Основные понятия ООП

Содержание

Слайд 2

Основные парадигмы программирования

Процедурное (структурное) программирование – программа представляет собой последовательность инструкций (процедур).
Объектно-ориентированное

Основные парадигмы программирования Процедурное (структурное) программирование – программа представляет собой последовательность инструкций
программирование – программа представляет собой совокупность взаимодействующих между собой объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования.
Функциональное программирование – все вычисления в программе осуществляются через вызовы функций.
Логическое программирование – вычисления описываются с помощью формальной логики (через набор высказываний), т.е. описывается сама задача, а не способ ее решения.

Слайд 3

Классификация языков программирования

По парадигме:
Процедурные (императивные) – FORTRAN, C, Pascal
Объектно-ориентированные – C++, C#,

Классификация языков программирования По парадигме: Процедурные (императивные) – FORTRAN, C, Pascal Объектно-ориентированные
Java, Kotlin, Python, JavaScript, Go, Swift, Ruby, PHP и др.
Функциональные – Lisp, R, Python, Kotlin
Логические (декларативные) – Prolog
Дополнительная классификация:
Языки разметки – HTML, CSS
Скриптовые – JavaScript, PHP
Универсальные (мультипарадигменные) – Python, Kotlin, F#

Слайд 4

Концепция локальных и глобальных данных в процедурном программировании
Проблема: число возможных связей между

Концепция локальных и глобальных данных в процедурном программировании Проблема: число возможных связей
глобальными переменными и функциями может быть очень велико.
Следствия: - усложняется структура программы;
- в программу становится трудно вносить изменения.

Слайд 5

Основные проблемы процедурного подхода

неограниченный доступ функций к глобальным данным
разделение данных и

Основные проблемы процедурного подхода неограниченный доступ функций к глобальным данным разделение данных
функций – такой подход плохо отображает картину реального мира, поскольку данные существуют сами по себе, функции - сами по себе.

Слайд 6

Основная идея объектно-ориентированного подхода

объединение данных и функций
Результат: при решении задачи в

Основная идея объектно-ориентированного подхода объединение данных и функций Результат: при решении задачи
стиле ООП вместо проблемы разбиения ее на функции программист решает проблему разбиения ее на объекты.

Слайд 7

Свойства программных объектов

каждый программный объект моделирует некоторый объект реального мира (самолет,

Свойства программных объектов каждый программный объект моделирует некоторый объект реального мира (самолет,
автомобиль, файл, список сотрудников, геометрическую фигуру);
каждый программный объект обладает собственным набором свойств (атрибутов) (автомобили одной марки могут иметь разный цвет кузова, файлы могут быть разного типа);
все однотипные объекты принадлежат одному классу;
все объекты одного класса обладают схожим поведением, т.е. имеют один и тот же набор функций (методов) (автомобиль любого цвета при нажатии на педаль тормоза остановится, файлы разного типа можно перемещать, копировать, переименовывать, удалять).

Слайд 8

Общая схема объектно-ориентированного подхода

Общая схема объектно-ориентированного подхода

Слайд 9

Пример: класс Кот
UML-диаграмма класса Cat

Пример: класс Кот UML-диаграмма класса Cat

Слайд 10

Объекты – это экземпляры классов

Главное: класс – это своеобразный «чертеж», по которому

Объекты – это экземпляры классов Главное: класс – это своеобразный «чертеж», по
создаются объекты – экземпляры этого класса.

Слайд 11

Иерархия классов

Для отработки отношений иерархии в объектном подходе используется механизм наследования: все

Иерархия классов Для отработки отношений иерархии в объектном подходе используется механизм наследования:
общие свойства различных сущностей объединены в некотором базовом (родительском) классе, а производные классы наследуют все его свойства, добавляя свои собственные свойства и поведение.

Слайд 12

Пример наследования

UML-диаграмма иерархии классов

Пример наследования UML-диаграмма иерархии классов

Слайд 13

Пример наследования

Главное:
наследование – это возможность создания новых классов на основе

Пример наследования Главное: наследование – это возможность создания новых классов на основе
существующих;
производные классы могут переопределять методы базовых классов; при этом они могут как полностью заменить поведение метода базового класса, так и просто что-то добавить к нему.

