Перегрузка операций. Лекция 4

Содержание

Слайд 2

Перегрузка операций

Операция выбора элемента
Операция выбора элемента ‘->’ так же может быть перегружена.

Перегрузка операций Операция выбора элемента Операция выбора элемента ‘->’ так же может
Она относится к унарным операциям своего левого операнда. Этот левый операнд должен быть либо объектом класса, либо ссылкой на объект класса, для которого операция перегружается. Функция operator-> обязательно должна быть составной нестатической функцией класса.

Слайд 3

Перегрузка операций

В качестве результата операция должна возвращать либо объект, либо указатель на

Перегрузка операций В качестве результата операция должна возвращать либо объект, либо указатель
объект. К этому указателю затем автоматически будет применена предопределенная операция выбора (по указателю ->).
Если операция -> перегружена для класса Name, тогда выражение name-> m, где name – объект класса Name, интерпретируется как (name.operator->())->m.

Слайд 4

Перегрузка операций

Обычно данную операцию имеет смысл перегружать в том случае, когда иерархия

Перегрузка операций Обычно данную операцию имеет смысл перегружать в том случае, когда
классов сильно разветвлена.
Рассмотрим пример.
struct N
{
int a;
};

Слайд 5

Перегрузка операций

struct L1
{
N *target;
N *operator->() const
{ return target;

Перегрузка операций struct L1 { N *target; N *operator->() const { return
}
};
struct L2
{
L1 *target;
L1 &operator->() const
{ return * target; }
};

Слайд 6

Перегрузка операций

Использование перегруженных операций:
int main()
{
N x = { 3 };
L1 y

Перегрузка операций Использование перегруженных операций: int main() { N x = {
= { & x };
L2 z = { & y };
cout << x.a << y->a << z->a << endl; // print "333"
return 0;
}

Слайд 7

Перегрузка операций

Если изменить перегруженную операцию класса struct L2 следующим образом:
L1 &operator->() const
{

Перегрузка операций Если изменить перегруженную операцию класса struct L2 следующим образом: L1

if(target == 0)
{
cout << " Список пустой " << endl;
exit(-1);
}
return * target;
}

Слайд 8

Перегрузка операций

Тогда при объявлении
N x = { };
L1 y =

Перегрузка операций Тогда при объявлении N x = { }; L1 y
{ };
L2 z = { };
Получим сообщение о пустоте списка.

Слайд 9

Перегрузка операций

Перегрузка операции приведения типа
Существует возможность определить функцию-операцию, которая будет осуществлять преобразование

Перегрузка операций Перегрузка операции приведения типа Существует возможность определить функцию-операцию, которая будет
объектов класса к другому типу. Общий формат:
operator имя_типа ();
Тип возвращаемого значения и параметры указывать не требуется. Можно переопределять методы как виртуальные, которые можно использовать в иерархии классов.

Слайд 10

Перегрузка операций

Рассмотрим несложный пример:
class Test
{
int test;
public:
Test(){};
Test(int t):test(t){};
operator int()
{ return test; }
};

Перегрузка операций Рассмотрим несложный пример: class Test { int test; public: Test(){};

Слайд 11

Перегрузка операций

Использование данного оператора:
Test t(190);
int i = int(t);
cout << i << endl;
Или

Перегрузка операций Использование данного оператора: Test t(190); int i = int(t); cout
более в «экзотическом» виде:
cout << t.operator int() << endl;

Слайд 12

Перегрузка операций

Перегрузка операции вызова функции
Класс в котором определена операция вызова функции, называется

Перегрузка операций Перегрузка операции вызова функции Класс в котором определена операция вызова
функциональным классом. При этом, от такого класса не требуется наличия каких-либо полей и других методов.
Рассмотрим классический пример функционального класса.

Слайд 13

Перегрузка операций

class if_greater
{
public:
int operator ()(int a, int b)
{ return a>b; }
};

Перегрузка операций class if_greater { public: int operator ()(int a, int b)

Слайд 14

Перегрузка операций

Использование данной операции несколько необычно по сравнению с другими операциями:
int main()
{
if_greater

Перегрузка операций Использование данной операции несколько необычно по сравнению с другими операциями:
x;
cout << x(1,5) << endl;
cout << if_greater()(5,1) << endl;
return 0;
}

Слайд 15

Перегрузка операций

Перегруженная операция вызова функции приводит к важному понятию, используемому во многих

Перегрузка операций Перегруженная операция вызова функции приводит к важному понятию, используемому во
языках программирования – функциональный объект или функтор.
В терминах С++ функции не являются объектами, поэтому они функторами не считаются, хотя имена функций, не функции, а именно имена функций входят в категорию функциональных объектов.

Слайд 16

Перегрузка операций

Имя функции — это идентификатор, который неявно приводиться к указателю (как

Перегрузка операций Имя функции — это идентификатор, который неявно приводиться к указателю
и имя массива). Поскольку указатели в терминах С++ объектами считаются, то и имя функции, приведённое к указателю, считается объектом, а поскольку оно объект, то можно говорить о функциональности объекта.

