Слайд 2Уровни программной конфигурации ПК
Совокупность программ, хранящихся на компьютере, образует его программное обеспечение.

Совокупность программ, подготовленных к работе, называют установленным программным обеспечением.
Совокупность программ, работающих в тот или иной момент времени, называют программной конфигурацией.
Программная конфигурация ПК многоуровневая. Это связано с тем, что требования к программам, предназначенным для работы с устройствами, существенно отличаются от требований к программам, предназначенным для работы с людьми.
Слайд 3Общий принцип : чем ниже уровень программ, тем больше они работают с

устройствами и меньше с человеком. Этот принцип соблюдается во всей компьютерной технике от отдельного ПК до всемирной компьютерной сети Интернет.
Программы самого низкого уровня работают только с устройствами. Программы промежуточных уровней работают с программами нижнего уровня и программами верхних уровней. Человек имеет к ним ограниченный доступ. Программы верхних уровней работают с человеком и программами нижележащих уровней.
Слайд 4Базовая система ввода-вывода
На самом нижнем уровне находятся программы базовой системы ввода-вывода

(BIOS). Их код жестко записан в одной из микросхем компьютера.
В момент включения компьютера эти программы выполняют проверку оборудования и обеспечивают простейшее взаимодействие с клавиатурой и монитором — клавиатура способна реагировать на нажатие некоторых клавиш, а на мониторе отображается информация о ходе запуска компьютера.
Взаимодействие с человеком у программ этого уровня крайне ограниченно и возможно только в первые секунды после запуска компьютера.
Слайд 5Системные программы
Системные программы предназначены для работы со всеми устройствами компьютера. Они

принадлежат к промежуточному уровню.
Снизу системные программы управляют работой устройств и используют программы нижнего уровня, а сверху отвечают на запросы программ более высоких уровней. Те системные программы, которые непосредственно управляют устройствами, еще называют драйверами устройств.
Люди работают с программами этого уровня только в тех сравнительно редких случаях, когда требуется настроить оборудование.
Слайд 6Служебные программы
Это следующий уровень, программы которого предназначены для обслуживания компьютера, проверки

его устройств, а также для настройки устройств и программ.
Снизу эти программы общаются с программами нижних уровней, а сверху передают данные программам верхнего уровня по их запросу.
Степень взаимодействия с человеком определяется необходимостью. Например, мастера по наладке и настройке оборудования активно работают со служебными программами. Обычные пользователи используют их сравнительно редко.
Слайд 7Прикладные программы
Уровень прикладных программ — самый верхний. Здесь находятся программы, обслуживающие

человека и удовлетворяющие его потребности.
С их помощью выполняется набор и редактирование текстов, создание чертежей и иллюстраций, коммуникация между людьми, воспроизведение музыки и видео, а также многое другое.
Сверху программы прикладного уровня общаются с человеком, а снизу — с программами нижележащих уровней.
Прямого доступа к устройствам программы прикладного уровня, как правило, не имеют.
Слайд 8ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ TURBO PASCAL
Раздел 1

Слайд 9Алфавит языка
Алфавит языка состоит из нескольких разделов:
Латинские буквы: A a

B b…
Цифры: 0 1 2..9
Знаки математических операций: + - * /
Знаки математических отношений: < > =
Знаки препинания: . , : ;
Специальные знаки: { } [ ] ( ) $ ^
Слайд 10Основная структура программы
Правила языка Паскаль предусматривают единую для всех программ форму основной

структуры:
Program <Имя программы>;
<Раздел описаний>
Begin
<Тело программы>
End.
Слайд 11Программа, записанная на языке TP, может содержать следующие разделы:
1. Описание меток (Label).

2. Описание типов (Type).
3. Описание констант (Const).
4. Описание переменных (Var).
5. Описание процедур и функций (Procedure, Function).
При отсутствии необходимости в каком-либо виде объектов, соответствующий подраздел может быть опущен.
Слайд 12Разделы между собой разделяются знаком ";"
Раздел операторов заключается в операторные скобки.

Это зарезервированные слова begin, end.
Раздел операторов заканчивается точкой.
Запись внутри операторных скобок ведется с отступом в три знака.
Раздел "заголовок" начинается с зарезервированного слова, за которым указывается имя программы.
В качестве имени может использоваться любой набор символов алфавита с несколькими исключениями:
Нельзя использовать зарезервированные слова.
Нельзя начинать имя с цифры.
При использовании имени не используется пробел.
Слайд 13Типы данных
Любые данные в TP характеризуются своими типами.
Тип определяет:
формат представления

данных в памяти компьютера;
множество допустимых значений, принимаемое переменной или константой, принадлежащей к выбранному типу;
множество допустимых операций применимых к этому типу.
Слайд 14
Тип переменной определяется при ее декларации.
Одна из базовых концепций Паскаля заключается в

жесткой проверке соответствия типов в операциях присваивания.