Слайд 14

Особенности наследования

механизм наследования работает только в одну сторону, а именно от производного

Особенности наследования механизм наследования работает только в одну сторону, а именно от
класса к базовому. Пример: инженер – это человек. Обратное же неверно: человек – это необязательно инженер.
назначение наследования в объектно-ориентированном программировании такое же, как и у функций в процедурном программировании – сократить размер кода и упростить связи между элементами программы.
разработанный класс может быть использован в других программах. Это свойство называется возможностью повторного использования кода. Аналогичным свойством в процедурном программировании обладают библиотеки функций, которые можно включать в различные программные проекты.

Слайд 15

Плюсы и минусы наследования

Главная польза от наследования – возможность повторного использования существующего

Плюсы и минусы наследования Главная польза от наследования – возможность повторного использования
кода.
Пример. Постоянные обновления версий различного ПО напрямую связаны с использованием механизма наследования. Вносить так часто изменения в таких количествах в процедурную программу без нарушения ее работоспособности было бы очень проблематично.
Главная «расплата» за наследование – производные классы наследуют все свойства и методы базового класса, т.е. нельзя исключить из производного класса метод базового класса (если, например, он там не нужен).

Слайд 16

Ложные аналогии

Отношения «класс – объект» и «базовый класс – производный класс» –

Ложные аналогии Отношения «класс – объект» и «базовый класс – производный класс»
это «две большие разницы».
Объекты класса представляют собой воплощение свойств и методов, присущих классу, к которому они принадлежат.
Производные классы имеют свойства как унаследованные от базового класса, так и свои собственные.

Слайд 17

Множественное наследование

Множественное наследование – это разновидность наследования, когда производный класс наследуется от

Множественное наследование Множественное наследование – это разновидность наследования, когда производный класс наследуется
нескольких базовых классов.
Важно! Концепция множественного наследования поддерживается не всеми языками программирования. Например, в Java вместо множественного наследования используется такая конструкция, как интерфейс.

Слайд 18

Краеугольные камни ООП

Краеугольные камни ООП

Слайд 19

Абстракция

Программные объекты не повторяют в точности их реальные аналоги, они только моделируют

Абстракция Программные объекты не повторяют в точности их реальные аналоги, они только
свойства и поведение реальных объектов, важные в конкретном контексте, а остальные – игнорируют.
Абстракция – это модель некоего объекта или явления реального мира, в которой опущены незначительные детали, не играющие существенной роли в данном контексте.
Главная задача ООП – выбор правильного набора абстракций (классов и объектов) для заданной предметной области.

Слайд 20

Инкапсуляция

Инкапсуляция – это способность объектов скрывать часть своего состояния и поведения от

Инкапсуляция Инкапсуляция – это способность объектов скрывать часть своего состояния и поведения
других объектов, предоставляя внешнему миру только определенный интерфейс (публичная часть объекта) для взаимодействия с собой.
Инкапсуляция означает, что получить доступ к данным (свойствам) объекта можно только с помощью каких-либо его методов, т.е. прямой доступ к данным объекта закрыт.
Фактически, объект класса для окружающей среды (операционной системы, объектов других классов) представляет собой аналог «чёрного ящика»: он может принимать входные воздействия и выдавать в качестве реакции на них выходные, но при этом он никак не проявляет свою внутреннюю структуру.

Слайд 21

Интерфейс интерфейсу рознь

Словом интерфейс называют как публичную часть объекта, так и конструкцию

Интерфейс интерфейсу рознь Словом интерфейс называют как публичную часть объекта, так и
interface во многих языках программирования (например, в Java).
interface – это контракт,
в рамках которого части
программы взаимодействуют
между собой. Это позволяет
создавать модульные
конструкции, в которых для
изменения одного элемента
не нужно трогать остальные.
Имя файла: Основные-понятия-ООП.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0