Слайд 17

Перегрузка операций

Посмотрим еще один пример использования функтора, когда в классе перегружается операция (),

Перегрузка операций Посмотрим еще один пример использования функтора, когда в классе перегружается
а потом объект класса используется подобно функции, вбирая в себя аргументы.

Слайд 18

Перегрузка операций

class Less

public:
bool operator() (const int left, const int right)
{  return left <

Перегрузка операций class Less { public: bool operator() (const int left, const
right;  }
};
int main()
{
int arr[] = {1,2,3,4,5}; 
Less less;      //создаётся функциональный объект
 sort(begin(arr), end(arr), less);   //передаётся функтор в алгоритм сортировки 
}

Слайд 19

Перегрузка операций

Перегрузка операций new и delete
При перегрузке операций new и delete следует

Перегрузка операций Перегрузка операций new и delete При перегрузке операций new и
руководствоваться Международным стандартом по языку С++:
ISO/IEC 14882, https://en.cppreference.com/w/cpp/memory/new/operator_new
http://www.cplusplus.com/reference/cstdint/

Слайд 20

Перегрузка операций

Чтобы обеспечить альтернативные варианты управления памятью, можно определить свои собственные варианты

Перегрузка операций Чтобы обеспечить альтернативные варианты управления памятью, можно определить свои собственные
операций new и delete.
Перегрузить можно и глобальные операции, описав их вне всякого блока (структуры, класса).

Слайд 21

Перегрузка операций

Пример перегрузки глобальных операций:
#include
void * operator new ( size_t

Перегрузка операций Пример перегрузки глобальных операций: #include void * operator new (
sz )
{
cout << " новая глобальная операция new " << sz << endl;
if ( sz == 0 )
++ sz ; // избегайте malloc (0), который может вернуть nullptr в случае успеха
if ( void * ptr = malloc ( sz ) )
return ptr;
throw bad_alloc();
}

Слайд 22

Перегрузка операций

void operator delete ( void * ptr )
{
cout <<

Перегрузка операций void operator delete ( void * ptr ) { cout
" новая глобальная операция delete" << endl;;
free ( ptr ) ;
}

Слайд 23

Перегрузка операций

Использование операций:
int main ( )
{
int * p1 = new

Перегрузка операций Использование операций: int main ( ) { int * p1
int ;
delete p1 ;
int * p2 = new int [ 10 ] ;
delete [ ] p2 ;
return 0;
}

Слайд 24

Перегрузка операций

В этом примере при объявлении массивов в динамической памяти сработают стандартные.

Перегрузка операций В этом примере при объявлении массивов в динамической памяти сработают
Для полноты программы перегрузим операции и для массивов:
void * operator new []( size_t sz , int n)
{
cout << " новая глобальная операция new []" << sz << endl;
if ( sz == 0 )
++ sz ; //
if ( void * ptr = malloc ( sz ) )
return ptr;
throw bad_alloc();
}

Слайд 25

Перегрузка операций

void operator delete[] ( void * ptr )
{
cout

Перегрузка операций void operator delete[] ( void * ptr ) { cout
<< " новая глобальная операция delete" << endl;
free ( ptr ) ;
}
Теперь вызовы:
int * p2 = new int [ 10 ] ;
delete [ ] p2 ;
получат отклик от программы

Слайд 26

Перегрузка операций

Эти примеры учебные и подобные перегрузки глобальных операций в практическом программировании

Перегрузка операций Эти примеры учебные и подобные перегрузки глобальных операций в практическом программировании обычно не делают.
обычно не делают.

Слайд 27

Перегрузка операций

Перегрузка операций new и delete в теле класса
При перегрузке данных операций

Перегрузка операций Перегрузка операций new и delete в теле класса При перегрузке
должны соответствовать следующим правилам:
- им не требуется передавать параметр типа класса;
- первым параметром функции new и new[] должен передаваться размер объекта типа size_t (возвращается операцией sizeof, содержится в файле ); при вызове функции передается неявным образом;

Слайд 28

Перегрузка операций

- операции new new[] должны возвращать в качестве результата тип void*,

Перегрузка операций - операции new new[] должны возвращать в качестве результата тип
даже если оператор return возвращает указатель на другие типы (чаще всего на тип класса);
- операции delete и delete[] должны возвращать тип void и первый аргумент типа void*;
- операции выделения и освобождения памяти являются статическими компонентами класса.

