступа для класса

Для класса, не являющегося вложенным, может быть указан только

Уровни доступа для класса Для класса, не являющегося вложенным, может быть указан
один из двух возможных уровней доступа:
package-friendly(default) - если у класса имеется уровень доступа по умолчанию, такой класс оказывается доступным только для кода из данного пакета.
открытый (public) - если класс объявлен как public, он доступен из любого другого кода.
Когда мы говорим, что код из одного класса (class A) имеет доступ к коду из другого класса (class B), это означает что класс A может делать одну из трех вещей:
создать экземпляр класса B
наследовать класс B
иметь доступ к определенным членам класса B

Слайд 38

Что такое переопределение методов

Если в иерархии классов совпадают имена и сигнатуры типов

Что такое переопределение методов Если в иерархии классов совпадают имена и сигнатуры
методов из подкласса и суперкласса, то говорят, что метод из подкласса переопределяет метод из суперкласса.
Переопределение методов выполняется только в том случае, если имена и сигнатуры типов обоих методов одинаковы. В противном случае оба метода считаются перегружаемыми.
Переопределение методов это одна из форм реализации полиморфизма, который позволяет определить в общем классе методы, которые станут общими для всех производных от него классов, а в подклассах - конкретные реализации некоторых или всех этих методов.
Override package

Слайд 39

Методы подставки

После выхода Java 5 появилась возможность при переопределении методов указывать другой

Методы подставки После выхода Java 5 появилась возможность при переопределении методов указывать
тип возвращаемого значения, в качестве которого можно использовать только типы, находящиеся ниже в иерархии наследования, чем исходный тип. Такие типы еще называются ковариантными.

Слайд 40

Переопределение и статические методы

Статические методы не могут быть переопределены. Класс наследник может

Переопределение и статические методы Статические методы не могут быть переопределены. Класс наследник
объявлять метод с такой же сигнатурой, что и суперкласс, но это не будет переопределением. При вызове переопределенного метода JVM выбирает нужный вариант основываясь на типе объекта. Вызов же статического метода происходит без объекта. Версия вызываемого статического метода всегда определяется на этапе компиляции.
При использовании ссылки для доступа к статическому члену компилятор при выборе метода учитывает тип ссылки, а не тип объекта, ей присвоенного.
Package statisc

Слайд 41

Переопределение методов в классах наследниках

Методы объявленные как private никто, кроме самого класса

Переопределение методов в классах наследниках Методы объявленные как private никто, кроме самого
не видит. Поэтому их наличие/отсутствие никак не отражается на классах-наследниках. Они с легкостью могут объявлять методы с такой же сигнатурой и любыми модификаторами. Но это плохой тон! Также класс наследник может расширить видимость protected метода до public. Сузить видимость класс-наследник не может.

Слайд 42

Аннотация @Override

Необязательная аннотация @Override используется с методом для указания того, что он

Аннотация @Override Необязательная аннотация @Override используется с методом для указания того, что
переопределен. Если метод переопределен неверно, код не скомпилируется.

Слайд 43

Вопросы


Вопросы
Имя файла: Объектно-ориентированное-программирование.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0