ООП. Лекция *4. UML

Содержание

Слайд 2

UML – унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language) – это система обозначений,

UML – унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language) – это система обозначений,
которую можно применять для объектно-ориентированного анализа и проектирования.
Его можно использовать для визуализации, спецификации, конструирования и документирования программных систем.
Минусы: - трата времени;
- необходимость знания различных диаграмм и их нотаций.
Плюсы: + возможность посмотреть на задачу с
разных точек зрения;
+другим программистам легче понять
суть задачи и способ ее реализации;
+диаграммы сравнительно просты для
чтения после достаточно быстрого
ознакомления с их синтаксисом.

UML

Слайд 3

UML

Позволяет моделировать как ПО сложных систем, так и широкие классы самих систем

UML Позволяет моделировать как ПО сложных систем, так и широкие классы самих
и бизнес-приложений с использованием объектно-ориентированных понятий и методов;
Позволяет обеспечивать взаимосвязь между базовыми понятиями моделей концептуального, программируемого и физического уровней;
понятен системным аналитикам и программистам;
реализуется на различных платформах.

Слайд 4

Диаграммы UML

Диаграммы UML

Слайд 5

Диаграммы UML

Диаграммы UML

Слайд 6

Диаграммы UML

Диаграммы UML

Слайд 7

Диаграммы UML

Диаграммы UML

Слайд 8

Диаграммы UML

Диаграммы UML

Слайд 9

Отображение класса в UML

Спецификаторы доступа обозначаются специальными значками.

Класс на диаграмме изображается

Отображение класса в UML Спецификаторы доступа обозначаются специальными значками. Класс на диаграмме
в виде прямоугольника, разделенного горизонтальными линиями на три части.
В первой части указывается название класса.
Вторая часть содержит перечень атрибутов класса, которые характеризуют тот или иной объект этого класса в модели предметной области.
Третья часть содержит перечень операций, отражающих его поведение в модели предметной области.

Слайд 10

Отношения в UML

Отношения в UML

Слайд 11

Отношение ассоциации

Отношение ассоциации - наличие некоторого отношения между классами.
Данное отношение

Отношение ассоциации Отношение ассоциации - наличие некоторого отношения между классами. Данное отношение
обозначается сплошной линией (либо в виде обычно стрелки) с дополнительными специальными символами, которые характеризуют отдельные свойства конкретной ассоциации. В качестве дополнительных специальных символов могут использоваться имя ассоциации, а также имена и кратность классов-ролей ассоциации. Имя ассоциации является необязательным элементом ее обозначения. Если оно задано, то записывается с заглавной (большой) буквы рядом с линией соответствующей ассоциации.
Агрегация и композиция являются частными случаями ассоциации.

При отношении ассоциации указывается кратность связей. В данном случае единица у Team и звездочка у Player на диаграмме отражает связь 1 ко многим. То есть одна команда будет соответствовать многим игрокам.

Слайд 12

Отношение зависимости

Отношение зависимости в общем случае указывает некоторое отношение между двумя элементами

Отношение зависимости Отношение зависимости в общем случае указывает некоторое отношение между двумя
модели или двумя множествами таких элементов, которое не является отношением ассоциации, обобщения или реализации.
Отношение зависимости используется в такой ситуации, когда некоторое изменение одного (исходного) элемента модели может вызвать изменения другого зависимого (целевого) от него элемента модели.

Слайд 13

Отношение обобщения

Отношение обобщения - обычное отношение между более общим элементом (родителем или

Отношение обобщения Отношение обобщения - обычное отношение между более общим элементом (родителем
предком) и более частным или специальным элементом (дочерним или потомком).
Данное отношение может использоваться для представления взаимосвязей между пакетами, классами, вариантами использования и другими элементами языка UML.
Применительно к диаграмме классов данное отношение описывает иерархическое строение классов и наследование их свойств и поведения. При этом предполагается, что класс-потомок обладает всеми свойствами и поведением класса-предка, а также имеет свои собственные свойства и поведение, которые отсутствуют у класса-предка.
На диаграммах отношение обобщения обозначается сплошной линией с треугольной стрелкой на одном из концов. Стрелка указывает на более общий класс (класс-предок или суперкласс), а ее отсутствие - на более специальный класс (класс-потомок или подкласс).

Слайд 14

Отношение композиции

Отношение композиции служит для выделения специальной формы отношения "часть-целое", при которой

Отношение композиции Отношение композиции служит для выделения специальной формы отношения "часть-целое", при
составляющие части в некотором смысле находятся внутри целого.
Композиция определяет отношение HAS A, то есть отношение «имеет».
Специфика взаимосвязи между ними заключается в том, что части не могут выступать в отрыве от целого, т. е. с уничтожением целого уничтожаются и все его составные части.
На диаграммах UML отношение композиции проявляется в обычной стрелке от главной сущности к зависимой, при этом со стороны главной сущности, которая содержит, объект второй сущности, располагается закрашенный ромбик
Класс автомобиля полностью управляет жизненным циклом объекта двигателя. При уничтожении объекта автомобиля в области памяти вместе с ним будет уничтожен и объект двигателя. И в этом плане объект автомобиля является главным, а объект двигателя - зависимым.

Слайд 15

Отношение агрегации

Отношение агрегации также предполагает отношение HAS A, но реализуется она иначе. Ее

Отношение агрегации Отношение агрегации также предполагает отношение HAS A, но реализуется она
следует отличать от композиции.
Отношение агрегации на диаграммах UML отображается также, как и отношение композиции, только теперь ромбик будет незакрашенным.

При агрегации реализуется слабая связь, то есть в данном случае объекты Car и Engine будут равноправны. В конструктор Car передается ссылка на уже имеющийся объект Engine. И, как правило, определяется ссылка не на конкретный класс, а на абстрактный
класс или интерфейс, что увеличивает гибкость программы.

Слайд 16

Диаграммы UML

Начальное состояние

Конечное состояние

Переход

Действие

Выбор

Линии синхронизации

Диаграммы UML Начальное состояние Конечное состояние Переход Действие Выбор Линии синхронизации

Слайд 17

Начальное состояние

Конечное состояние

Переход

Действие

Выбор

Соединение/разветвление

Начальное состояние Конечное состояние Переход Действие Выбор Соединение/разветвление

Слайд 18

Диаграммы UML

На диаграмму может быть добавлена управляющая информация:
описание условий, при которых

Диаграммы UML На диаграмму может быть добавлена управляющая информация: описание условий, при
посылается сообщение;
признак многократной отправки сообщения (маркер итерации);
признак возврата сообщения.

Слайд 19

На диаграмме последовательности изображаются исключительно те объекты, которые непосредственно участвуют во взаимодействии

На диаграмме последовательности изображаются исключительно те объекты, которые непосредственно участвуют во взаимодействии
и не показываются возможные статические ассоциации с другими объектами.
Для диаграммы последовательности ключевым моментом является именно динамика взаимодействия объектов во времени.

Внутри прямоугольника записываются имя объекта и имя класса, разделенные двоеточием.

Каждый объект изображается прямоугольником и располагается в верхней части своей линии жизни.

"время жизни" объекта

вызов метода у объекта

Имя файла: ООП.-Лекция-*4.-UML.pptx
Количество просмотров: 88
Количество скачиваний: 3