Слайд 29

Перегрузка операций

Рассмотрим пример перегрузки операций в теле класса:
struct X
{
static void

Перегрузка операций Рассмотрим пример перегрузки операций в теле класса: struct X {
* operator new (size_t sz )
{
cout << "custom new for size" << ' ' << sz << endl;
return :: operator new ( sz ) ;
}
static void * operator new [ ] (size_t sz )
{
cout << "custom new [] для размера" << ' ' << sz << endl ;
return :: operator new ( sz ) ;
}
};

Слайд 30

Перегрузка операций

Вариант использования:
int main ( )
{
X * p1 = new

Перегрузка операций Вариант использования: int main ( ) { X * p1
X ;
delete p1 ;
X * p2 = new X [ 10 ] ;
delete [ ] p2 ;
return 0;
}

Слайд 31

Перегрузка операций

Перегрузка operator new и operator new[] с дополнительными определяемыми пользователем параметрами («формы размещения»)

Перегрузка операций Перегрузка operator new и operator new[] с дополнительными определяемыми пользователем
также могут быть определены как составные функции класса.

Слайд 32

Перегрузка операций

Рассмотрим пример:
struct X
{
X() { throw runtime_error(""); }
static void*

Перегрузка операций Рассмотрим пример: struct X { X() { throw runtime_error(""); }
operator new(std::size_t sz, bool b)
{
cout << "custom placement new called, b = " << b << '\n';
return ::operator new(sz);
}
static void operator delete(void* ptr, bool b)
{
cout << "custom placement delete called, b = " << b << '\n';
::operator delete(ptr);
}
};

Слайд 33

Перегрузка операций

Использование объявлений:
int main()
{
try
{
X* p1 = new (true)

Перегрузка операций Использование объявлений: int main() { try { X* p1 =
X;
}
catch(const exception&) { }
return 0;
}
Посмотрите и оцените работу данной программы.

Слайд 34

Перегрузка операций

При переопределении операций new и delete рекомендуется использовать обработчик исключительных ситуаций.

Перегрузка операций При переопределении операций new и delete рекомендуется использовать обработчик исключительных ситуаций.

Слайд 35

Указатели компонентов класса

Указатели полей
Существует возможность создания указателя на нестатическую компоненту класса. Этот

Указатели компонентов класса Указатели полей Существует возможность создания указателя на нестатическую компоненту
указатель отличается от обычного тем, что в его описании присутствует идентификатор класса. В частности, указатель типа ‘int’ относится к типу ‘int *’, то указатель на целочисленную нестатическую компоненту класса Class, относится к типу ‘int Class:: *’.

Слайд 36

Указатели компонентов класса

Примеры:
Объявление компоненты Тип указателя
int Fix; int Class:: *
float *Num; float *Class:: *
long (Ref

Указатели компонентов класса Примеры: Объявление компоненты Тип указателя int Fix; int Class::
*)[2]; long (*Class:: *)[2]
void Sub(int); void( Class::*)(int)
Благодаря связи компонента класса с идентификатором класса позможно осуществление контроля правильности обращений к компонентам класса через указатели.

Слайд 37

Указатели компонентов класса

С точки зрения синтаксиса обращений применяется следующая нотация: если Ptr-

Указатели компонентов класса С точки зрения синтаксиса обращений применяется следующая нотация: если
выражение, указывающее на компонент класса, то *Ptr – имя этого компонента.
Если Obj являетя именем объекта класса, а Ref – указателем на объект, то справедливы следующие записи:
Obj. *Ptr
Ref-> *Ptr

Слайд 38

Указатели компонентов класса

Рассмотрим простой класс:
class Fixed
{
public:
int Fix;
};

Указатели компонентов класса Рассмотрим простой класс: class Fixed { public: int Fix; };

Слайд 39

Указатели компонентов класса

Объявим указатель на единственное поле класса:
int Fixed::*Ref = &Fixed::Fix;
Имея объект

Указатели компонентов класса Объявим указатель на единственное поле класса: int Fixed::*Ref =
класса Fixed и указатель на него можно обратиться к компоненте класса Fix.
Fixed Num;
Fixed *Ptr_Fixed = &Num; и
Ptr_Fixed-> Fix = 12; // обращение через обычный указатель на класс или Num.Fix = 12;

Слайд 40

Указатели компонентов класса

Обращение через объект класса:
cout << Num.*Ref << endl;
Обращение через указатель

Указатели компонентов класса Обращение через объект класса: cout Обращение через указатель на
на класс:
cout << Ptr_Fixed->*Ref << endl;
Указатель на приватную или защищенную компоненту создать можно, но обратиться – нельзя.

Слайд 41

Указатели компонентов класса

Указатели составляющих
Рассмотрим возможность создания указателя на составляющую функцию класса.
class Fixed
{
public:
int

Указатели компонентов класса Указатели составляющих Рассмотрим возможность создания указателя на составляющую функцию
Fix;
int *FixPtr()
{
return &Fix;
}
};

Слайд 42

Указатель на составляющую функцию класса:
int *(Fixed:: *Ref)() = &Fixed::FixPtr;
Вызов функции через указатель:
Fixed

Указатель на составляющую функцию класса: int *(Fixed:: *Ref)() = &Fixed::FixPtr; Вызов функции
Num, *Ptr = &Num;
Num.Fix = 13;
cout << *(Ptr->*Ref)() << endl;
Нельзя создать указатель на статическую функцию класса и на конструктор классаю
Имя файла: Перегрузка-операций.-Лекция-4.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0